СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное. Этический разговор "Вы сказали:"Здравствуйте". (2-4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Беседа по теме "История происхождения традиционных приветствий у разных народов"

"Здравствуйте, ребята! - легкое и обычное приветствие. А каково бы было ваше удивление, если бы начало было таким:

"Ели вы сегодня?" и "Здоров ли ваш скот?"

А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается : пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода - все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Какими только приветствиями не пользуются люди:

• Национальные обычаи Японии как ни в какой другой стране связаны со множеством поклонов. Кланяются знакомым и незнакомым: пассажирам автобусов, покупателям, экскурсантам. В своем доме женщины встречают гостя на камнях, а голову кладут на касающиеся пола ладони.

• Люди из племени масаи перед тем как поприветствовать друг друга, плюют на руки, а из племени маори - прикасаются друг к другу носами. Где-то, на Востоке, здороваясь, наклоняют голову перед сложенными ладонями, прикладывают руку ко лбу, к груди и сердцу. (Ребята иллюстрируют рассказ сценками).

• Когда здороваются монголы, они протягивают обе руки и пожимают друг другу не ладони, а выше локтей. Младший должен протянуть свои руки так, чтобы они находились под руками старшего (иллюстрация сценкой).

Приветствовать - значит сказать еще и какие-то слова.

В прошлом говорили так:

Заканчивающим жатву: "С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!"

Молотильщикам желали: "По сто на день, по тысяче на неделю"

Едящим и пьющим: "Хлеб да соль" или "Чай да сахар".

Вежливый человек не просто отвечал на приветствие, а использовал в ответе специальную для каждого случая этикетную форму.

Рыбака приветствовали: "Улов на рыбу!" - "Наварка на ушицу!" - отвечал он.

"Спорынья в квашню! - говорили женщине, которая месит тесто. "Сто рублей в мотну!" - отвечала она (спорынья - удача).

Один из видов приветствия - рукопожатие. Такой жест выражает повышенное дружелюбие, поэтому обмен рукопожатиями не всегда обязателен.

Вопрос ребятам: Откуда пошел обычай снимать перчатки?

Пока ребята обсуждают ответ, звучит музыка.

Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!

Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.

Рукопожатие - это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят "Крепкое рукопожатие", это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и не вялая "кошачья лапка".

Если встреча знакомых происходит на улице когда прохладно и люди в перчатках, мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины по своему удобству и усмотрению, но зимнюю рукавичку нужно снимать и женщинам. Рука, поданная без перчатки, - это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая для рукопожатия, расценивается как оскорбление.

Какую-то роль в приветствии играют и головные уборы.

Вопрос:  Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?

(Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!")

В книге "Юности честное зерцало..." (написанной во времена Петра I, которая давала разные наставления, как быть вежливым и учтивым молодым человеком при встрече со знакомыми)  указывалось:

"За три шага шляпу снять приятным образом. Шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно". "Лучше когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: "он есть спесивый болван"

Снять или не снять сейчас головной убор - зависит от времени года, да и от характера головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение, приветствующий мужчина снимает любой головной убор.

Вопрос:  Когда говорят "Привет", "Здравствуйте"?

Очень много зависит от того, с кем вы поздоровались. Своим ровесникам, приятелям можно сказать "Привет", взрослым нужно говорить "Здравствуйте")

II. Веселые сценки.

1. Встреча двух друзей (сценка)

Два мальчика встречаются друг с другом.

- Как дела, чувак? - хлопает друга по плечу первый со всей силой

- Будь здоров, кабан, - отвечает второй, толкая первого.

2. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Андрей опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Наталья Владимировна!"

3. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

Никита, пробегая мимо Юли, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Петрова!"

Вопросы:

  1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
  2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
  3. Вы часто встречаете человека по дороге в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
  4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег?

 

III. Встанем в круг.

Вопрос: Что дало каждому из вас обсуждение правил приветствия?

Игры:

1 . Участники встают в круг и вытягивают обе руки вперед перед собой в положении крест-накрест, после чего берутся за руки и  замыкают круг. Естественно, что приходится встать немного ближе друг к другу, чтобы было удобно держаться за руки. И в этом положении все участники громко говорят  слово «здравствуйте!»

2.Оставаясь в кругу,  участникам предлагается,  вытянуть вперед правую руку. (Удобнее если  все будут стоять не лицом в круг, а  повернутся в круг правым боком.)Кисть руки надо сжать в кулак, а большой палец выставить вбок. При этом в свой кулак надо заключить большой палец соседа справа.Участники почувствуют, что им необходимо еще больше  сомкнуть свой круг, чтобы  было удобно держать  пальцы друг друга. Когда круг замкнется,  все участники вновь дружно здороваются.

3. В этой игре участники становятся в круг, а водящий неторопливо ходит за их спинами.Неожиданно он прикасается к одному из играющих. После этого и водящий, и «вызванный» игрок стремглав бегут в разные стороны, стараясь поскорее обежать круг.Но, встретившись на середине, оба останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте», после чего называют свое имя.И снова бегут дальше, пытаясь занять свободное место в круге. Тот игрок, кто не успел этого сделать, становится водящим. (Играющие мальчики могут делать поклон головой. Девочки  при встрече друг с другом  могут делать изящный реверанс.)

IV. Заключительное слово классного руководителя .

По - разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: "Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья".

Просмотр содержимого документа
«Нравственное. Этический разговор "Вы сказали:"Здравствуйте". (2-4 класс)»

Вы сказали :  «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Склярова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 1 г. Новокуйбышевск Самарской области

Вы сказали :

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Склярова Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 1 г. Новокуйбышевск

Самарской области

Этическая беседа.

Этическая беседа.

"История происхождения традиционных приветствий у разных народов"

Склярова Н.А. Нравственное.

Исторический экскурс.

Исторический экскурс.

  • "Ели вы сегодня?"
  • "Здоров ли ваш скот?"

Древний Китай.

Древняя Монголия

Древний Египет

Склярова Н.А. Нравственное.

Япония  Склярова Н.А. Нравственное.

Япония

Склярова Н.А. Нравственное.

Тибет  Склярова Н.А. Нравственное.

Тибет

Склярова Н.А. Нравственное.

Новая Зеландия  (племя Маори)  Склярова Н.А. Нравственное.

Новая Зеландия (племя Маори)

Склярова Н.А. Нравственное.

Филиппины  Склярова Н.А. Нравственное.

Филиппины

Склярова Н.А. Нравственное.

Кения  (племя Масаи)  Склярова Н.А. Нравственное.

Кения (племя Масаи)

Склярова Н.А. Нравственное.

Заканчивающим жатву:
  • Заканчивающим жатву:

"С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!"

  • Молотильщикам желали:

"По сто на день, по тысяче на неделю"

  • Едящим и пьющим:

"Хлеб да соль" или "Чай да сахар".

В прошлом говорили так:

Приветствовать - значит сказать еще и какие-то слова.

Вежливый человек не просто отвечал на приветствие, а использовал в ответе специальную для каждого случая этикетную форму.

  • Рыбака приветствовали: "Улов на рыбу!" - "Наварка на ушицу!" - отвечал он.
  • "Спорынья в квашню! - говорили женщине, которая месит тесто. "Сто рублей в мотну!" - отвечала она (спорынья - удача).
  • Один из видов приветствия - рукопожатие. Такой жест выражает повышенное дружелюбие, поэтому обмен рукопожатиями не всегда обязателен.

Склярова Н.А. Нравственное.

Подумаем, обсудим. Откуда пошёл обычай снимать перчатки? Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом? Когда говорят

Подумаем, обсудим.

  • Откуда пошёл обычай снимать перчатки?
  • Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?
  • Когда говорят "Привет", "Здравствуйте"?

Склярова Н.А. Нравственное.

Весёлые сценки.  ● Разыгрываем маленькие сюжеты. ● Обсуждаем ситуации. Склярова Н.А. Нравственное.

Весёлые сценки.

● Разыгрываем маленькие сюжеты.

● Обсуждаем ситуации.

Склярова Н.А. Нравственное.

Вопрос

Ответ !

?

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

  1. Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.

  2. Увидев знакомых в автобусе, в читаль-ном зале, на другой стороне улицы, их приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном.

2. Вы вошли в автобус с задней площад-ки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

  3. Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булоч-ной, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах), даже, если ты с ними не знаком, обязательно.

3. Вы часто встречаете человека по до-роге в школу. Но не знакомы с ним. Пола-гается ли в таких случаях здороваться?

4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя ми-мо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег?

4.   Олег поступил невежливо.

Надо было сказать общее "Здравст-вуйте!"

Склярова Н.А. Нравственное.

Встанем в круг.  Склярова Н.А. Нравственное.

Встанем в круг.

Склярова Н.А. Нравственное.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!  Поклонившись, мы друг другу сказали,  Хотя были совсем незнакомы.   Здравствуйте!  Что особого тем мы друг другу сказали?  Просто

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы.  Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто "Здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?  Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Владимир Солоухов

Склярова Н.А. Нравственное.

Пластилиновые куклы https://m.babyblog.ru/user/mari-maklakova/2734865  Склярова Н.А. Нравственное.

Пластилиновые куклы https://m.babyblog.ru/user/mari-maklakova/2734865

Склярова Н.А. Нравственное.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!