Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 3
Тутаевского муниципального района
учитель – дефектолог Наборщикова Е.В.
Логопедическая викторина «Зимние забавы»
Цели: в игровой форме закрепить знания и умения делить слова на слоги, из данных букв собирать слова, используя лексическую тему «Зима»
Задачи:
совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, мелкую моторику;
Обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»
Разделить детей на две команды. Одна «Льдинки», вторая «Снежинки».
Представить компетентное жюри, которое будет оценивать выполнение заданий.
Логопедическая викторина
«Зимние забавы»
Дорогие ребята!
Логопед: - Сегодня у нас пройдёт новогодняя логопедическая викторина. Тему, которой вы узнаете из стихотворения.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме).
Презентация «Зима»
Дефектолог:
Первое задание:
- Ребята подготовили стихотворения, загадки, пословицы о зиме.
Послушаем их.
(Выучить стихотворения, найти пословицы, загадки было домашним заданием).
Логопед: - Ребята рассказали нам стихотворения, пословицы, загадали загадки.
Второе задание: Логопед: - Сейчас посмотрим, хорошо ли вы знаете приметы зимы?
Уж ты, зимушка- зима,
Заморозила, замела.
Все дорожки, все лужки.
Негде Сонечке пройти!
Инструкция к выполнению задание
Необходимо на каждой снежинке прочитать слово, посчитать, сколько слогов в слове, поставить ударение. Слова: метель, холод, снег, ветер, вьюга, мороз, снегири, сугробы, сосульки, гололёд, санки, снежинки,
Третье задание: «Скажи ласково»
Инструкция к выполнению задание: нужно каждой из команд предложенное слово назвать ласково
Зима – зимушка; снежинка- снежиночка
Горка-………. ;снеговик –
Ветер -………. ;санки –
Ком -………... ;снег – снежок
Ребята! А снег какой?( Белый, холодный, хрустящий, мокрый, блестящий, переливающийся…) Молодцы! А вы не замёрзли?
Пальчиковая гимнастика
-Руки мы в кулак сожмём и немножко подождём
-На ладошки мы подуем и снежинки все с них сдуем
- Руки растираем и разогреваем!
Музыкальная пауза
«Зимняя зарядка. Анималики.» (Презентация)
Четвёртое задание: « Найди лишнее»
-Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушаете и называете лишнее слово. Какая команда быстрее поднимет руку и ответит правильно тому балл.
1.Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты ,галки, макароны и вороны…
2.Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
3.Прилетели птицы: голуби, шмели, синицы…
4.Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, комары и кукушки…
Пятое задание « Собери картинку» и отгадай кроссворд.
-У вас на парте лежит конверт с разрезанной картинкой, необходимо ее сложить получив изображение.
Та команда, которая это сделала быстрее , выигрывает.
Шестое задание. «Театральное»
- А теперь я вызываю из каждой команды по 3 человека – самых артистичных!
Задание у них будет такое : нужно изобразить животное ,которое я назову на ушко .А задача соперников – отгадать этого зверя!
(Заяц, волк, белка, лиса, медведь, лось)
Седьмое задание « Художник»
-Каждая команда должна нарисовать снеговика, как можно быстрее и лучше.
Восьмое задание: «Доскажи словечко».
Логопед:
Есть одна игра для вас!
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник …
-Новый год!
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт…
-От ёлки!
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие…
-Блестят!
И качаются игрушки-
Флаги, звёздочки…
-Хлопушки!
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики…
-Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы…
-Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед…
-Мороз!
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая…
-Звезда!
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как…
-Красива!
Вот огни зажглись на ней
Сотни крошечных…
-Огней!
Двери настежь. Точно в сказке,
Хоровод несётся в …
-Пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляю с…
-Новым счастьем сразу…
-Всех!
( «Ёлка» автор Елена Благинина).
Девятое задание: Логоритмические упражнения под песню с ускорение «Снег руками нагребаем ,лепим ,лепим, ком большой»
Награждение победителей и утешительные призы для проигравших, фото на память.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- 334 с.
2. Баев И.М. Играем на уроках русского языка/И.М.Баев. — М.:Просвещение, 1989.- С.113.
3. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 1997.- С.45.
4. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
5. Богуславская З.М. «психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» — в книге «психология и педагогика игры дошкольника», м., 1966.
6.Волкова Г.А. Логопедическая риторика. М., Просвещение, 1985.