СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные и правовые основы семьи и брака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская проба учителя применить попурри для осознания понятий темы через музыкальные произведения

Просмотр содержимого документа
«Нравственные и правовые основы семьи и брака»

Российская Федерация

Ханты – Мансийский автономный округ – Югоа

Октябрьский район

МКОУ Нижне – Нарыкарская СОШ















Нравственные и правовые основы брака и семьи.


(Методическая разработка урока для учителя обществознания)















Урок обществознания

9 класс

Учитель Максимова Е.В.





Тема: Правовые и нравственные основы брака и семьи.

ТДЦ 1) способствовать усвоению учащимися основных семейных ценностей и правовых основ семейного строительства через осмысление понятий: семья, брак, Семейный Кодекс РФ, молодожёны и супруги;

2) способствовать развитию умений работы с документами, красивой устной речи как условие публичного выступления;

3)способствовать воспитанию уважения семейных ценностей и построению правильных взаимоотношений в семье.

Основные понятия: Семейный Кодекс РФ, семья, брак, супруги, молодожёны.

Оформление: Электронная слайдовая презентация «Правовые и нравственные основы брака и семьи»;

Видеофильм «ЖЗЛ Д.И. Менделеев»(фрагмент рассуждений о начале жизни на земле );

Аудиозапись музыкального попурри из песен и мелодий по данной теме:

«Любовь похожая на сон», «Обручальное кольцо», «Марш Мендельсона», «Свадьба», «Родительский дом».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: нетрадиционная, урок – музыкальное попурри.

Ход урока.

I Организационный момент.

Добрый день, уважаемые девятиклассники. Предлагаю Вам прослушать музыкальное попурри и ответить на вопрос: «Чему будет посвящена наша тема, о чём пойдёт разговор?» Сегодня наш урок будет несколько необычным, я бы его назвала урок – попурри. Напоминаю, что слово «попурри» от французского (pot pourri) и буквально переводится как смешанное блюдо. В музыке - это музыкальная инструментальная пьеса, составленная из популярных мотивов, где мотивы мозаично сменяют друг друга. А что же будет означать попурри для нас? Предлагаю вам представить себя в Концертном зале Кремля и прослушать попурри.

(Девятиклассникам предлагается сесть поудобнее, расслабиться. Звучит попурри из названных мелодий.) ( слайды1,2)

II Актуализация новой темы.

(После прослушивания попурри и обсуждения темы, предлагается запись темы в тетради.)

Тема «Нравственные и правовые основы брака и семьи» является важной темой в современное время, Владимир Владимирович Путин о семье сказал: «…прочные семейные устои подкреплены огромными ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью. (3 слайд)

Теперь мы можем назвать цель урока? Предполагаемый ответ

(Ознакомиться с семейным правом через регламентирующий его документ Семейный Кодекс РФ, научиться применять его на практике.)

(4 слайд)

Для изучения темы нам понадобится знание следующих понятий и терминов. А вот теперь я хочу дать Вам ответ на вопрос, что же означает попурри для нас? Это значит, что наши основные понятия темы будут связаны с песней или мелодией и каждое понятие, мы будем узнавать по мелодии этой песни.

(5 – 8 слайд, работа с терминами и запись в тетради. Песня «Свадьба»- молодожёны, супруги; «Родительский дом»- семья; Марш Мендельсона брак)

Прошу обратить внимание на эпиграф к уроку:

Изначальней всего остального – любовь

В песне юности первое слово – любовь

О, несведущий в мире любви, горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа-любовь!

(9 слайд)

Это слова знаменитого персидского мыслителя и поэта средневековья Омара Хайяма, который отметил, что основой жизни является –любовь.

Шло время, менялись эпохи, нравы и ценности, но тема любви оставалась вечной. В XIX веке знаменитый учёный - энциклопедист сибиряк Д.И. Менделеев повторяет слова Омара Хайама . (Видеофрагмент из телепередачи «Серебряный шар»)

Какой смысл скрывается в этих словах Дмитрия Ивановича Менделеева? Только ли основой человеческой жизни является любовь? Возможно, что нет, но!!! Любовь к своему делу для многих – это смысл жизни. Любовь – это то, что даёт силы для новых свершений, достижений. В вашем возрасте многие уже испытали чувство первой любви, это Ваша сокровенная тайна, но вспомните, что испытывает влюблённый человек?

(возможность небольшой дискуссии)

III Изучение и усвоение нового материала.

Влюблённый человек часто не видит и не замечает в объекте своей любви того, что другие бы назвали недостатками. Любовь идеализирует нашу жизнь, заставляет нас стремиться к идеалу и совершать подвиги во имя любви. А что нас ещё ориентирует на идеал? Правильно, это мораль. Любовь всегда должна быть моральной. Азербайджанский поэт XII века Низами писал:

Бывает, что любовь пройдёт сама,

ни сердца не затронув, ни ума,

то не любовь, а юности забава.

Скажите, ребята, так может ли любовь быть нравственной основой брака?

В музыкальном попурри Вы услышали Марш Мендельсона.

Это музыкальное произведение сопровождает церемонию заключения брака. Слово брак произошло от древнерусского «братичи», что означает брать, выбирать лучшее.

(10 слайд )

До 1917 года официальным считался брак, зарегистрированный в церкви. (Исторический очерк. Сообщение учащегося)

В современное время брак - это юридический акт, основанный на добровольном союзе мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи. Если этой цели нет, то брак считается недействительным. Юридическое заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.

Прошу обратить внимание на раздел II СКРФ статья 10.

(Работа учащихся с текстом кодекса.)

Послушайте историю великого художника Пабло Пикассо и его возлюбленной Франсуазы Жило. Они встретились в 1943 году. Она - начинающий живописец и он известный всему миру художник и почти на 40 лет старше её. Двое детей: сын Клод и дочь Палома, казалось скрепили их союз навсегда. И всё - таки через 10 лет Франсуаза ушла. Она больше не могла терпеть его диктаторских замашек и бытового садизма: в гневе он мог потушить о её щеку сигарету. Ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника. Как Вы думаете почему?

Семейный Кодекс даёт возможность защитить законные интересы каждого из супругов посредством брачного договора.

(Семейный Кодекс, статья 40-42)

(Показ регистрации брака, видео фрагмент)

После составления актовой записи, молодожёны получают подтверждающий её документ - свидетельство о браке.

(10 слайд )

Традиционно официальная регистрация брака продолжается свадьбой. («Обычаи и традиции русской свадьбы», сообщение учащегося.)

Отгремели торжества, и у молодожёнов наступает пора семейной жизни. Они самостоятельно планируют своё совместное проживание.

Русский педагог Василий Сухомлинский сказал: «Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости».

(11 слайд )

IV Применение полученных ЗУН на практике.

Класс делится на 3 группы для работы с Семейным Кодексом РФ.

1группа получает задание -проанализировать главу « Имущественные правоотношения супругов».

2 группа –«Брачный контракт»

3 группа –« Заключение и прекращение брака».

Защита заданий в виде деловой игры «Юридическая консультация»

Учащиеся задают заранее подготовленные вопросы юристу их группы.

(слайд 12)

V Подведение итогов и выставление оценок.

VI Домашнее задание : мини сочинение «Современная семья»

Задания для игры «Юридическая консультация»

Заключение и прекращение брака

( статьи 10-15)Ознакомившись со статьями кодекса, дайте ответы на вопросы:

1 С какого момента возникают права и обязанности супругов?


2 Каков порядок и условия заключения брака?


3 Может ли быть отказано в заключении брака?


4 Почему перед вступлением в брак целесообразно пройти консультирование по медико – генетическим вопросам?


5 Почему законом запрещены браки между близкими родственниками?



Имущественные правоотношения супругов

Рассмотрите статьи 34, 36, 40-42 и ответьте на вопросы:

1 Какое имущество является собственностью супругов и почему?


2 Считаете ли вы справедливым положение статьи о праве на общее имущество супруга, который в период брака не имел доходы?


3 Что не является совместным имуществом супругов и почему?


4 Являются ли золотые украшения, подаренные мужем личной собственностью жены?


5 Будет ли автомобиль, полученный женой в период брака по наследству, общей собственностью супругов?



Брачный контракт

Ознакомьтесь со статьями 40-42 Семейного Кодекса и дайте ответы на вопросы:

1 Где заключается брачный договор?


2 В какой период времени можно заключить брачный договор?


3 Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?


4 Каково содержание брачного договора?


5 Чего нельзя писать в брачном договоре?



Нижне – Нарыкарская СОШ, ХМАО- Югра, Максимова Е.В.[Введите текст] Страница 7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!