СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые имена и вечные вопросы: использование произведений современных авторов при подготовке выпускников к ЕГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по современной литературе может быть полезна для словесников, готовивших своих ребят к декабрьскому сочинению 

Просмотр содержимого документа
«Новые имена и вечные вопросы: использование произведений современных авторов при подготовке выпускников к ЕГЭ по литературе»

УДК 372.882

Новые имена и вечные вопросы: использование произведений современных авторов при подготовке выпускников к ЕГЭ по литературе.


Кутакова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №3 с УИОП,

Россия, г. Егорьевск, [email protected]


Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования произведений современных авторов при подготовке к ЕГЭ по литературе, дается методика проведения отдельных уроков или элективного курса по современной литературе.

Abstract: The article considers the possibility of using the works of contemporary authors in preparing for the exam in literature, is given by the method of individual classes or elective course on contemporary literature.


Ключевые слова: литературный контекст, смысловое чтение, сопоставительный анализ, интериоризация текста.

Keywords: literary context, meaningful reading, benchmarking, text internalization


1. Современная литература как отображение сегодняшнего времени и переосмысление прошлого.

Одна из важнейших задач, стоящих перед преподаванием литературы в современной школе, – развитие речевой деятельности учащихся, способности понимать текст, анализировать его с точки зрения композиции, сюжета, составление характеристик героев, видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; определять его этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику.

Все эти умения необходимы современному ученику при работе с текстами разной направленности. Особенно это актуально звучит в условиях серьезной подготовки к выпускным экзаменам по литературе в формате ЕГЭ.

Несмотря на то что современная литература не представлена в кодификаторе (основном документе ФИПИ экзамена по литературе), который заканчивается анализом и интерпретацией произведений разных жанров произведений второй половины ХХ века, я все же постараюсь убедительно доказать, что литература последних двух десятилетий имеет полное основание быть представленной в работах выпускников. Дело в том, что ЕГЭ по литературе является экзаменом по выбору, а значит обучающийся целенаправленно готовится в течение определенного времени к нему. При этом выпускник общеобразовательной школы нацелен на дальнейшее получение гуманитарного, а чаще филологического или лингвистического образования. Значит, прекрасно ориентируясь в литературном контексте определенного исторического периода, поступающий в вуз научился «соотносить художественную литературу с фактами общественной

жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и

культурном развитии общества» (цитата взята из Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)общего образования по литературе (базовый и профильный уровень) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). А как можно говорить о литературоведческого компетентности одиннадцатиклассника, если современная литература, литература его времени вычеркнута из поля его деятельности. Вспомним А.С.Пушкина, в романе в стихах «Евгений Онегин» автор спорит с критиками, высказывает свое мнение о современных писателях, тем самым демонстрируя свою прекрасную осведомленность в литературном пространстве столичного общества. Даже ветреный и недалекий гоголевский Хлестаков в знаменитой сцене вранья объявляет себя автором романа «Юрий Милославский», а Марья Антоновна вдруг вспоминает, что это сочинение Загоскина (такое лестное для автора упоминание свидетельствовало о популярности произведения: не читать его, а вернее, не слышать, не знать о нем было просто неприлично!). Как же сегодня можно говорить о литературе со старшеклассниками и не комментировать, не обсуждать, не анализировать книги современных авторов, где по большому счету ставятся на сегодняшний день злободневные проблемы, намечаются пути решения актуальных вопросов. И потом, разве в праве мы, учителя литературы, не реагировать на глобальные события в области литературы и искусства, как то: получение Нобелевской премии в 2015 году Светланы Алексиевич, присуждение современных литературных премий «Большая книга», «Писатель года», «Антибукер» и другие. К тому же, этот год объявлен В.В.Путиным в России Годом киноискусства, и многие произведения современных авторов экранизируются и демонстрируются по телевидению, и наша задача – помочь своим ученикам ориентироваться в кинопрокате, научить замечать художественные стороны работы.

Главным же аргументом в пользу изучения современной литературы в школе считаю задания 9 и 16 в ЕГЭ, где необходим сопоставительный анализ произведений с предложенным в КИМе отрывком. Здесь открываются большие возможности для выпускника, помимо школьной программы, блеснуть знаниями по литературе последних десятилетий, приводя примеры произведений Светланы Алексиевич, Дины Рубиной, Захара Прилепина, Виктора Пелевина, Бориса Акунина, Виктории Токаревой, Татьяны Поляковой и других современных писателей, ведь новые имена не исключают, а продолжают в русской литературе обсуждать вечные вопросы.

2. Новые имена и вечные вопросы русской литературы (подготовка к ЕГЭ по литературе)

Произведения выбираю непременно запоминающиеся, актуальные. Небольшой жанр рассказа, особенно короткого, позволяет на занятии прочитать его вместе с ребятами. Очень важен метод художественного, осмысленного, творческого чтения! Используя приемы повышения и понижения голоса, убыстрения темпа, выделение голосом отдельных, наиболее важных деталей, паузы, достигаю эффекта «присутствия в рассказе ученика и учителя». Во время чтения разрешаю пользоваться простым карандашом (мы работаем с ксерокопиями произведений) для выделения слов, характеризующих героя, поясняющих авторское отношение к нему, средства художественной выразительности.

 

После первого потрясения обычно ребята спрашивают: «Где вы такое берете?» Приятно слышать, что дети обсуждают рассказы с родителями, и те тоже их читают. Рассказ-то современный, и в этом тоже залог успеха.

  Так на уроках были прочитаны произведения П.Лавренова «Косиножка» (воспитание детской жестокости), Ю.Буйды «Продавец добра»  (смысл человеческой жизни),Т.Лобовой «Жар-птица» (семейные ценности), В.Тарасенко «Новогодняя сказка» (вера в возможности человека), С.Михеенкова «Комбат» (воинский долг, ответственность за погибших). Такая форма работы позволяет реализовать ведущий принцип педагогики сотрудничества – знание через общение, общение через знание. Остановлюсь на нескольких конкретных примерах использования произведений современных авторов для написания небольшого развернутого ответа на 16 задание ЕГЭ по литературе.

А) Любовь, семья, дом (на примере рассказов В.Токаревой);

Произведения Токаревой – книги “о жизни, которые помогают найти ответы на многие вопросы. Проблематика рассказов обширна. “Я есть. Ты есть. Он есть” – проблема взаимоотношений. Сильная женщина в рассказе “Инфузория-туфелька”. Человек, стоящий посередине, в рассказе “День без вранья”.

Так, разбирая с ребятами вариант ЕГЭ, где дан отрывок из романа «Отцы и дети», сцена эпизода разговора отца Базарова с Аркадием Кирсановым, обращаем внимание на портретную характеристику Василия Ивановича, его манеру поведения, характер. Вопрос в 9 задании звучит следующим образом: «В каких произведениях русской литературы звучит тема «маленького человека», «И как она сопоставляется с данным эпизодом?»

Естественно, ребята обычно вспоминают Ф.М.Достоевского и его Макара Девушкина, чеховского Беликова, гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина. Но мне интересно провести параллель с современной литературой, поэтому знакомлю старшеклассников с рассказом «День без вранья» Виктории Токаревой. 25-летний преподаватель французского языка, увидев во сне радугу, утром решает прожить день честно, прекрасно понимая, что мелкие обманы по пустякам ведут к вранью крупному и калечат судьбу. Тяжело дается этот день герою: он признается в мошенничестве кондуктору, а та считает это розыгрышем, говорит правду будущей теще, за что обвиняется ей в любовании собой и снобизме. Только родной 5-б наконец-то слушает его затаив дыхание, когда он читает отрывок из «Кола Брюньона». Оказывается, что честно прожитый день – большое испытание на прочность и силу духа, что так жить каждый день невозможно: в нашем мире много условностей, стереотипов, которые принимаются обществом и которые нельзя не поддерживать одному из его членов. В день, проведённый без вранья, Валентин понимает, что через несколько лет превратится в неудачника, человека, «который хотел». Хотел, но не стал тем успешным, удачливым и уверенным в себе человеком.

А тут уже можно и тему фатализма поднять: человек – хозяин собственной судьбы или все же он винтик в безжалостной машине бытия. Главное – чтобы дети прониклись философскими размышлениями героя и пронесли художественное пространство рассказа сквозь свои души (произошла интериоризация текста.

Б) Россия: вчера, сегодня, завтра (проза В.Распутина)

Стержневую линию творчества одного из признанных мастеров «деревенской прозы» Вален­тина Распутина составляет исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым — суетливым ли, внешним, бездумным ли — существованием. В многоцветном мире народной жизни Распутин ищет хранителей его векового опыта, носителей его разума, верных исполнителей его нравственных заветов.

Рассказ «Нежданно – негаданно», написанный в 1997 году, является своеобразным продолжением предыдущих произведений о Сене Позднякове и насыщен вопросами, страхами перед «облегченностью» души человека, то есть его незащищенностью перед жестокостью современного мира. Люди, потерявшие социальную и нравственную опору в жизни, остались в одиночестве перед натиском зла и аморализма. 
В рассказе поднимаются вопросы экологии и нравственности, разрыва родственных связей, растлевающего влияния средств массовой информации. Все эти проблемы обсуждают односельчане Сени Позднякова. Ожидая прибытия катера, они с болью говорят о хищническом уничтожении природы; об одиночестве стариков; о «раскультуривании» русской нации. 
Интересен эпизод неожиданной встречи Сени с девочкой, к судьбе которой он случайно оказался причастным: «… у самого входа в магазин… увидел Сеня эту девочку, точно слетевшую из сказки. Он не сразу понимает, что очень красивая девочка, привлекающая людское внимание, – профессиональная нищенка. Она из тех детей, которые побираются не для себя и не по собственному желанию, а по воле своего хозяина. Герой был поражен предложением женщины купить девочку: «Сеня точно на землю опустился: о чём они говорят? Где он? Ведь она предлагает ему купить девочку! Не куклу, не котёнка купить, а живого человека!» Этот дикий, аморальный поступок не укладывается в голове простого деревенского мужика, привыкшего жить по нормальным человеческим законам. Происходит что-то из ряда вон выходящее: в нашем сегодняшнем мире продается всё – и красота, и искренность, и детская незащищённость. 
Сеня увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя. 
Но недолгой оказалась радость Кати и приютивших её Сени и Гали, которые гнали от себя тревожные мысли, «…каждый новый день втайне начиная с оборонной молитвы: Господи, пронеси!» Душевные переживания героев перекликаются с состоянием природы, в которой ощутимы печаль, увядание, одиночество, безысходность. Здесь очевиден использованный автором приём параллелизма. 
Одной из особенностей художественной манеры писателя является метафорическое осмысление природы, которая создает соответствующее настроение и подготавливает к восприятию последующих событий. Накануне приезда «горлохватов» за девочкой «…день всходил хмурым, солнце показалось и скрылось, с низовий потягивал пока слабый, но колючий северный ветерок», а когда Катю «…стремительно оторвали от Сени, не дав попрощаться», «порывы ветра становились все сильней и злей, и к ночи земля ходила ходуном». 

Рассказ универсален и может быть использован выпускниками при сопоставлении с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Оба героя сталкиваются с чудовищной несправедливостью в мире и пытаются решить эту проблему. И с драмой М.Горького «На дне», где в каждом произведении по-своему раскрываются социальные вопросы.


В) Духовно-нравственные аспекты (рассказы и повести Н.Сухининой)

Куда пропали снегири?» - сборник очерков и рассказов о нравственном выборе человека. Православная писательница проникновенно, художественно рассказывает о Святых, прославленных церковью, и о простых людях – наших современниках.

В одном из вариантов КИМа ЕГЭ по литературе есть отрывок из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина о том, как Пугачев милует Петра Андреевича Гринева в знак благодарности за подаренный заячий тулуп. Вопрос в 16 задании звучит следующим образом: «В каких еще произведениях русской литературы звучит тема благодарности? И как эти произведения перекликаются с отрывком из «Капитанской дочки?»

Конечно, сразу приходит на ум рассказ В.Распутина «Уроки французского», где лейтмотивом звучит тема благодарности героя своей учительнице. Но я предлагаю ребятам рассказ Н.Сухининой «Сережки из чистого золота», в котором, помимо других, звучит и эта тема. Сюжет рассказа довольно прост: первоклассница Мария увидела на прохожей удивительной красоты золотые сережки и захотела такие же себе. Семья у маленькой героини небогатая, работящая, поэтому мама посчитала мечту девочки баловством и капризом. Но, воспитанная в традициях высокой нравственности и не в силах совладать со своим искушением, Мария решается обратиться со своей просьбой к преподобному Сергию Радонежскому и едет в Троице-Сергиеву лавру к мощам святого. Увидев большую очередь, девочка испытывает муки совести по поводу своего приезда, ведь многие в очереди несут Преподобному настоящие чаяния и обращаются с серьезными проблемами. Какова же ее неподдельная радость, когда Божьим Промыслом знакомая мамы передает Марии сережки, точно такие же, о каких она мечтала. Чистый сердцем ребенок встает каждое утро на благодарственную молитву перед иконой Преподобного Сергия и просит помощи о восстановлении в городе храма.

 Вспоминается также Черная Курица из сказки А.Погорельского, которая учила Алешу: «К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего — неблагодарности». Ведь без благодарности человек становится потребителем, считает, что все ему должны; просьба без благодарности - признак хамства.

В рассказе много художественных находок. Это и портретные зарисовки героини, и сюжетные коллизии, включающие в себя основы православной веры, это, наконец, авторские замечания и оценка происходящего. Вывод по прочтении произведения можно взять из Нагорной проповеди Христа: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам» (Мф., 7:7), - как просила о чуде маленькая девочка Мария, только просить нужно искренне, с верой и смирением…

Г) экологическая тема в «Чернобыльской молитве» С. Алексиевич;

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Проблема сохранения окружающей природы была остро заявлена в ХХ столетии еще М.М.Пришвиным, К.Г.Паустовским, В.Беловым, Л. Леоновым.

В школьной программе есть произведения В.Распутина «Прощание с Матерой» и В.Астафьева «Царь-рыба». В 1987 году был напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором были отражены современные отношения природы и человека. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все лишь ее часть. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин публикует свой «Экологический роман». Главная его тема – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

И вот еще один роман, посвященный 25-летию Чернобыльской катастрофы, написан Светланой Алексиевич. «Чернобыльская молитва» — это пронзительный документ, свидетельства многочисленных очевидцев и жертв аварии, сельских жителей, переселенцев, ликвидаторов. Светлана Алексиевич подчеркивала, что Чернобыль – «самое главное событие двадцатого века», у книги есть подзаголовок — «хроника будущего». «Чернобыль — проблема, которую мы не поняли и не изучили, - размышляет автор. - Поскольку мы живём в авторитарном обществе, сопротивление атомной энергетике очень слабое. Экологические проблемы сегодня выходят на первый план. Тем более те, которые связаны с большими технологиями. Это новая форма войны».

Обязательно в классе зачитываю отрывок:

“Мне – двенадцать лет…

Я все время дома, я – инвалид. В нашем доме почтальон приносит пенсию мне и дедушке. Девочки в классе, когда узнали, что у меня рак крови, боялись со мной сидеть. Дотронуться. А я смотрела на свои руки… На свой портфель и тетрадки… Ничего не поменялось. Почему меня боятся?

Врачи сказали: я заболела, потому что мой папа работал в Чернобыле. А я после этого родилась.

А я люблю своего папу…”

В произведении С. Алексиевич можно выделить несколько уровней понимания «тайны» Чернобыля.

1. Знали ли о ядерной аварии и смертельной опасности радиации жертвы чернобыльской катастрофы?

2. Каково отношение государства к чернобыльской трагедии?

3. Каково влияние ядерной аварии на природный мир?

4. Каково влияние радиации на человека: физическое и эмоциональное? Пожарники, приехавшие самыми первыми на реактор, чтобы потушить пожар, получили высокие дозы радиации и умерли в течение нескольких дней. Но у них смерть был необыкновенной: они сгорали заживо. Говорит жена одного пожарника, один из свидетелей: «Я каждый день меняла эту простыночку, а к вечеру она вся в крови. Поднимаю его, и у меня на руках остаются кусочки кожи, прилипают. Я срезала ногти до мяса, чтобы где-то его не зацепить». Жизнь для них остановилась во времени и пространстве. Они не могут жить по-прежнему. У этих невинных людей как будто умерла душа.

5. Что пережили и переживают дети Чернобыля?

С. Алексиевич включила в свой текст голоса детей, которые стали заложниками и невинными жертвами действий взрослых. Общеизвестен факт, что из-за ядерной аварии в Чернобыле много детей не смогли открыть свои глаза в этом мире. А те, которые были маленькими во время ядерной катастрофы, страдают от странных болезней.

С. Алексиевич пишет: «Это книга не о Чернобыле, а о мире Чернобыля. Меня интересовало не само событие, что случилось в ту ночь на станции и кто виноват, какие принимались решения, а ощущения, чувства людей, прикоснувшихся к неведомому. Текст С. Алексиевич можно назвать документальной повестью, художественным очерком, она сама назвала его молитвой, усилив таким образом публицистический пафос, трагедийность произошедшего и происходящего.

Такое сильное по эмоциональному воздействию произведение не может не затронуть умы и души наших старшеклассников, поэтому оно легко запоминается и может служить убедительным аргументом при написании сочинения на экологическую тему.

4. Золотая цепь преемственности.

Таким образом, используя произведения современной литературы, мы запасаемся яркими дополнительными примерами для подтверждения своих мыслей, для убедительной аргументации собственной позиции и умелого сопоставления схожих тем творчества разных авторов. Дети не только с нетерпением ждут очередной встречи с новой книгой, но и сами находятся в активном поиске, собирая по крупице в интернете интересные произведения современных авторов. А это уже педагогика сотрудничества.



Используемая литература

  1. Лейдерман Н.Л. Русская литература XX в. (1950-1990- годы для студентов высших учебных заведений в 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий- 5-е изд., стер.- М.: Изд. Центр « Академия», 2010.- 416с.

  2.  Распутин В.Г. Повести. Рассказы. Том 2. – М., 2004. 

  3. Современная русская литература ( 1990- начало 21 века) Учеб. пособ для студ. филолог. Фак. Высш. Учеб. завед/ С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.В. Воронина и др. – СПб.: Филологический факультет СпбГу; М.: Изд. центр « Академия», 2005. – 352с.

  4. Книга «Чернобыльская молитва» – пророчество трагедии «Фукусимы» [Электронный ресурс]. URL: http://nesvizh.by/352-kniga-chernobylskaya-molitva-prorochestvo-tradegii-fukusimy. html (дата обращения: 05.04.2012).

  5. Алексиевич С. Чернобыльская молитва: хроника будущего. М.: Время, 2007. 125 с

  6. Современная русская литература / Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред . проф.Б.А. Ланина. –М.: Вента – Граф, 2007. – 336с.

  7. Черняк М.А. Современная русская литература. Учебное пособие /М.А. Черняк.- 2 изд.-М.: Форум: Сага, 2010- 352с.

Интернет-ресурсы, используемые при написании статьи.

1. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015

2.

http://www.chaskor.ru/article/russkie_pisateli_ob_ekologii_34562

3. file:///C:/Users/username/Downloads/chernobylskaya-molitva-hronika-buduschego-s-aleksievich-problema-zhanra.pdf








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!