ХХ век вошел в историю музыкальной культуры как период становления новых музыкально-эстетических парадигм. В этот период С.С.Прокофьев создает балет "Ромео и Джульетта", ознаменовавший перелом в творческой жизни композитора. В данной презентации акцентируется внимание на истории создания балета "Ромео и Джульетта", представлен краткий анализ "Танца рыцарей" с присущей ему лаконичностью характеристик, образной меткостью, наглядностью.
Просмотр содержимого документа
«"Новая" музыка С.С.Прокофьева»
Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
Большая драма и счастливый финал
История создания
Сергей Прокофьев, всемирно известный пианист и композитор, в 1930-х годах вернулся в СССР после долгих заграничных гастролей.
- На родине композитор задумал написать балет по трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Обычно Прокофьев сам создавал либретто к своим произведениям и старался максимально сохранить оригинальный сюжет. Однако в этот раз в написании либретто к «Ромео и Джульетте» участвовали шекспировед и художественный руководитель Ленинградского театра имени Кирова Сергей Радлов и Адриан Пиотровский ― драматург и известный театровед.
История создания
- В 1935 году Прокофьев, Радлов и Пиотровский закончили работу над балетом, музыку к нему руководство Театра имени Кирова одобрило. Однако концовка музыкального произведения отличалась от шекспировской: в финале балета герои не просто оставались живы, но и сохраняли свои романтические отношения. Такое покушение на классический сюжет вызвало недоумение у цензоров. Авторы переписали сценарий, но постановка все-таки оказалась под запретом — якобы из-за «нетанцевальной» музыки.
История создания
Вскоре в газете «Правда» вышли критические статьи на два произведения Дмитрия Шостаковича ― оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей». Одна из публикаций называлась «Сумбур вместо музыки», а вторая ― «Балетная фальшь». После критических отзывов официального издания руководство Мариинского театра не могло рисковать. Премьера балета могла вызвать не просто недовольство со стороны власти, а настоящие преследования. Ситуацию осложняло и то, что один из авторов либретто — Адриан Пиотровский — был в 1937 году расстрелян. Его имя убрали из всех документов, а одним из соавторов стал балетмейстер Леонид Лавровский.
История создания
История создания
Премьера балета прошла лишь спустя три года после написания — в декабре 1938-го в чехословацком городе Брно. В Чехословакии спектакль на музыку Прокофьева имел большой успех, однако еще два года балет был под запретом в СССР. Поставить «Ромео и Джульетту» разрешили только в 1940 году.
История создания
Новаторская «небалетная» музыка Прокофьева вызывала со стороны артистов и музыкантов настоящее сопротивление. Первые не могли привыкнуть к новой ритмике, а вторые так опасались провала, что даже отказывались играть на премьере. В творческом коллективе даже родилась шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» .
История создания
Следующая постановка «Ромео и Джульетты» состоялась уже после Великой Отечественной войны ― в декабре 1946 года в Большом театре.
История создания
В 1954 году режиссер Лео Арнштам совместно с Леонидом Лавровским снял фильм-балет «Ромео и Джульетта», который получил приз на Каннском кинофестивале. Спустя два года московские артисты показали балет на гастролях в Лондоне и вновь произвели фурор. Балет ставили в крупнейших европейских театрах ― Опера де Пари, миланском Ла Скала, Лондонском Королевском театре в Ковент-Гардене.
История создания
Произведения из «Ромео и Джульетты» часто звучат на концертах классической музыки. Популярными и самостоятельными стали номера «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек».
Монтекки и Капулетти
"Монтекки и Капулетти" ("Танец рыцарей") -- это групповой портрет представителей двух семей. Скачущий пунктирный ритм в сочетании с мерной тяжелой поступью баса (тромбон туба, валторна, барабан) создает образ воинственности и тупости, соединенных со своеобразным величием. Образная выразительность "Танца рыцарей" усиливается, когда в басу вступает тема вражды. Все средства в ней направлены к созданию образа примитивного и тяжело-мрачного: "неповоротливость", мелодического движения, малая ритмическая подвижность, гармоническая скованность и громкое звучание меди. В качестве контрастного эпизода внутри "Танца рыцарей" введен хрупкий, утонченный танец Джульетты с Парисом
Танец рыцарей (видео)