СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск,  методические находки

Просмотр содержимого документа
«Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки»

Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 г. Ставрополя













Творческая работа

«Новый образовательный стандарт:

мой творческий поиск,

методические находки»



Учительинформатики и ИКТ

МБОУ СОШ №20 г. Ставрополя

Кравцова Алина Олеговна









Ставрополь, 2014



Моё знакомство с федеральными образовательными стандартами началось с того, что я прошла курсы повышения квалификации «ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе (математика, информатика)». На первый взгляд мне показалось, что новые стандарты привнесут в работу учителя лишь еще больше бумажной волокиты, но вникнув в суть документа я поняла: стандарт переорганизует процесс получения знаний. Поясню: увеличивающийся поток информации требует от учителя поиска новых способов донесения знаний до ребенка. Многие дети, да уже, пожалуй и взрослые, сегодня не способны запоминать и даже воспринимать крупные блоки текста, если они не сопровождаются некими маркерами (визуальными, аудиальными, логическими), современному человеку свойственно «клиповое мышление». Обучение в формате «прочитай и перескажи» сегодня не работает не потому, что дети стали глупее, а потому что жизнь в информационном обществе уже к школьному возрасту формирует у них другие механизмы восприятия и запоминания. То, что раньше использовалось, как мнемотическиеприемы, сегодня –простой процесс восприятия и фильтрации колоссального объема информации, в котором мы находимся каждый день. Учитывая все реалии современности, в стандарте нового поколения сделана попытка «развернуть» процесс обучения с запоминание на понимание и усвоение.

Думаю, что многие коллеги согласятся со мной: ситуация в образовательной системе становится все напряжённее с каждым днём. Все чаще звучат недовольства учителей выполнением огромного количества «бумажной работы», отсутствием времени на воспитательную составляющую образовательного процесса (хотя в новых стандартах «воспитание» – один из приоритетовв работе учителя.

С другой стороны, родители и социальный заказ требуют от нас «выпустить конкурентоспособную личность», с результатами по ЕГЭ 80-90 баллов по каждому предмету. Основное противоречие в том, что для успешной сдачи ЕГЭ ученика нужно «натаскать» на типовые задания, а ФГОС – требует от учителя «развить личность, создать у ребенка целостную картину мира».

Нельзя не отметить, что глобальная проблема современного образования заключается в том, что определенная часть педагогического коллектива школе не готова менять устоявшуюся и привычную систему обучения. Научная школа А.В.Хуторскогоприводит следующие данные: «73,4% учителей базовых школ свойственна робость, т.е. неуверенность в своих силах, предпочтение оставаться в тени. 64,5% учителей характерна практичность – ориентированность на внешнюю реальность, следование общепринятым нормам. Тревожность встречается у 60,5% учителей, консерватизм, как устойчивость по отношению к традиционным трудностям, сомнение по отношению ко всему новому у 58%; конформизм, как зависимость от группы, следование общественному мнению, предпочтение работать и принимать решения, ориентируясь на социальное одобрение, отсутствие инициативы принятия решения свойственно 56,5% педагогов»1. Все перечисленные свойства личности и психики, которые свойственны учителям создают психологические барьеры, зажимы, а также блокируют творческую составляющую личности.

Очень остро сегодня стоит проблема со здоровьем всех участников образовательного процесса. С каждым днем возрастает нагрузка учеников, и без того слабеющих. В полной мере это касается и учителей. Современное общество требует от человека постоянно находится «на волне» информационного потока, а значитпроводить большую часть рабочего (а так же личного) времени без движения перед монитором компьютера. Для профессии учителя эта тенденция вдвойне актуальна.

В свою очередь, ученики, что бы хоть как-то компенсировать огромную психологическую нагрузку, недостаток активности, вынуждены сопротивляться. Отсюда девиантное, неадекватноеповедение. Эта ситуация провоцирует учителя использовать принуждение,как необходимый инструмент образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, эта ситуация крайне трагическая.

Как найти выход? Кто-то с головой окунается в новые стандарты (выполняет их безукоризненно), другие решают крепко «держать оборону» и не отступать от привычных методов работы. Мне же близка позиция педагогов, которые стремятся вычленить рациональное зерно из всех нормативно-правовых актов, методик, рекомендаций и прочих документов,регламентирующих работу учителя и весь образовательный процесс в целом, хотят привнести это зерно в урок и внеклассную работу. Именно рациональный подход поможет учителю избежать необходимости «вбивать знания» в детей, а подскажет как заинтересоватьребят, научитьдобывать знания самостоятельно. Уверена, что неслучайно этот принцип является основополагающим в ФГОС нового поколения.

Мы живём и работаем в период инноваций. Учителю сегодня предоставлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить мотивацию к обучению, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление и творческие способности.

Наиболее эффективными «рациональными педагогическими приемами» стали для меня кейс-метод, проблемное обучение и метод проектов. В течение нескольких лет эти «три кита» помогали мне донести до ребят основные понятия предмета «Информатика». Пройдя курсы повышения квалификации и пообщавшись с коллегами, я поняла: отдельные методы недостаточно эффективны. Оптимальным образом они могут работать только вместе, создав определённый «творческий союз».

Как у преподавателя у меня возник вопрос: «Что нужно сделать, чтобы ребенок начал сам искать решение проблемы, получал при этом жизненный опыт и делал выводы о моральной составляющей ситуации?». Этот вопрос вызвал оживленную дискуссию на очередном заседании педагогического коллектива нашей школы. Не скрою, у многих педагогов (в том числе и нашей школы) разнятся представления о реалиях современного российского образования. В результате дискуссии родилась идея о созданииновой образовательной технологии, которая

  1. отвечалабы требованиям стандарта;

  2. включала в себя здоровье сберегающие технологии;

  3. обращала обучение в процесс активного поиска решений актуальных для учащихся проблем с приобретением предметного и личностного (морального) опыта.

Самое ёмкое и точное определение для данного метода: «коллективная анимация обучения», где слово «анимация» используется в смысле «оживление», «одушевление».

В чем суть данной педагогической технологии?Весь современный процесс обучения необходимо «анимировать» совместными усилиями учителя и классного коллектива.Это значит, что урок перестаёт проходить в режиме «загрузки» информации в память ребенка. Процесс обучения должен быть разносторонним и полноценным.Внём участвует не только разум, но и духовно-нравственные стороны личности, и даже тело ученика. Да, школа дает ученику знания, но если абстрагироваться от цели, то согласитесь, заставлять детей неподвижно сидеть на жестких стульях по четыре-пять часов в день просто негуманно. Только на перемене дети могут хоть как-то компенсировать противоестественную для их возраста неподвижность.А ведь можно и по-другому.

«Коллективная анимация» позволяет ребёнку приобрести полноценный жизненный, личностный опыт, который гарантирует эффективность и результативность образовательного процесса.

Как это происходит в реальности? Приведупримеры обучающих ситуации, которые,на сегодняшний день, уже опробованы мною на уроках.

11 класс. Урок «Исследование астрономических моделей». На этапе изучения нового материала (вывод формальной модели Солнечной системы) я попросила одного из учеников встать в центр круга и немного побыть в роли Солнца, а остальных учеников – изобразить планеты. Ребята взяли в руки нити (силы притяжения), идущие от Солнца к планетам. Затем мы оживили («анимировали») нашу модель: планеты начали вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца. Когда мною только задумывалась эта игровая ситуация, я не была до конца уверена,будет ли она эффективна в реальности. Мои опасения были связаны с возрастом учащихся, которые могли негативно отреагировать на предложение«поиграть в планеты». Однако, сомнения были напрасны. Ребята очень активновключились в игру. Она помогла им вспомнить, почему происходит смена дня и ночи, как выглядит формула взаимного притяжения тел. Побочным, но очень важным доказательством тезиса о том, «коллективная анимация» напрямую затрагивает не только разум, но эмоции и чувства – «тонкие струны души» – стал эпизод игры, когда дети вспомнили песню группы «Кино» – «Звезда по имени Солнце».

Другой пример. 6 класс. Урок математики по теме «Масштаб». В тематическом плане на изучение материала отводится три академических часа. Как учитель, я столкнулась с проблемой: прошло уже два урока, а мои шестиклассники никак не могут понять, что нужно сделать с реальным объектом,чтобы масштабировать его до размера листа бумаги. Посоветовавшись с группой учителей, работающих над методом «коллективной анимации» я решила предложить ребятам составить план эвакуации из актового зала (в качестве мотивирующего фактора использовала грядущую проверку школы на предмет пожарной безопасности). Идею ребята восприняли с огромным энтузиазмом. С сантиметровыми лентами и планшетами они измерили весь зал: каждое окно и дверь, сцену и зрительные ряды. Совещались группами: какой масштаб взять, чтобы план зала поместился на листе А4. Спорили, искали решение. В конце урока все вместе мы выбрали лучший план, который стал основой для плана эвакуации, который теперь висит в зале. Моя цель была достигнута в кратчайшие сроки – все ученики изучили тему и поняли, какой масштаб, в каких случаях удобнее использовать.

Конечно, коллективная анимация не является новым словом в дидактике. Каждый учитель и классный руководитель пользуется ею, не акцентируя на этом внимание. Каждый раз, когда на уроке мы говорим о практическом применении полученных знаний, мы пытаемся «оживить», «анимировать» их. Сделать так, чтобы ученик увидел для себя их личностную значимость, сделал их частью своего внутреннего мира и жизненного опыта. Но у метода «коллективной анимации» (в отличие от метода практического применения знаний) есть два уровня:

  • первыйуровень – «одушевление», когда учитель переносит знания на духовный уровень, затрагивает эмоции, разум, волю, совесть. В этом подходе нет ничего нового, мы всегда его применяли.

  • второй уровень – «оживление». Он предусматривает деятельностное участие учеников и учителя в «анимации»: выход на свободное пространство, телесно-двигательные реакций.

Даже простой разговор на бытовые, «жизненные» темы безусловно, лучше проводить в новой пространственной конфигурации: не за партами, а сидя в кругу, где каждый ученик находится лицом к лицу по отношению к другим.

Успешная «коллективная анимация» органично сочетает дидактические и воспитательные задачи.

На мой взгляд, метод наиболее применим в среднем звене, так как он в большей степени соответствует психологическим особенностям учеников этого возраста – их ориентации на движение (физическое, умственно-поисковое, личностное). Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что сегодня наибольшие успехи в освоении новых знаний показывают ученики начальной и старшей школы. Для первых еще высок авторитет учителя,а вторым нужно сдавать ЕГЭ. А вот среднее звено – провальноес точки зрения интереса к учебе. Возможно, причина явления кроется в игнорировании психологических особенностей детей этого возраста. Главным интересом подростков среднего звена становится не учебная деятельность, как в начальной школе, а друзья (так называемая референтная группа), коллектив и место в нем.

Более пяти лет я работаю педагогом-организатором, непосредственно занимаюсь детскимобъединением «Дружина «Дружная», в которое входят учащихся 5-7 классов. Каждую четверть проводятся «Сбор дружины», на котором ребята показывают творческие номера по заданной тематике (темы ребята придумают сами на активе дружины). На недавнем методическом объединении классных руководителейподняли рядорганизационных вопросов: как мотивировать детей делать утреннююзарядку и побудить их организованно питаться в столовой. Было решено подключить к решению проблемы воспитательные механизмы «Дружной». В течение неделиребята каждый день выполняли определенное задание от популярного героя художественного фильма «Пираты Карибского моря» Джека Воробья: обед в столовой всем классом, утренняя зарядка на оценку, хорошее поведение класса на уроке, количество отличных оценок в журнале.В зависимости от того, насколько качественно классы выполняли задания, дети получали вознаграждение: монеты «дружики». В конце недели были подведены итоги, лучшему классу вручили переходящий приз «Кораблик».

Результаты этого педагогического эксперимента доказывают, что коллектив играет огромную мотивирующую роль для учащихся среднего звена. Именно в этот период особенно важным для детей становятся такие психологические установки как «не подвести», «защитить честь класса». Поэтому их важно использовать для мотивации подростков в образовательном процессе.

Еще одна экспериментальная площадка, где применяются технологии коллективной анимации, является летний лагерь друзей «Звездочка». Более 15 лет каждое лето «лучшие друзья классов» (выбираются на классном часе), проходят активный психологический тренинг на развитие творческих, актерских, педагогических способностей. В течение лагерного дня происходит постоянная смена форм деятельности. При этом тема дня, как правило, основательно прорабатывается до обеда. А это те же пять-шесть уроков, но не за партами, а в постоянной двигательной деятельности. День в лагере – наглядная демонстрация силы технологий коллективной анимации, которая, возможно, в будущем станет альтернативой классно-урочной системе обучения.

Описанная мною технология – не панацея от проблем современногошкольного образования. Но я с уверенностью могу утверждать, что она доказала свою эффективность при сюжетном, эпизодическом использовании на уроках и на более глобальном уровне, когда она применяется в воспитательном процессе.

В заключении хотелось бы сказать, что, в настоящее время, ФГОС нового поколения вызывают неоднозначную реакцию в педагогическом сообществе. Но я, как тысячи педагогов по всей стране, вхожу в класс, отбрасывая все тревоги, сомнения и веду урок. Каким будет этот урок: метапредметным или классическим, инновационным или с мелом и доской, зависит только от нас. Ведь будущее России в руках учителя.

1http://khutorskoy.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!