СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные уроки повести И. С. Тургенева "Первая любовь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственные уроки повести  И. С. Тургенева "Первая любовь". Доступно подросткам о нравственности

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки повести И. С. Тургенева "Первая любовь"»





ГАУДПО Липецкой области «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



Итоговая работа




слушателя курсов повышения квалификации по программе

«Совершенствование предметных и методических компетенций учителя русского языка и литературы, родного (русского) и родной (русской) литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС»




Ворониной Людмилы Алексеевны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей села Хлевное»

Хлевенского муниципального района Липецкой области




на тему : «Нравственные уроки повести И. С. Тургенева «Первая любовь»

























2022 год






Нравственные уроки повести И. С. Тургенева «Первая любовь», 9 класс


Программа Г. С. Меркина


Цель урока: проверка первичного восприятия текста;

выделение идейно-эмоционального содержания повести;

знакомство с автобиографической основой повести.

Задачи:

-продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

-совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

развивать эмоциональную восприимчивость;

-воспитывать уважительное отношение к женщине, к любви;

-формулировать собственные выводы после прочтения и анализ произведения



«Это единственная вещь, которая мне самому

до сих пор доставляет удовольствие,

потому что это сама жизнь, это не сочинено…»

И. С. Тургенев

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И. С. Тургенев

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя на фоне романса «Утро туманное»

Любовь- прекрасное и возвышенное чувство. И. С. Тургенев через всю жизнь пронес любовь к женщине, которая не могла стать его женой, которую он любил чистой, бескорыстной любовью. Это стало для него испытанием на долгие годы. И всех своих героев И. С. Тургенев проводит через испытание любовью, считая её высшим мерилом нравственности. И любовь в произведениях автора многолика. В романе «Отцы и дети» герой подарит любимой женщине кольцо с вырезанным на нем сфинксом и скажет, что сфинкс это она сама. Любовь- это чувство, которое хранит в себе множество загадок, очень мучительных, тем более, если она первая…

II. Изучение темы урока. Обращение к теме урока и эпиграфу.

- Что же такое нравственность?

Нравственность – внутренние, духовные и душевные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова.

-Что мы называем нравственными ценностями?

(Любовь, дружба, согласие, примирение с окружающими, прощение).

-Верно. Это наши общечеловеческие нравственные ценности.

-Назовите нравственные качества характера.

(Доброта, отзывчивость, верность, смелость, искренность, сострадание).

- Кто из героев обладает такими качествами?

- К какому жанру вы можете отнести это произведение?

- От чьего лица ведется повествование?

- Как называется такой приём? (рассказ в рассказе)

- Что он дает нам, читателям? (достоверность)

- Кому бы вы поверили больше, Володе или Владимиру Петровичу?

- Знаете ли вы, кого взял за основу своих образов И. С. Тургенев?

Сообщение ученика: Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Екатерина Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Её импровизации легки и свободны, даже - изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.

На вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести, Тургенев ответил: «Этот мальчик – ваш покорный слуга», только на момент влюбленности Ивану Сергеевичу было 15, а не 16, как Володе

Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева, Сергей Николаевич и Варвара Петровна

Работа в группах, подготовка к ОГЭ.

Задание группе 1. Проанализируйте описание чувств героя во время «воробьиной ночи» и приближающейся грозы в Нескучном саду (8 глава)

Задание группе 2. Проанализируйте описание чувств героя в 16 главе. Где происходит действие?

- Каково состояние главного героя, приехавшего на дачу? (обращение к тексту)

- Предмет любви Володи – это… (портретная характеристика героини в глаголах, 2 глава)

- В чем особенность портрета? (виден характер)

- Чем необычен характер героини?

-В чем главная загадка героини? (предмет её любви в 21 год)

-Есть ли противоречия между её окружением и её мечтами? (мать разорена, Володя юн, ему 16, гусар Беловзоров глуп, но добр, граф Малевский фальшив и подл, Майданов сомнительно талантлив, Нирманский - шут, доктор Лушин умён, но не верит в любовь)

- Их всех объединяет заурядность

Они подходят на роль романтического героя для юной очарованной души? Нет

-Кто первым замечает изменения в Зинаиде7 Кто герой её романа? Какой он?

-Что их объединило с героиней? они не такие, как все!)

-В чем Петр Васильевич выдаёт себя? (обращение к тексту)

- Отчего же Зинаида задумчива, осторожна, почему медленно поднимаются её глаза? (их любовь преступна)

- Что выдаёт их любовь?

ПСИХОЛОГИЗМ – изображение внутренней жизни человеческой души

- Приведите пример такого скрытого психологизма (Петр Васильевич бьёт её по руке хлыстом)

- Почему он так поступает? (это проявление внутреннего переживания, протест и боль)

- Нужны ли такие загадки и сложности в выражении любовных чувств, нужна ли тайна в любви?

Учитель: Всё выставляется на всеобщее обозрение. И только русская классика ненавязчиво учит: истинное чувство стыдливо, оно не выставляется напоказ. И если бесстыдство никого не смущает, то почему не подумать о том, как отсутствие этой тайны обедняет и упрощает жизнь и женщин, и мужчин. И. С. Тургенев деликатен в изображении откровенных сцен.

- Где вы увидели такой эпизод? Почему именно так? (закрылись занавески, это тайна двоих)

Учитель: Жизнь не роман, и тайна перестала быть тайной.

- Отец Володи прошел испытание любовью? Почему? (унижается, просит отпустить; условность среды, предательство в любви, слабость)

-А чем же первая любовь обернулась для Володи? (драмой в юности и бесценным даром в старости)

«Все цветы мои были вырваны разом и лежали истоптанные»

-Каким стал наш герой? Какой нравственный урок он получил?

-Мог ли у этой истории быть другой конец? (эта любовь незаконна)

Учитель: Любовь, по мысли И. С. Тургенева, не только бесценный дар судьбы но и тяжелое испытание, которое не каждому дается выдержать и найти в нём счастье. Первая любовь показана как исключительное событие человеческой жизни, единственное и неповторимое по яркости переживаний, по настроению души.

- Что же явилось результатом такой любви? (одиночество всех героев этой истории)

- Какие же нравственные уроки мы должны извлечь из прочитанного произведения?

(жить с нелюбимой женщиной-безнравственно; в погоне за личным счастьем не видеть личности другого человека – безнравственно; любовь – страсть не созидательна, а разрушительна; играть чувствами других – безнравственно; запретная любовь безнравственна)

III. Заключительный этап урока.

Вывод: проблемы, поднимаемые автором в повести, актуальны и сегодня, и будут актуальны всегда: любовь, испытание ею; поведение влюблённого человека, его взаимоотношения с окружающими, умение понять чувства другого, умение сострадать и прощать, терпимо относиться к другим, не держать зла на людей; уметь достойно пережить безответное чувство и сохранить в памяти лишь самые светлые воспоминания. Это важно для любого человека. Этому надо учиться всю жизнь, и этому нас учит повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь». Идею этого произведения можно сформулировать так: любовь властвует над всеми, она может быть прекрасной и разрушительной, но без неё нельзя жить. Страдая, и от любви в том числе, люди очищаются. Поэтому так убедителен И. С. Тургенев, он сам пережил это очищение и хранит чувство первой любви всю жизнь.

Закончить урок мне бы хотелось словами святого апостола Павла:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает…

IV. Итоги урока

V. Домашнее задание: 1) О чем меня заставила задуматься повесть «Первая любовь» И. С. Тургенева? (сочинение - рассуждение)

2) В каких произведениях современных авторов вам встретилась тема первой любви? (сочинение -миниатюра)

3) Сделайте эскиз памятника первой любви (рисунок)

4) Посмотрите экранизацию повести «Первая любовь» 1968 года


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!