СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное развитие ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственное развитие ребёнка.»



НРАВСТВЕННОЕ

развитие ребенка.





































Всестороннее развитие ребенка подразумевает физическое, интеллектуальное, социальное, а также нравственное развитие ребенка. Нравственность – это порождение человеческого общества. В животном мире феномен нравственности не обнаружен. Под нравственностью понимаются внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами. Важно отличать нравственность и мораль. Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Таким образом, мораль – это общественное явление, мало зависящее от отдельного человека. В то время как нравственность – это индивидуальный феномен. Выражением нравственности человека является совесть. 
Поговорим о нравственном развитии ребенка. Каким образом происходит становление нравственности ребенка?
Швейцарский психолог Ж. Пиаже полагал, что понимание моральных норм у детей напрямую связано с уровнем умственного



р азвития ребенка. Ж. Пиаже выделил две стадии нравственного развития ребенка. Основное различие между этими стадиями состоит в том, на что ориентируется ребенок в своих суждениях, в случае оценки ситуации. Первую стадию Ж. Пиаже назвал стадией «морального принуждения». На этой стадии ребенок ориентируется в первую очередь на авторитет взрослого, когда определяет, что хорошо, а что – плохо. Так как для этой стадии характерен эгоцентризм (неумение посмотреть на ситуацию со стороны другого человека), то ребенок, оценивая ситуацию, не может размышлять о мотивах другого человека. Нравственные суждения ребенка полностью зависят от мнения взрослого. На второй стадии, которую Ж. Пиаже назвал «мораль кооперации», ребенок уже может посмотреть на ситуацию со стороны другого человека (преодоление эгоцентризма), может понять мотивы другого человека и учитывает их, оценивая поступок. 
Например, классической является такая задача, которая позволяет увидеть, на какой стадии развития находится ребенок. Вася мыл посуду и разбил шесть чашек. Пете запретили брать конфеты из шкафа, но он все-таки нарушил запрет, достал их и разбил одну



ч ашку. Кто из ребят поступил хуже? Ребенок, находящийся на первой стадии ответит, что Вася поступил хуже. Он оценивает поступок по последствиям. Для ребенка на стадии «морального принуждения» ключевым является количество разбитых чашек. Ребенок, который переел на стадию «морали кооперации» будет судить по мотивам и, конечно, ответит, что хуже поступил Петя. По мнению Ж. Пиаже, ребенок переходит на вторую стадию примерно в старшем дошкольном возрасте.
Для того, чтобы оценить ситуацию с учетом мотивов поступка, ребенок должен обладать определенным уровнем развития мышления. В раннем возрасте ребенок только впитывает «что такое хорошо, а что такое плохо», исходя из того, что считают хорошим или плохим его родители. На стадии «морального принуждения» ребенок еще не делает самостоятельных выводов в силу неразвитости мышления. Он знает, что разбивать чашки плохо. Следовательно, тот, кто разбил больше чашек – поступил, по мнению ребенка, хуже. Знание того, что хорошо и что плохо – это усвоение морали, которая существует в обществе. Но в этом случае мы еще не можем говорить о нравственности ребенка.



Н равственность проявляется тогда, когда ребенок делает самостоятельное умозаключение, основываясь на моральных нормах и правилах. Постепенно, с

р азвитием мышления ребенка, ребенок начинает делать выводы относительно того, что происходит вокруг. В том числе он начинает размышлять и о поступках людей, об их мотивах, о следствиях этих поступков.  Итак, что же самое основное при развитии нравственности ребенка? Самое главное - это умение ребенка размышлять, делать собственные умозаключения о допустимости или недопустимости каких-либо поступков. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!