Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов»
городского округа Ступино
Московской области
Кейс-технологии в воспитательном процессе
Зарубина Виктория Сергеевна,
учитель информатики,
классный руководитель
Введение
В настоящее время перед педагогом стоит сложная задача – воспитание ребенка, который умеет думать, анализировать, мыслить аналитически, самостоятельно решать различные задачи и проблемы. В своей работе с детьми для решения задач использую кейс-технологии.
Цель кейс-технологии – это развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений.
Задачи кейс-технологии:
Развивать навык структурирования информации.
Развивать навык критического оценивания накопленного опыта в принятии решений.
Развивать навык эффективной коммуникации в процессе коллективного поиска.
Развивать навык обоснования и убеждения в выбранном решении.
Повышать мотивацию для решения прикладных задач.
Функции кейс-технологии: обучающая, практическая, научно-исследовательская. Педагог учит ребенка решать сложные проблемы, которые невозможно решить теоретическим способом, что позволяет применять межпредметные связи.
Кейс-технологии разнообразны. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Так же кейс-технологии можно применять и в работе с родителями.
В воспитательной работе существуют основные направления – духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни, экологическое и трудовое воспитание. По всем представленным направлениям можно использовать кейс-технологию.
Применение кейс-технологии
Применение кейс-технологии начинается с определения для кого и чего будет использоваться кейс, чему должны будут научиться дети, какое направление будет выбрано. В первую очередь будет обозначена цель обучения, структурирование материала и выбор форм, методов и средств.
Как правило, кейс состоит из трёх частей: вспомогательная информация, которая необходима для анализа кейса, описание конкретной ситуации, задания к кейсу.
Действия педагога в кейс-технологии: необходимо создать кейс, далее распределить школьников по группам или дать индивидуальные кейсы. Познакомить учеников с ситуацией, рассказать о сроках выполнения работы, организовать презентацию по решению проблемы в каждой группе, организовать общую дискуссию. Далее педагог обобщает данную ситуацию, анализирует её и оценивает работу обучающихся.
Действия ученика: знакомство с предложенной ситуацией, выделение проблемы, предложения по решению задачи, анализ предложенных решений, выбор лучшего решения, представление выбранного решения.
Сценарий внеклассного занятия с использованием кейс-технологии
Раздел программы: информационные технологии, использование LEGO EDUCATION MINDSTORMS EV3.
Тема занятия: создание модели. Проект «Щенок-помощник».
Используемые технологии: метод проектов с использованием кейс-технологии.
Оборудование: кейс, ПК, проектор, учебные принадлежности, набор Lego education mindstorms ev3.
Цели занятия: развитие интереса к информационным технологиям (робототехнике), воспитание культуры труда.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Выполнение мини-проектов
4. Защита проектов.
5. Рефлексия
Ход занятия.
Организационный этап. Объяснение темы и цели урока, мотивация.
Изучение нового материала. Познакомить обучающихся с кейсом, дать возможность самостоятельно поработать с ним. Дифференцированная помощь ученикам.
Выполнение мини-проектов. Задание: Саша очень любит домашних животных. Но родители не могут купить ему щенка, так как у Саши аллергия на шерсть. Как же помочь Саше?
Защита проектов. Каждая группа представляет свой проект. Рефлексия.
Таким образом, в результате использования в работе кейс-технологий:
- у обучающихся развивается умение слушать и понимать друг друга, работать в группах;
- в реальной жизни школьники смогут применять свое умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать свою точку зрения, делать необходимые выводы;
- развивается креативность.
Результаты кейс-технологии: освоение метода сбора новой информации, использование метода анализа, умение работать с текстом, умение использовать теоретические знания и применять их на практике, создание собственного продукта, достижение личных целей, повышение уровня общения с людьми, умение решать проблемы.
Приложение 1. Проект «Щенок-помощник»