СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова «Возвращение»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал для проведения урока литературы в 8 классе по произведению  А.П.Платонова "Возвращение"

Просмотр содержимого документа
«Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова «Возвращение»»

Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова «Возвращение»


Цели урока:

- формировать умение анализировать художественные образы, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей;

- учить выделять в тексте нужные детали, цитатами подтверждать верность высказанного предположения, делать выводы и аргументировать свою точку зрения;

- подвести к осмыслению главного конфликта рассказа: между эгоизмом и человеколюбием, чёрствостью и способностью сострадать;

- проанализировать нестандартность созданного А. Платоновым образа героя Великой Отечественной войны;

- инициировать познавательную деятельность учащихся, развивать способность к рассуждению, анализу прочитанного, логическому обоснованию собственного мнения;

- воспитывать интерес к прошлому своего народа, своей Родины.

Оборудование: текст рассказа А. Платонова «Возвращение» (у каждого учащегося), мультимедийная презентация.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: урок в рамках технологии развития критического мышления


Ход урока

I. Организационный момент.


II. Этап ВЫЗОВ

Эпиграф к уроку (на доске)

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться»

Л.Н. Толстой. Из письма Толстого от 18.10.1857 г.


- Прочитаем эпиграф к нашему уроку.

Л.Н. Толстой размышляет, что значит жить честно. Давайте поразмышляем над этим вопросом и мы с вами. Это будет ключевой вопрос нашего урока. А поможет нам разобраться в этом рассказ А.П. Платонова «Возвращение».

СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ. Презентация (индивидуальное предварительное задание)

Андрей Платонович Платонов с первых дней Великой Отечественной войны добивается отправки на фронт.

С октября 1942 г. он военный корреспондент в действующей армии.
За годы войны выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенёс на нравственные решения людей и философскую сущность событий. Его не оставляли размышления о мире, о том, каким человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ «Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация наполнилась у него особым, сокровенным, смыслом.



- Традиционно анализ произведения мы начинаем с экспресс-теста на знание текста. (Презентация). Проверка выполнения.

- Почему рассказ называется «Возвращение»? (Ответы учащихся: герой вернулся с войны…, герой вернулся домой..., герой вернулся в семью...)

- Герой возвращается с войны, всё верно. Но какое же это возвращение, если на следующий день главный герой собирается уехать, покинуть семью?

- Чтобы выяснить смысл названия рассказа, нужно пройти путь главного героя с момента возвращения в семью, путь его души, его внутреннего мира, его внутреннего состояния. Нам предстоит выяснить, о каком возвращении говорит автор.


III. Анализ текста.

1. Путь героя.

- Скажите, у всех людей ровный жизненный путь? (Ответы учащихся)

Нет, конечно. Всё верно. В жизни бывают обстоятельства, когда человек делает ошибки, неразумные поступки, принимает неправильные решения, противоречащие законам нравственности, законам доброты, понимания, милосердия.

Важно в такие моменты вовремя одуматься, суметь исправиться, встать, подняться и пойти по правильному пути.

Задание «Найди нужное выражение»

- Выберите из представленных вам цитат, пословиц и поговорок те, которые доказывают нашу мысль.

Не грех упасть, грех не подняться (Сергий Радонежский)

Жить прожить - не поле перейти

Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждём. Надо брать то, что она даёт.

Перестаньте беспокоиться и начните жить!

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Жизнь измеряется не годами, а трудами.


2. Герой произведения. Алексей Иванов.

Индивидуальное задание

Алексей – в переводе с древнегреческого имя Алексей означает «оберегающий», «защитник».


- Автор не случайно даёт герою это имя. Не Владимир, не Святослав, а именно Алексей. Алексей – защитник Родины.

-А почему, на ваш взгляд, писатель дал герою фамилию Иванов?(Распространённая фамилия в России. Писатель дал герою именно эту фамилию, потому что хотел сказать, что история, случившаяся в семье Иванова, во время Великой Отечественной войны и после неё случалась во многих семьях. Война покалечила тысячу семей).


а. Значение имени, связь с характером. (Алексей – защитник; оберегающий.Боится трудностей, не хочет брать на себя ответственной за дальнейшую жизнь)

б. Почему Иванов вышел с Машей, почему откладывает свидание с семьёй? (Домой приехал на шестой день; сам не знал, почему так делал)

в. Как встречает хозяина родной дом? (вновь знакомился с ним, дышал знакомым запахом, всё и знакомое, и в то же время другое; странен и не совсем понятен был родной дом)

г. Но что мешало Иванову чувствовать радость возвращения домой всем сердцем? (слишком отвык от домашней жизни, не мог понять близких людей)

д. Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой?(Иванов бездушно судит Любу. Он воспринимает всё сердцем очерствелым. Искренняя правда жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом. Душа его покрылась коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью).

е. Умение искренне простить – это сила или слабость?

ж. Каким мы видим Иванова в финале рассказа? (ожесточённым, обиженным, решил жить по-своему)

з. Почему он вначале не узнал своих детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем? (обижен, сердце очерствелое; но всё-таки неспокойно на душе, что-то заставляет ещё раз оглянуться, чувствует, что делает что- то не так; прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем)

3. Встреча отца и сына.

а. Как проявляет себя отец Алексей Иванов? (Ответы учащихся)

Поправляет рубашку, отцовские чувства, чувствуется гордость за сына, любящий, заботливый. Если вернуться к значению имени, то теперь он защитник не только Родины, но и семьи.

б. Как этот разговор характеризует Петрушу? (Уверенный, ведёт себя по-хозяйски, деловитый, упрекает, что приехал на 6 день)

4. Семья вместе.

- Найдите в тексте эпизод, когда семья в полном сборе садится ужинать.

- Прочитаем этот эпизод по ролям.

(Со слов «За столом, сидя в кругу семьи… и до слов «Я выросла большая, - сказала Настя) Слова автора:

Отец:

Петрушка:

Любовь Васильевна:

- Сейчас семья воссоединилась. Алексей Иванов с женой и детьми.

а. Как ведут себя герои рассказа?

б. Как вы можете объяснить, почему за столом одиннадцатилетний Петруша рассуждает как проживший долгий жизненный путь человек.


5. Ночной разговор. Ссора.

а. Вроде бы и быт налаживается, и дети привыкают к отцу. Но что происходит? Какой возникает конфликт?

- Давайте послушаем аудиозапись

б. Как ведёт себя Алексей Иванов в данном конфликте? Какие чувства он проявляет? (Ответы учащихся: упрекает жену Любу, повышает голос, думает только о себе, проявляет эгоизм, уязвлённое самолюбие, непонимание, обиду, ревность, злость).

Алексей поступает не как защитник, а как разрушитель. Он берёт на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья.

6. Жизнь без отца.

а. Давайте посмотрим, как жила семья без отца? Расскажите о Любови Васильевне.

Индивидуальное задание

Имена Вера, Надежда, Любовь в христианском именослове соотносятся с мученицами-сёстрами: любовь; добрая, любящая, заботливая

История жизни. (Работала на кирпичном заводе с утра до вечера, до ночи сначала разнорабочей, так как не было квалификации, потом, после обучения, - у пресса. Пришлось и огнеупоры делать для провозных топок, и обувь чинить себе и детям, чтобы дорого не платить сапожнику, и электрические печки исправлять соседям за картошку, и детей поднимать)

б. По каким эпизодам мы можем судить, что Любовь Васильевна очень ждала мужа? (Несколько дней отпрашивалась на работе, чтобы встретить мужа. Три дня выходила ко всем поездам, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, слушая, как медленно и равнодушно ходит маятник часов. На четвёртый день отправила встречать отца детей, а к ночному поезду вышла сама. На шестой день отца встретил сын. Перед приездом мужа прибрала кухню и комнату, навела чистоту)

Согласитесь ли вы со мной, что неслучайно жену главного героя зовут Любовь. Алексея Иванова дома ждут и любят. Любовь Васильевна сохранила любовь.

в. Как Люба объясняет причину своих отношений с Семёном Евсеевичем?

г. Как речь характеризует героиню? (не хочет ссор, хочет жить в мире и согласии, любит своего мужа, детей)

д. Ночной разговор. Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему? (важна детская точка зрения на всё)


7. Решение уйти из семьи, уехать.

а. Как решает поступить герой после ночного разговора и возникшего конфликта? И это наш следующий эпизод. (Решает уйти из семьи, уехать)

б. Как поступает семья, дети? (Петруша одевается второпях, одевает Настю, чтобы догнать отца)

Обратим внимание на детей главного героя, Алексея Иванова– Петрушу и Настю.

в. Сколько лет детям? (Петруше 11 лет, Насте – 4 года)

г. Найдите в тексте описание Петруши. (со слов Иванов приехал на шестой день…» до слов «Отец удивился и вздохнул»)

- Давайте посмотрим, что означает имя Пётр.

Индивидуальное задание

В переводе с древнегреческого языка имя Пётр означает «скала», «утёс», «камень», «каменная глыба». В христианский мир оно вошло как имя одного из учеников Христа – апостола Петра.

д. Докажите, пользуясь текстом, что Петруша был скалой, опорой в семье. (Обучающиеся зачитывают примеры из текста: он помогает по хозяйству, разбирается в карточках, талонах. Заботится о матери, мечтая купить ей пальто, чтобы она не простудилась. Учит сестру грамоте и счету)

е. А каково значение имени Настя?

Индивидуальное задание

В переводе с греческого языка имя Анастасия означает «воскресшая», «возрождённая», «возвращение к жизни», «воскресение»


8. Рассказ о Петруше и Насте.

а. Значение имён, связь с характером. (Настя – воскресение, возвращение к жизни, Петр – сила, утёс, каменная глыба.)

б. Какими вышли из войны Настя и Петя? (тяготы войны не прошли бесследно; Дети стали не по годам серьёзными, взрослыми. Петруша заменил отца, маленький старичок.)

в. История их жизни. (Петруша – хозяин, Настя – помощница)

г. Какую функцию в рассказе выполняют дети? (это ниточка, которая связывает этих людей. Именно дети помогут сохранить семью)

д. Какую историю вложил Платонов в уста Петруши? (Его история о Харитоне – мудрая житейская притча, зовущая к смирению. Эта притча-укор заставила отца устыдиться мысли о Маше. Пример, как должен поступить отец)

е. Какими видим детей в финале? (В финале дети спасли семью)


9. Возвращение.

- Итак, герой садится в поезд, в вагон, чтобы навсегда покинуть семью. Но…

- Прочитаем заключительные строки произведения.

(со слов «Так было и сейчас…» до заключительных слов …«бежали вслед его дети». Петруша и Настя).

а. В каком абзаце, на ваш взгляд, заключена основная и очень важная мысль? (от слов «Иванов закрыл глаза» до слов «обнажившимся сердцем») (во время демонстрации фрагмента из фильма «Возвращение» 1968, реж. В.Рыжков учитель читает отрывок из текста:

Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем).

б. Не это ли настоящее возвращение героя? Так о каком возвращении идёт речь? (Ответы учащихся).


IV. Заключение.

Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитаем. А теперь покажите все ладошки. Будем загибать каждый палец и ответим на вопрос, чему нас научил рассказ. Каждый палец чему-то научил. Сформулируем свой ответ на основе цитаты Толстого: «Чтобы жить честно, надо…» (прощать, ценить, любить, беречь, понимать)

Сожмём кулак. Сейчас в руках вы держите самое главное. Вы знаете, что сердце человека размером в кулак. От него, согревающего своим теплом, действительно должно приходить счастье.

Кстати, слово «сердце» повторяется в рассказе Платонова 15 раз.

Именно такое сердце просыпается в груди главного героя, человека, вернувшегося к себе. В момент духовного прозрения и состоялось настоящее возвращение главного героя к себе и к своему дому, к своей семье. И помогают ему это сделать его дети – Петруша и Настя.

Я желаю вам, чтобы вы всегда находили в себе силы прощать, умели ценить, любить, беречь и понимать.


V. Рефлексия.

Продолжи фразы:

Сегодня на уроке я понял, что ______________

Содержание урока было для меня___________

Особенно значимым для меня было__________

Свою работу на уроке я оцениваю как________


VI. Домашнее задание.

Письменная работа на выбор:

1.Как сложится судьба героев (за рамками рассказа);

2.Письмо герою (Иванову, Петрушке…);

3. Мои мысли, чувства после прочтения рассказа «Возвращение»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!