Тема занятия | Нравственные заповеди в религиях мира |
Тип занятия | Изучение нового материала |
Дата проведения занятия | 31.03.2017 |
Образовательные ресурсы | Презентация урока, учебник Основы мировых религиозных культур.- М.: Издательство «Просвещение», 2012 |
Цель урока | Создание условий для получения знаний о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, развитие умения применить изученный материал в новых ситуациях и коммуникативных навыков |
Формы и методы, технологии обучения | Методы: беседа; анализ; обобщение. Формы: общеклассная, групповая и индивидуальная. Технология: урок в логике технологии развивающего обучения |
Основные понятия и термины | Нравственность, заповеди, Ветхий завет, 10 заповедей, Евангелия, Коран, бодхисатвы |
Планируемые результаты | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Регулятивные: управление учебной деятельностью посредством контроля своих действий и оценки успешности в усвоении материала, выполнение своей деятельности по заданному алгоритму Познавательные: сравнение нравственных заповедей в иудаизме и христианстве, нравственные учения ислама, буддизма. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей. |
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
Организационный этап 1 мин. | Объявляет тему и план занятия | | Усвоение алгоритма деятельности | Прогнозирование результата деятельности класса |
Ситуация вызова 2 мин. | Создает проблемную ситуацию: Что такое нравственность? Что такое заповеди? Как вы думаете, чем отличаются заповеди каждой религии и что между ними может быть общего? | Отвечая на первый вопрос, вспоминают, что нравственность – это правила, определяющие поведение человека, прежде всего, отвечающие на вопрос: что добро, а что зло; заповеди – это правила поведения, установленные Богом или другими высшими силами. Высказывают предположения о сходстве и различиях в нравственных правилах различных религий. |
Постановка учебной задачи 2 мин. | Сейчас вы прочитаете текст данного урока в учебнике и определите, какие заповеди содержатся в учениях мировых религий и иудаизма. Работа будет выполняться по группам, в соответствии с планом учебника. 1 группа выделяет заповеди иудаизма и христианства, 2-я – ислама, 3-я – буддизма. Затем мы обсудим и сравним эти заповеди. | Формируют группы | Осознают задачу урока | С помощью учителя определяют тему работы группы |
Основной этап 32 мин 1. Работа в группах 22 мин. | Направляет. Помогает | Учет позиции других гимназистов, умение обосновать собственное мнение. Выделение и формулирование главных мыслей текста. Построение полного ответа на поставленный вопрос. Уважение прав других гимназистов | Знакомство с содержанием текста. Выполнение задания на основе заданного алгоритма. | Управление проявлениями своих эмоций. Выбор формы представления работы группы у доски. |
2. Подведение итогов работы групп 5 мин. | Итак, какие заповеди вы сформулировали в результате работы с текстом учебника? | 1. Заповеди иудаизма и христианства 10 заповедей: 1-4. Почитай одного Бога, посвящай ему 1 день в неделю (субботний). 5. Почитай своих родителей. 6. Не убивай. 7. Сохраняй верность в браке. 8. Не кради. 9. Не говори неправды о других людях, не клевещи. 10. Не завидуй. Главные заповеди христианства: 1. Любовь к Богу. 2. Любовь к ближнему. 2. Нравственное учение ислама 1. Высшая ценность – человек. 2. Нельзя убивать ни других, ни себя. 3. Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. 4. Почитай родителей: «Рай находится под ногами наших матерей» 5. Запрет на спиртное 6. Добрые отношения с соседями 3. Учение о поведении человека в буддизме Отказ 1. от преднамеренного убийства любого живого существа 2. от воровства 3. от лжи 4. от супружеской неверности 5. от алкоголя |
| Группы излагают итог своей работы – нравственные заповеди в конкретной религии | Знакомятся с нравственными заповедями в различных религиях | Соотносят содержание заповедей в различных религиях |
3. Сравнение заповедей в различных религиях 5 мин | Предлагает сравнить заповеди и сделать вывод: в заповедях больше сходства или различий? | Сходство (все религии): Отказ от убийства и воровства, от супружеской неверности Сходство (иудаизм, христианство, ислам): Почитай одного Бога. Почитай родителей Сходство (ислам, буддизм): Отказ от спиртного Особенности: (христианство): 1. Любовь к Богу. 2. Любовь к ближнему. |
Сравнение нравственных заповедей, выделение в них общего и особенного | Усвоение содержание урока, обобщение своих знаний | Управление проявлениями своих эмоций. |
Заключительный этап. Рефлексия 3 мин. | Предлагает обменяться мнениями о том, какие знания приобрели, какие новые вопросы возникли. Высказывает свое мнение об уровне усвоения материала классом, о деятельности учащихся | Определять сильные и слабые стороны своей деятельности. Различение оценки действия и оценки личности | Определение пробелов в своих знаниях и навыках. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Сопоставление своей оценки с оценкой учителя для определения уровня усвоения материала | Оценка успешности в усвоении материала, вывод |