СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нравственная основа родословной, как аспект этического воспитания в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость нравственно-этического воспитания в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«"Нравственная основа родословной, как аспект этического воспитания в начальной школе"»

Педагогическое эссе



«Нравственная основа родословной,

как аспект этического воспитания

в начальной школе»
















Содержание:

I. Значимость нравственно-этического воспитания в учебно-воспитательном процессе. с. 4 - 6

1.1. Актуальность вопроса о воспитании в современной школе. с. 4 - 5

1.2. Воспитание как часть деятельности педагога. с. 5

1.3. Этика как наука о воспитании нравственности. с. 5 - 6

II. Из опыта работы. с. 7 - 12

2.1. Методика этических занятий в начальной школе. с. 7

2.2. Нравственная основа родословной. с. 7 - 10

2.3. Результативность систематической работы по формированию

нравственной сферы личности. с. 10 - 12

III. Литература. с. 13

IV. Приложение. с. 14 -20
























I. Значимость нравственно-этического воспитания в учебно-воспитательном процессе.

1.1. Актуальность вопроса о воспитании в современной школе.

В последние годы и даже десятилетие российское образование вместе со всей страной стало ареной затрагивающих почти каждого жителя России социальных изменений. Оно пережило и продолжает переживать периоды стабилизации, реформирования и развития и, наконец, модернизации. Весь спектр, приоритетных направлений национального проекта «Развитие образования» нацелен не только на то, чтобы дать детям как можно больше знаний, сердцем модернизации образования становится развитие личности ребёнка. Поэтому «человеко-центрированное образование», «личностно-ориентированное образование», «мобильное вариативное образование» должны стать традицией, а не только инновацией в нашей стране. (2. с. 13.)

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах (Статья 2 Закона Российской федерации «Об образовании»): «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловече­ских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лич­ности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». (1. с. 13.)

Поэтому, основной целью и предназначением современных процессов образования является общая гуманизация воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе при соблюдении принципа педагогической экологии. Отношения родителя, педагога к ребенку строятся на его безусловном принятии как необходимом условии развития и саморазвития, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабый сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, воспитании глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Гуманистическая ориентация субъектов воспитания предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, обновление форм общения с воспитанниками: от восприятия ребенка до взаимодействия с ним и оценки его успехов в щадящих и возвышающих личность формах.

По мнению многих педагогов и психологов, наибольшее значение для личностного развития человека имеют нравственные качества. Именно способ отношения к другому становится системообразующей характеристикой человека. С.Л. Рубинштейн писал: «Первейшее из первых условий жизни человека это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет новую ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Психологический анализ жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой». (7. с.13.)

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Проблемы воспитания подрастающего поколения возникают в любом обществе. Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни. Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к себе самому. Он должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Воспитательные мероприятия должны пробудить у него интерес поставить эти вопросы самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности. Учитель, классный руководитель должен и может помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость, так как это приводит его к эмоциональному равновесию и желанию самореализации. Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребёнку необходимо учиться формулировать и высказывать свою мысль, не боясь быть одиноким в своём мнении, учиться отстаивать её, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребёнка принимать свои возможные ошибки, не обвиняя в этом других и не формируя в нём комплекс вины.

1.2. Воспитание как часть деятельности педагога в современной школе.

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества – воспитание. «Воспитание - в самом общем виде – заключается в подготовке младшего поколения к жизни. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определёнными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения среди людей и выработать определённую систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать, необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью». (3. с. 13.)

Воспитание человека – это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей – учителей, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учётом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.

1.3. Этика как наука о воспитании нравственности.

Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. В этом ее воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины.

Этика как фактор воспитания вбирает в себя все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром, содержащееся в истории этической мысли и нравственном опыте предшествующих поколений. В соответствии с этим она призвана решать следующие воспитательные задачи:

действовать в положительном направлении, взывая к лучшим инстинктам человека;

определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;

взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;

не допускать мысли, что, возможно, жить, не считаясь с потребностями и желаниями других (П. А. Кропоткин). (7. с. 13.)

Эти задачи восходят к истокам античности, вытекают из теории различных этических систем, которые должны восприниматься как воспитательная ориентация, но не сковывать самодеятельности личности, а побуждать ее к тому, чтобы думать и решать.

Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Отношение с младшими школьниками и процесс формирования их личности эффективно выстраивать через этический диалог, опирающийся на психологические особенности его технологии и возраста учеников.

«Диалог – четко и логически выстроенный педагогом сюжет, начало, развитие, и кульминация которого позволяют погружать учеников на уровне их личностного восприятия в мир этических категорий и культур, сферу мышления выдающихся философов, противоречия этических учений, временное пространство истории развития этической мысли. В процессе такого погружения раздвигаются рамки этического кругозора учеников, выкристаллизовывается собственное отношение ребенка к проблеме, проявляется видение нравственной сущности своего «Я». (7. с. 13.)

Очень важно чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению. Этого можно достичь благодаря систематической работе. Основа этой работы заложена в Этической грамматике А.И. Шемшуриной. С 2006 – 2007 учебного года я, как и педагоги нашей школы, начала работу по этой программе. Настольной книгой для меня стали методические разработки занятий по этической грамматике, журналы «Этическое воспитание». Эта литература оказывает огромную помощь в подготовке и проведении этических бесед. Планирование занятий таково, что темы этических диалогов имеют углублённое продолжение от класса к классу, что непременно ведёт к закреплению положительных нравственных качеств учащихся. И это мнение всего нашего педагогического коллектива.

Таким образом, этика - неистощимый источник нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого «Я», осознания его ценности через познание сущности этических понятий, погружения в историю этических учений, диалога эпох и культур, через метод этической беседы – этического диалога.

Концентрируя в себе моральный опыт поколений и выработанные человечеством нравственные законы жизни людей, этика делает их достоянием каждого нового поколения. В этом и заключена ее воспитательная значимость.


II. Из опыта работы.

2.1. Методика этических занятий в начальной школе.

В начальной школе провести классный час непросто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания.

Поэтому наиболее эффективно проводить классные часы именно в форме этической беседы, диалога. Общение-диалог – это общение, построенное на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности войти в роль другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое общение помогает реализовать очень важную функцию общения – сопереживание. Сопереживание чувств участников процесса взаимодействия формирует у взрослых и детей способности становиться на точку зрения собеседника.

Классный час, как правило, я строю на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Причём, детям даю исторические сведения отдельных событий и расшифровку с точки зрения истории значения слов и понятий. Знакомлю ребят с высказываниями знаменитых людей разных эпох. Восприятие философских размышлений великих людей вызывает у учащихся начальной школы трудности в их осмыслении. Поэтому на занятиях использую следующие приёмы: зрительное восприятие высказывания, попытка объяснения детьми непонятных слов, работа с различными видами словарей, совместное формирование вывода.

Подведение итога занятия эффективно связываю с народной мудростью: пословицами, поговорками, сказками, что побуждает детей к сравнению, анализу, выводу и закреплению основных идей занятия.

Необходимо помнить, что классный час должен проходить в доброжелательной атмосфере, без нравоучений и устрашения. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях. Порой не всегда просто вызвать детей на откровенный разговор, пробудить в них желание высказать свои мысли и чувства. Вначале это было сложно и нам, но, поверьте, при систематическом проведении этических бесед успех гарантирован. Наши дети говорят, говорят, не боясь быть не понятыми, не боясь быть осмеянными. Отстаивание своей точки зрения, убеждение в правоте или наоборот способность признать своё заблуждение в том или ином вопросе важный воспитательный момент занятий. Только в этом случае будет эффект, но это приходит не сразу, этому надо учить и учиться самим.

Материалом для подготовки классного часа у младших школьников для меня являются художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства. Таким образом, классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.

2.2. Нравственная основа родословной.

Учебную и внеклассную деятельность ребёнка необходимо ставить в гармоничную связь со всей его жизнью, и конечно, в первую очередь это семья. Поэтому огромное значение для формирования личности ребёнка имеют семейные отношения, семейное воспитание. Учителю необходимо помнить это и поддерживать тесную добрую связь с семьями учащихся, в тесном контакте с семьёй направлять нравственное развитие ребёнка.

Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых ему родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, в значительной мере зависит, какими вырастут дети. Однако семья, в отличие от школы, является более замкнутой частью общества и, поэтому в ней могут присутствовать различные отклонения от нравственных норм.

В своей работе стараюсь активно вовлекать родителей в общественную жизнь класса, школы, привлекаю их к участию в классных часах, праздниках, экскурсиях, походах. Тематика родительских собраний включает в себя вопросы нравственного воспитания детей: «Внутренняя и внешняя культура ребёнка. От чего она зависит», «Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни», «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка» и др.

Участие родителей в классном часе Экскурсия в заповедник, организованная

«Лучшее слово о дружбе» Аблеевой В.А., бабушкой Челомеевой Карины

Необходимо отметить важность совместной работы учителя и психолога школы, который помогает выявить основные проблемы классного коллектива, проводит диагностику направленности личности, ценностных ориентиров ребенка, помогает при подготовке занятия с учащимися – рекомендует психологические методы и приемы, способствующие раскрытию внутреннего мира детей, созданию благоприятного нравственно – психологического климата в классе. Дети обязательно рисуют семью, что является проективным методом диагностики внутрисемейных отношений и дает возможность грамотно строить работу с семьей обучающихся. Коррекция детско – родительских отношений осуществляется как на родительских собраниях, так и при индивидуальных беседах с родителями, занятиях с ребёнком и в других формах взаимодействия.

У детей в свою очередь надо воспитывать уважительное отношение к родным и близким, т. к. социализация в обществе начинается с установления своего места среди близких – родителей, сестёр и братьев, дедушек и бабушек. Любовь и уважение к матери, к родным, забота о них – начало начал нравственного развития. Для ребёнка крайне важно осознать причастность к своим истокам, увидеть, что история их семьи является частью истории страны. Рассказы старших о том, что было в прошлом не только необходимый элемент воспитания, но и этический аспект самоопределения маленькой личности. Немаловажное значение имеет интерес человека к личностной семейной истории. Для меня является важным научить детей составлять родословное древо своей семьи, а это непременно совместный труд всех членов семьи, особенно бабушек и дедушек.

В нашем классе в процессе работы по родословию (3 класс, 2005-2006 учебный г.), дети сами привлекли родителей к активному участию и оказанию помощи. Работа по родословию проводилась как на уроках, так и во внеклассной работе (на занятиях кружка «Краеведение»). Каждому этапу работы предшествовали этические беседы «Моя семья», «Это – я», «Сердце матери», «О наших бабушках и дедушках» и др. Подведение этапа самостоятельной работы проводилось в форме беседы-анализа. Дети рассказывали, как они работали над поставленной задачей, кто им оказывал помощь, зачитывали свои сочинения, давали комментарии к рисункам. Творческие работы детей были рассмотрены и на родительских собраниях, что имело очень большое значение для семейного воспитания. Ведь ни одну маму не оставят равнодушной слова написанные ребёнком: «Я очень люблю свою маму и хочу быть на неё похожей, потому, что она самая лучшая мама в мире». И папа, конечно, улыбнётся, услышав о себе такие слова: «Мой папа красивый, сильный, добрый и весёлый. Он очень любит мою маму. Я горжусь своим папой». Неотъемлемой частью работы явилось составление детьми вместе с родителями генеалогического древа своей семьи, причём дети прикладывали пояснительную записку к своей работе, где рассказывали, почему они нарисовали именно такое дерево (связывали это с особенностями семьи), что нового они узнали, какие чувства испытывали, выполняя задание. Работы получились очень интересные и разноплановые. Например, вот такая пояснительная записка:

«Меня зовут Ищенко Мария. Родословную своей семьи я изобразила белоствольной берёзкой, символом России. Берёза светлое и красивое дерево, как и мои дорогие родные добрые и отзывчивые. Родословную мы составили вместе с мамой. Себя и свою сестрёнку Ирину я поместила на макушке дерева, ниже маму и папу, потом дедушек и бабушек, а ближе к корню прабабушек и прадедушек. Выполнять эту увлекательную работу мне помогала мама».

Дети исследовали историю возникновения своего имени: расспрашивали родителей, искали ответы в литературе на вопросы: Почему меня так назвали? Кто дал мне имя? Что означает моё имя в переводе с других языков? Приведу пример работы Тани Копыловой:

«Меня зовут Таня. Это имя мне дали бабушка и дедушка. Мне очень нравится моё имя. Родные меня зовут Танечкой или просто Таней. А ещё 25 января у всех Татьян именины. В России отмечают Татьянин день и день всех студентов. Я постараюсь хорошо учиться, окончить школу и стать тоже студенткой. Я уже выбрала профессию финансиста. Думаю у меня всё получиться удачно, ведь имя Татьяна в переводе с греческого языка означает «устроительница».

Дети писали сочинения о своих родных и оформляли их рисунками. Особенный интерес составляют сочинения «Мои родные в годы Великой Отечественной войны». Во время этой достаточно непростой работы дети наглядно убедились в причастности своей семьи к истории России, они испытывали гордость за своих прабабушек и прадедушек. К примеру, работа Челомеевой Карины:

Мой прадедушка.

У меня был прадедушка Румянцев Александр Егорович. Моей бабушке Вере он отец. Прадедушка был ранен на войне. После страшного ранения дедулю отправили в госпиталь. Ранение было такое, что у прадедушки было очень много осколков в теле. Врачи не смогли удалить все осколки, два из них остались с ним на всю жизнь.

После войны прадедушка работал в колхозе главным агрономом. Он следил, чтобы сельскохозяйственные растения, такие как картофель, рожь, пшеница давали хороший урожай. Дедулю все очень уважали. А когда он состарился, то приехал жить к нам в Данки.

Я очень сильно его люблю, и горжусь им, своим прадедушкой Румянцевым Александром Егоровичем.

Проведённую работу в 3 классе подытожил праздник «Родительский дом начало начал» с участием родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Дети читали стихи, пели песни, рассказывали о своей исследовательской работе. Родители, пришедшие на праздник, несомненно, ощутили свою значимость в нравственном воспитании ребёнка и получили колоссальный заряд положительных эмоций. В 4 классе мы продолжили работу и оформили проект «Моя семья, мои родные», куда вошли все детские работы, распределённые по семьям. Проект содержит множество фотографий классных мероприятий совместно с родителями, а так же фотографий из семейного архива в рубрике «Загляните в семейный альбом». В рамках «Дня науки и творчества», проведённого в школе 23 мая 2006-2007 учебного года, состоялась защита нашего проекта. (Приложение 2.) И не случайно для проведения открытого классного часа в 4 классе была выбрана тема «Почтение родителей – уважение тебе». Дети говорили, рассуждали, высказывались свободно, т. к. тема беседы очень близка и важна для каждого. Разработка данного классного часа опубликована в журнале «Этическое воспитание» в №3 за 2007 г. Очень хочется верить, что работа по родословию, тесная совместная деятельность семьи и школы принесёт и в дальнейшем свои результаты. А любовь и уважение к родителям дети пронесут через всю жизнь.

2.3. Результативность систематической работы по формированию нравственной сферы личности.

Результат любой проведённой работы хорошо просматривается при помощи диагностирования. Диагностика в последнее время стала неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса.

Диагностика иерархий ценностей, проведённая психологом школы ещё раз доказала, что систематическая работа по нравственным основам родословной не прошла бесследно.

Результаты диагностики иерархии ценностей (тест «Мои ценности»)

4 класс Дата: 10.05.06

Классный руководитель: Мягкова Н.В.. Психолог: Зубкова Н.Ф.

На 1 месте преобладает ценность - «семья» (у 83 % обучающихся данного класса).

На 2 месте преобладает ценность - «здоровье» (у 33 % обучающихся данного класса).

«любовь» (у 25 % обучающихся данного класса).

На 3 месте преобладает ценность - «учеба» (у 25 % обучающихся данного класса).

На 4 месте преобладает ценность - «друзья» (у 33 % обучающихся данного класса).

На 5 месте преобладает ценность - «развлечения» (у 42 % обучающихся данного класса).

На 6 месте преобладает ценность –

На 7 месте преобладают ценности - «деньги» (у 50 % обучающихся данного класса).

Таким образом, основной ценностью класса является семья, отношения в семье. Данная диагностика была проведена во всех классах школы. В нашем

классе, ценность «семья» оказалась наиболее значимой (в сравнении с другими коллективами школы).

Нам также было необходимо отследить результаты работы через диагностику нравственной самооценки, этики поведения, отношения к жизненным ценностям.

Результаты диагностики нравственной воспитанности школьников.

Класс: 4. Дата:16.04.07 год. Классный руководитель: Мягкова Н.В.

Психолог: Зубкова Н.Ф., Терешонок Е.М.

Мето-дика

«Нравственная самооценка»

Этика поведения

Отношения к жизненным ценностям

Ф. И.

баллы

уровень

количество + ответов

динамика

количество совпадений

уровень


1

Д. И.

27

Средний

2

отрицательная

4

Средний


2

К. А.

24

Средний

3

положительная

5

Высокий


3

К. Т.

34

Высокий

4

положительная

5

Высокий


4

С. Н.

33

Средний

3

положительная

4

Средний


5

Н. К.

34

Высокий

3

положительная

3

Средний


6

М. С.

31

Средний

4

положительная

4

Средний


7

Ч. К.

32

Средний

2

отрицательная

5

Высокий


8

И. М.

38

Высокий

5

положительная

3

Средний


9

М. А.

29

Средний

1

отрицательная

3

Средний


10

С. И.

37

Высокий

4

положительная

3

Средний


11

П.Н.

34

Высокий

3

положительная

3

Средний


12

З.В.

31

Средний

2

отрицательная

3

Средний


Таким образом, диагностика нравственной воспитанности школьников показала, что у детей преобладает средний уровень нравственной воспитанности - 58%, у 42% - высокий уровень, низкий уровень нравственной самооценки отсутствует.

Положительная динамика этики поведения у 63% обучающихся, к сожалению, 33% имеют отрицательную динамику этики поведения, что подтверждает необходимость работы в данном направлении.

Высокий уровень отношения к жизненным ценностям у 23% обучающихся, средний уровень у 73%, низкий уровень отсутствует.

Подводя итог выше изложенному следует отметить, что систематическая целенаправленная работа по нравственно-этическому воспитанию в системе этического диалога по программе А.И. Шемшуриной, творчески дополненной учителем даёт положительный эффект в системе воспитания. Ведя диалог с детьми на равных, я смогла убедиться в том, что в детском коллективе постепенно формируется доброжелательная атмосфера взаимоотношений, коллективного общения. Содержание и микроклимат этических занятий с детьми влияет и на взаимоотношения ребёнка в семье, рождая в детской душе добрые чувства.

Эффективность такой работы была подтверждена результатами диагностик нравственно-этической сферы личности обучающихся, что доказывает необходимость работы в данном направлении и в среднем звене школы.

Не сразу удаётся добиться осуществить цели. Есть дети, требующие особого индивидуального подхода. Подхода не только со стороны учителя, но и всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей. В такой работе, на мой взгляд, важен обмен опытом, позволяющий вовремя корректировать методику, разнообразить методы и приёмы работы.









III. Литература:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. «Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий». Под редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой.«Учебная книга БИС», 2007 г.

  3. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. «Просвещение»,1983 г.

  4. А.И. Шемшурина «Основы Этической культуры». «ВЛАДОС», 2002 г.

  5. Л.В. Кузнецова «Гармоничное развитие личности младшего школьника». Москва. Просвещение, 1988г.

  6. Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя». «ВАКО», Москва, 2004 г.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов. Составитель Л.В. Куликов. «Питер», 2000 г.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!