СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новый комплекс ГТО – новая роль физической культуры!

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый для внедрения в физкультурное движение Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» призван решить множество проблем физической культуры общеобразовательных школ и стать инструментом повышения престижности быть здоровым, сильным, ловким, выносливым во время обучения в стенах общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Новый комплекс ГТО – новая роль физической культуры!»

Новый комплекс ГТО – новая роль физической культуры!

Кирпилянская Анастасия Анатольевна

учитель физической культуры

МБОУ «СШ№7» Республики Адыгея,г.Майкоп



В сложном комплексе социальных, психологических и биологических факторов влияющих на здоровье школьников во время обучения в течении учебного дня в школе огромную роль играет двигательная активность организма во время уроков физической культуры. Современная общеобразовательная школа позволяет каждому учебному учреждению самостоятельно выбирать программу физического воспитания, применять те виды спорта в работе, которые по причинам финансово-материальным могут использоваться в конкретной школе. Однако, разница в учебных планах, по нашему мнению не должна сказываться на показателях физического развития школьников. Совершенно очевидно, что определение необходимой для каждого школьника величины физической нагрузки, изучение путей ее воздействия на юный организм, анализ происходящих при этом изменений требуют обязательного контроля. Предлагаемый для внедрения в физкультурное движение Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» призван решить множество проблем физической культуры общеобразовательных школ и стать инструментом повышения престижности быть здоровым, сильным, ловким, выносливым во время обучения в стенах общеобразовательной школы.

Одной из таких проблем является всеобщая диспансеризация школьников в самом начале учебного года, которая избавит обучающихся от добывания справок перед каждым этапом сдачи нормативов Комплекса ГТО. Ведь без справки о допуске к соревнованиям (а сдача нормативов это своего рода соревнования) он не может быть допущен до них. Одновременно будет решён (а до сих пор это большая проблема) вопрос о допуске обучающихся к занятиям на уроках физической культурой. Необходимо также решить вопрос о присутствии в местах приёма нормативов медицинских работников (врача/медсестры или представителей спортивного диспансера) для осуществления медицинского контроля и при необходимости оказания первой помощи. Кроме того необходимо решить вопрос об участии в комплексе ГТО учащихся отнесенных к специальным медицинским группам, возможно укомплектовать группы по приему специальных нормативов ГТО представителями медицинских учреждений (спортивных диспансеров), которые необходимо разработать с помощью специалистов по лечебной физкультуре и специалистов в области спорта инвалидов. Эти дети в комплексе не задействованы.

Преимущества современного комплекса ГТО в том, что в качестве контрольных упражнений в возрастных группах, проходящих обучение в общеобразовательных школах, в основном представлены учебные нормы и требования средней школы. Это в значительной степени повышает эффективность внедрения в практику комплекса, который по существу дублирует требования школьной программы, но не является обязательным…

Правовой момент по внедрению комплекса ГТО в общеобразовательной школе – утвердить тестирование по программе комплекса ГТО в качестве государственного (регионального) инструмента по оценки уровня физического развития школьников за период обучения (раздела подготовки, четверти, полугодия) в качестве Государственного мониторинга за физическим развитием школьников. Это решит правовой вопрос о проведении тестов по нормам ГТО со школьниками. Для этого необходимо Министерству спорта РФ и Министерству образования и науки РФ создать межведомственную комиссию по оценке состояния школьников с правами мониторинга физического и функционального состояния школьников в течение учебного года. Это должно стимулировать преподавателей физической культуры в школе на создание условий для положительной динамики показателей учащихся, и повышение социального статуса предмета. В настоящее время предмет «физическая культура» в школе не проходит внешний мониторинг за уровнем физического и функционального развития обучающихся со стороны вышестоящих органов Министерства образования. Внешний мониторинг, при утверждении нормативов ГТО в качестве государственных зачетов или экзаменов по выбору, при аттестации на квалификационную категорию, позволит учителям физической культуры, получать дополнительные баллы по его результатам.

Для внедрения в практику комплекса ГТО необходимо решить организационный момент. Группа по принятию нормативов комплекса ГТО (кто будет это финансировать?) должна быть создана из числа высококвалифицированных специалистов в области физической культуры, имеющих навыки организационной работы с людьми разного возраста, опытам проведения массовых соревнований, умением пользоваться ПК и в особенности программой Excel для математической обработки результатов исследования. Возможно ее формирование, как межведомственной (Министерства спорта и Министерства образования) из числа наиболее подготовленных тренеров и учителей физической культуры. Финансирование при этом осуществлять за счет учебных часов школы или комитетов спорта и образования, выделяемых на научную работу, при необходимости предусмотреть их выделение. В Щелковском муниципальном районе эту работу вполне могут возглавить авторы этих строк. Предварительная часть работы по компьютеризации результатов комплекса ГТО – составление заявок детей по параллелям в формате Excel – работа учителей физической культуры общеобразовательных школ, успешное завершение которой позволит легко анализировать полученные данные соревнований после их окончания. Единожды создав базу данных, без особых усилий ее можно корректировать по результатам очередных тестирований. Результаты каждого тестирования должны быть отправлены в единую базу данных тестирования учащихся для их дальнейшего анализа в Министерстве спорта РФ и Министерстве образования и науки РФ, а также профильных исследовательских ВУЗах для совершенствования тестов и системы оценок полученных результатов. Группа комплекса ГТО должна быть укомплектована персональными компьютерами, в количестве не менее одного на проводимые одновременно соревнования, плюс один резервный; современными, высокоточными секундомерами и другими измерительными приборами. Результаты соревнований должны быть отражены в доступных для общего обозрения сайтах – например на сайтах школ или комитета по образованию.

Непосредственно проведение соревнований возможно на спортивных базах ведущих школ района. Например в Щелковском районе Московской области целесообразно организовать три-четыре таких центра: в Щелково два- на стадионе школы №6, на стадионе школы №3, в п. Свердловском на стадионе школы-новостройки №2 и в п. Фрянове на стадионе школы №1. Средств, выделяемых по внедрению комплекса ГТО в практику, для небольшой реконструкции вышеназванных стадионов вполне хватит. Преимущество проведения соревнований по проведению комплекса ГТО на школьных стадионах, заключатся в возможности использования их как в учебное время, так и в выходные дни с минимальными финансовыми тратами.

Формами организации соревнований по принятию нормативов комплекса ГТО возможны:

- «Дни здоровья», «Дни бегуна», «Дни прыгуна», «Дни гимнаста», « Дни лыжника», « Дни стрелка», «День конькобежца», «День баскетболиста», «День волейболиста», «День футболиста», «День пловца» и другое для школьников одной - двух школ, при которых проходит тестирование всех учащихся школы;

- Соревнования учащихся по видам спорта (которые представлены в Комплексе ГТО) в смежных возрастах (например: 5-6 классы)– когда в соревнованиях принимают участие школьники нескольких близлежащих школ.

- Соревнования, в которых принимают участие один и два класса из параллели всех школ района, по результатам жеребьевки, которая проходит за неделю до соревнований, такие соревнования проходят в Щелковском районе уже более 30 лет по профилирующим видам спорта (легкая атлетика, гимнастика, ОФП, баскетбол, волейбол, лыжный спорт). Разработана программа соревнований и система оценки спортивных результатов. В течении учебного года в таких соревнованиях принимают участие все параллели средних и старших классов, по окончании прохождения разделов школьной программы. По результатам соревнований ведется рейтинг преподавателей физической культуры района.

- Соревнования для начальной школы наиболее сложны по организации и проведению по причинам психического характера. Целесообразно проводить такие соревнования совместно с родителями, как праздники физической культуры микрорайона, на призы депутатов, спонсоров, знаменитых людей.

Организационно группы по приему нормативов ГТО могут работать в общеобразовательных школах по составленному ими графику, не нарушая привычный календарь школьных и районных соревнованиях. Помощь в организации и проведении тестирования по программе комплекса ГТО могут оказать преподаватели школ и тренеры по видам спорта, развиваемых в районе. По итогам тестирования тренерский состав реально может проводить селекцию в близлежащих школах по набору детей в учебно-тренировочные группы.

Хочется поприветствовать попытку объединить два основных направления развития физической культуры в современной России – функционального планирования и оценки состояния школьников, в основном пропагандирующего программами В.И. Ляха и прикладном планировании, опирающемся на планировании на основе нескольких видах спорта, что пропагандирует А.П. Матвеев. Программа соревнований комплекса ГТО, разная, в различных возрастных группах, но в основном построена на шести основных видах спорта: легкой атлетике, гимнастике, лыжном спорте, стрельба, туризм, плавание. Это не способствует популяризации внедряемого комплекса ГТО. В современных городах, где сложно найти приемлемую лыжную трассу, все большее количество школ переходят на занятия на коньках, уроки и соревнования на катках более эмоциональны занятий на лыжах. Включение в комплекс ГТО бега на коньках повысит статус видов спорта на коньках: конькобежного спорта, фигурного катания и хоккея в северных регионах и в целом в стране. Хотелось бы включить в комплекс ГТО элементы спортивных игр, например баскетбол, волейбол, футбол, видов спорта популярных среди молодежи. В современных играх разработано много игровых тестов по этим видам спорта, необходимо только внести эти тесты в экспериментальный этап внедрения комплекса ГТО, набрать материал и составить нормативы. К примеру, на соревнованиях по баскетболу можно применять тест по забрасыванию мячей с 5-7- 9 точек, 10 штрафных бросков; ведению мяча правой и левой рукой на время, с изменением направления; по футболу: 10 пенальти на точность попадания или в ворота или в мишень и ведением на время; по волейболу – соревнования на точность подач в заданный квадрат, на точность верхней передачи, по бегу на коньках(беговых, фигурных, хоккейных) включить дистанции 100, 300 и 500 метров

Предлагаемые тесты можно отработать сначала на нескольких территориях, а затем предложить в более широком формате, а то, что необычные контрольные упражнения из игровых видов спорта привлекут молодежь к участию в соревнованиях, несомненно. Что же касается стрельбы, то первоначально необходимо ввести в общеобразовательных школах хотя бы факультативы по стрелковому делу, в большинстве школ этого нет. Поэтому на соревнованиях по стрельбе будет происходить лишь обучение стрельбе детей.

Норматив по туристическому походу вообще непонятно как проводить и как оценивать, за что присваивать какой- либо тип значка.

Некоторые, предложенные составителями комплекса ГТО очень трудны в работе и сложны в судействе (отжимание, наклоны), эти тесты в процессе внедрения исчезнут из практики.

Нормативы - это самое сложное во внедрении комплекса ГТО… Выбран самый простой в составлении вариант – трехуровневый, но самый не точный в оценке результатов исследований. Не оправдывает себя трёхуровневая система оценок ни в средней школе, ни в других оценочных системах (учебные нормативы). Исходя из математической модели нормального распределения результатов исследования, следовало бы внедрять минимум пятиуровневый оценочный вариант: добавить к предлагаемым «золотому», «серебряному» и «бронзовому» значкам ГТО, скажем - «медный» и «алюминиевый». Это необходимо сделать для привлечения к занятиям физической культурой и спортом прослойку физически слабых детей, не приученных к занятиям физической культурой, количество которых из года в год растет. У этих детей другие ценности, и раз не выполнив ни какого норматива и не получив ни какого значка, в следующий раз его на соревнованиях мы их не увидим.

В предлагаемом проекте комплекса ГТО представлены возрастные группы, непосредственно касающиеся школьного возраста: 6-8 лет, 9-10 лет 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет. Деление по таким возрастным группам не совсем понятно…

Набор в общеобразовательную школу начинается с 7 лет, первые классы в школе учатся без оценок, для них не существуют по этой причине никаких официальных нормативов и тестов. Непонятно, для чего в комплекс ГТО введены дети 6-7 лет, с которыми юридически никаких официальных тестов и соревнований проводить нельзя? Предлагаем начать внедрение комплекса ГТО с 8 лет – со 2 класса, времени, когда дети, обучающиеся в школе, привыкли к ее требованиям и ознакомились с правилами проведения тестов и соревнований. Второе непонятное решение – объединить в одну группу детей с 6 по 8 класс (13-15 лет), время, когда организмы школьников некоторых усиленно растут, быстро развиваются физические качества подростков, и их функциональное состояние, а другая часть детей, еще не доросла до полового созревания и отстает в физическом, психическом и социальном развитии. Третье упущение: значительная часть школьников заканчивает обучение в школе в 18 лет, поэтому в старшую возрастную группу необходимо внести изменения. Следовательно, необходимо пересмотреть возрастные группы, предлагаемые в комплексе ГТО:

- первая группа 8-9 лет

-вторая группа 10-11 лет

- третья группа 12-13 лет

-четвертая группа 14-15 лет

-пятая группа 16-18 лет.

Эти возрастные группы позволят в 15(16) и 17(18) лет использовать нормативы ГТО в качестве итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов, проводимых независимой организацией. Обладатели значка ГТО должны иметь хоть маленькую преференцию (в виде дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в высшее учебное заведение или преимущественное право, при прочих равных, при поступлении в среднее специальное учебное заведение). Это повысит статус предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе.

В положения о комплексе ГТО необходимо внести пункты о периодическом ( на начальном этапе возможно ежегодном) пересмотре нормативов в возрастных группах школьников для более гибкого регулирования системы оценок, а обоснование и расчет необходимых изменений, возложить на профильные институты или лаборатории по коррекции нормативов – место, куда должны стекаться все результаты тестирования в стране. Регулярная коррекция нормативов необходима из-за постоянно изменяющихся условий жизни в стране, интересов молодежи к тому или иному виду спорта и изменяющихся задач в «Большом спорте»

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить полезность ввода в действие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, но для его успешного внедрения в практику необходимо решить ряд правовых, организационных, финансовых, содержательных и нормативных вопросов совместно Министерству спорта РФ и Министерству образования и науки РФ.

Список литературы

1.Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» 2.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 4.Приказ Минспорта России "Об утверждении образца и описания знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса от 19 августа 2014 г. № 705 5.Приказ Минспорта России "Об утверждении списка субъектов Российской Федерации, осуществляющих организационно-экспериментальную апробацию внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) от 09 июля 2014 г. № 574/1 6.Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

ф


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!