СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы и перспективы внедрения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассуждение на тему профессионального стандарта педагога в современных реалиях. Проблемы внедрения в профессиональнцю деятельность педагога со ссылками на трудовой кодекс РФ.

Просмотр содержимого документа
«Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы и перспективы внедрения.»

НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ.


А.Г. Глазер

МАОУ СОШ №30, г. Нижний Тагил

Прежде всего стоит начать с самого понятия профессиональный стандарт. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч.2 ст.195.1 ТК РФ). 

Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ).1

Чем же «страшны» профстандарты для педагогических работников? Наверно только тем, что в результате своей работы не всегда точно понимаем в какой момент трудовой деятельности, у меня, как у педагога, заканчивается «направление» деятельности и что такое «направление» вообще.

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д.2

При этом в современном образовании педагог, работающий с детьми должен иметь высшее образование и квалификационную категорию не ниже первой. Тогда что делать тем, у кого средне – специальное образование или если быть точнее так называемым «молодым» педагогам, которых кстати огромная нехватка в образовании? Неужели помимо того, что по новым профстандартам педагог должен не только участвовать в разработке программ обучения, планов уроков, тестирования, контроля, проверки и объективной оценки знаний учеников, но и помогать детям и их родителям в решении возникающих проблем. При этом не стоит забывать про инклюзивное образование, при котором появились такие должности как тьютор. При появлении новых должностей и обязанностей новые профессиональные стандарты и штатное расписание среднестатистической школы несколько разнятся. Т.к. данная деятельность не стала деятельностью отдельно взятого педагога, а стала дополнительной деятельностью всех педагогов, работающих в классах, где необходима тьюторская помощь.

В этом, по моему мнению, и будет заключаться основная проблема внедрения новых профессиональных стандартов. Не всегда четко ясно где заканчиваются полномочия одного и начинаются полномочия другого, как правило, если не понятно, что делать, то мы (педагоги) делаем все.

Что же касается перспектив внедрения, на мой взгляд, все очень просто. Достаточно просто конкретизировать зону ответственности каждого сотрудника образовательного процесса. И, в случае необходимости, внедрения тех или иных специалистов, расширить штатное расписание образовательных учреждений. Что конечно же повлечет за собой увеличения фонда заработной платы и не только. И вот тут мы снова возвращаемся к проблеме внедрения профессионального стандарта педагога. Получается замкнутый круг, возможно из-за не достаточного регламентирования данного стандарта.


1 Консультант плюс.

2 https://pedagog-prof.org/ Учитель. Межрегиональный профсоюз работников образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!