Омельчук Руфина Кашафовна
Нововведения в реализации Рабочей программы воспитания ОО
Наиболее важным обновлением, связанным с разработкой и реализацией Рабочей программы воспитания ОО, является введение Федеральных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.
ФОП закрепляет основные (инвариантные модули) и среди них обязательным модулем является «Профориентация».
С 1 сентября 2023г. в школах Российской Федерации внедрена единая модель профориентационной деятельности, получившая название «Профориентационный минимум» (Профминимум).
В послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин обратился «Задача конкретная – за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России»
04.08.2023 Федеральным законом N 479-ФЗ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Ч.3.Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Статья 66 дополнена частью 3.1
3.1.Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Что же такое Профминимум – это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по проффессиональной ориентации обучающихся
Цель внедрения профминимума выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности
Преимущества профминимума
Для школьников
Расширение знаний о мире профессий и рынке труда
Предоставляется возможность на практике узнать о своей вовлеченности и своих предпочтениях в той или иной отрасли или специальности
Для педагогов
Набор готовых инструментов и материалов
Предоставлен доступ к материалам для профориентационной работы с обучающимися
Для Школы в целом это
Единая модель профориентации
Модель адаптирована под все возрастные группы обучающихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, охватывающая все направления мероприятий профориентационной направленности
7.
Профориентационный минимум предусматривает создание специальных условий для участия отдельных групп и категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Наша школа, реализующая, как основные, так и адаптированные основные образовательные программы основного общего образования, предусматривает отдельные направления профориентационной работы с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также на основе организации межведомственного взаимодействия. Для более эффективного осуществления профориентационной работы с обучающимися ОВЗ и инвалидностью школа привлекает базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку функционирования муниципальной системы инклюзивного профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Ресурсы данных организаций позволяют организовывать и осуществлять мероприятия по профессиональному выбору с учетом специфических особенностей развития и возможностей данных категорий обучающихся.
Уровни реализации профориентационного минимума
Базовый - 40 часов профориентационной работы в год
Профориентационные уроки. Профориентационная диагностика и консультирование. Мероприятия по выбору.
Основной - 60 часов профориентационной работы в год
Профориентационные уроки. Профориентационные диагностики (2 – на 2 этапе и на 5 этапе) и консультирование. Профессиональные пробы. Профориентационная выставка. Мероприятия по выбору.
Продвинутый - 80 часов профориентационной работы в год
Профориентационные уроки. Профориентационные диагностики и консультирование. Профессиональные пробы. Профориентационная выставка.
Партнерская программа (колледж, вуз, работодатель). Профессиональное обучение.
Мероприятия по выбору.
Содержание базового уровня профминимума, который сейчас реализует наша школа включает в себя 3 основных направления деятельности:
урочная деятельность;
внеурочная деятельность: курс занятий «Россия - Мои горизонты»;
взаимодействие с родителями (законными представителями).
Рассмотрим все направления профминимума
Направление «Урочная деятельность» подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента. Например, в рамках предмета «Химия» посвящение одного или нескольких уроков, или части урока практическому применению химических законов в работе предприятий, знакомство с профессиями в химической отрасли (Профессиональные пробы);
Направление «Внеурочная деятельность», реализуется как по всей России, так и в нашей школе через курс занятий «Россия - Мои горизонты» (еженедельно, по четвергам), согласно программе и материалам, публикуемым в разделе «Профминимум» платформы проекта «Билет в будущее».
Занятия внесены в расписание уроков и проводятся в рамках внеурочной деятельности (34 учебных недели в учебном году - 34 занятия «Россия - мои горизонты»). Занятия «Россия - Мои горизонты» проводятся во всех 6-11 классах.
В рамках занятий намечены профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и другие профориентационные активности, при этом часть занятий содержат вариативные модули для обеспечения возможности включения в курс регионального компонента.
Направление «Практико-ориентированный модуль» (направление основного уровня)
Для обучающихся 6–11 классов проводятся профессиональные пробы (онлайн и очно), проектная деятельность, экскурсии и мастер-классы в организациях ВО и СПО, на предприятиях, конкурсы профориентационной направленности, и другие профориентационные мероприятия, включающие участие внешнего наставника
Направление «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
предполагает участие родителей обучающихся во Всероссийских родительских собраниях по профориентации, проводимых Фондом Гуманитарных Проектов, при поддержке Министерства просвещения России.
В 2023-2024 году запланировано два Всероссийских родительских собрания по профориентации: первое уже состоялось 14 сентября, второе будет в феврале. Приглашаю подключиться к онлайн-собранию, дополнительно классные руководители вас проинформируют.
В 8-11 классах запланированы внутренние родительские собрания, с использованием материалов Всероссийских родительских собраний.
На школьных родительских собраниях рассматриваются вопросы, которые помогут в выборе обучающимися профессии и образования.
Проводится индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе будущей профессии;
Также родители у нас участвуют в качестве спикеров на классных часах по теме «Моя профессия»
Направление «Дополнительное образование»
У нас в школе 6-11 классах реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твой выбор».
Также реализация направления включает в себя выбор и посещение ознакомительных занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей школьника.
Направление «Профессиональное обучение»
Профессиональное обучение направлено на приобретение школьниками профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
Согласно содержанию работы школы по профориентационному направлению, мы уже сейчас можем перейти на основной уровень реализации профминимума.
2 раза в учебном году - в декабре и в мае, будет проводиться Мониторинг реализации Профминимума, который будет содержать информацию о школе, установленном уровне реализации Профминимума, информацию о выполнении мероприятий по реализации Профминимума, численность обучающихся и количество классов, задействованных в Профминимуме, информацию о поступлении выпускников в профессиональные и высшие учебные заведения.