СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативно-правовые аспекты формирования психолого-педагогических классов

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование нормативной базы при организации работы с психолого-педагогическими классами

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовые аспекты формирования психолого-педагогических классов»

Нормативно-правовые и концептуальные аспекты организации психолого-педагогических классов

(из опыта работы по организации психолого-педагогических классов МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска»)


На сегодняшний день проблема реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе очень актуальна. 

Это связано в первую очередь с ситуацией в стане, которая нуждается в квалифицированных кадрах и хороших специалистах.

Но, созданные профили охватывают многие сферы деятельности: биолого-химический для медицинских институтов, физико-математический для будущих инженеров и программистов.

А в школах сложилась сложная ситуация: средний возраст учителя составляет старше 45 лет, молодых специалистов практически нет.

Поэтому возникает острая необходимость пересмотра всей системы подготовки учителя, начав ее с периода ранней профессиональной ориентации, связанной с выбором педагогического будущего.  

 Одной из эффективных форм работы со старшеклассниками - будущими учителями это педагогические классы, которые являются традиционной  системой подготовки старших школьников к выбору педагогической профессии.  

Еще во второй половине дополнительные  педагогические  классы женских гимназий и пансионов осуществляли подготовку домашних учительниц.

Даже было выпущено в 1874 г. Положение о 8 классе.

В 20-30-е годы педклассы готовили пионервожатых, воспитателей.

В 60-90 годы их основной функцией становится как подготовка педагогических кадров среднего звена, так и ориентация учащихся на педагогическую  профессию. 

 С 1958 года педагогические классы как производственный профиль трудового обучения.

С 2004 года была попытка создания и реализации новых моделей социально-педагогических классов, но, в связи с сокращением количества учащихся, введением ЕГЭ и интенсивной подготовкой старшеклассников к нему, а главным образом, снижением престижа педагогической профессии, выпускники школ не стремились пройти довузовскую подготовку и связать свое будущее с педагогической деятельностью. Педагогические вузы комплектовались «по остаточному принципу».

Ведение  «Стандарта педагога», перехода на ФГОС,  возросшие требования к вузам по подготовке педагогических кадров  ставят в современных условиях проблему ранней ориентации школьников на педагогическую профессию на одно из первых мест в системе непрерывного педагогического образования.

Сегодня появилась необходимость сделать привлекательным и престижным работу учителя, как для учащихся подростковых классов, так и родителей.

В этом году впервые в Советском городском округе открывается педагогический класс в нескольких школах. В нашей школе это 10 класс, количество учащихся 19 человек.

Два года опытные педагоги нашей школы будут готовить из обучающихся будущих учителей, свою достойную смену.

Одной из целей создания "Психолого-педагогических класса" является формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности.

Цели:

–выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению;

–интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.

Образовательные задачи:

–формирование у школьников представлений о профессиональной деятельности;

–предоставление возможностей для получения опыта социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);

–развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).

Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия реализации


государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» разработана Концепция профильных психолого-педагогических классов,

Ожидаемые результаты внедрения концепции:

На федеральном уровне:

–создание и функционирование системы выявления и подготовки кадрового резерва профессий (образование, медицина, социальная работа);

–восполнение дефицита профессионально подготовленных педагогических кадров;

–снижение затрат на профессиональную переподготовку кадров (смену профессии) после окончания образовательных программ профессионального образования.

На уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне:

–повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире;

–снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников – молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности;

–развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.

Для открытия в общеобразовательной организации классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей (далее – психолого-педагогические классы) необходимо руководствоваться следующими стратегическими документами, нормативно-правовыми актами и методическими материалами:

1.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2.Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

3.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образование». Цели Программы (в части общего образования) (постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642, в редакции № 37 от 07 октября 2021 г.)

4.Документы, регулирующие деятельность общеобразовательных организаций в контексте профильного обучения

В настоящее время существует достаточная нормативно-правовая база для создания профильных психолого-педагогических классов.

К числу основных документов, которыми в этом вопросе может руководствоваться образовательная организация, относятся:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.




-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 11

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20.

-Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания СанПиН 1.2.3685-21.

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (актуальный на момент деятельности психолого-педагогических классов)».

-Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.

Каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных психолого-педагогических классов.

Целесообразно привлекать для этой задачи не только специалистов, экспертов, но и родительскую общественность.

В нашей школе разработаны и утверждены локальные акты, документы:

- Положение о Педагогическом классе;

- Положение о предпрофессионального подготовке учащихся;

-Дорожная карта по реализации проекта «Педагогический класс»

-План мероприятий профориентационной работы совместно с партнерскими организациями.

-сформирован учебный план для 10 класса.

Мы ознакомили обучающихся и родителей (законных представителей) психологопедагогической направленности с условиями обучения, издали приказ о зачислении в класс психолого-педагогической направленности.

3.Разработали учебный план любого профиля психологопедагогической направленности.

В учебный план, можно включить профильные предметы (русский язык, литература, иностранный язык, биология, история).

В содержание рабочих программ учебных предметов "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание" можно включать модули, связанные с педагогической направленностью.

Например, в курсе литературы изучать произведения, в которых поднимаются вопросы образования, личностных качеств педагога;

на уроках русского языка для анализа целесообразно предлагать учащимся тексты с педагогической (психолого-педагогической) тематикой;


на уроках истории - знакомить обучающихся с личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.

У нас старшее звено универсального профиля, а учебный план универсального профиля может создавать психолого-педагогическую направленность только за счет элективных курсов - части, формируемой участниками образовательных отношений, а предметы представлены только на базовом уровне (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Проводятся занятия: «Основы психологии», «Основы педагогики» и «Педагогическая практика».

На них старшеклассники узнают, что такое рефлексия, вербальные и невербальное общение, в чём их отличия. Научатся конструктивному разрешению конфликтов, получат азы конфликтологии, социологии, психологии и педагогики.

Можно ввести и другие спецкурсы:

-История психологии и педагогики;

-Современные образовательные технологии для школьников;

-Психология образования;

-Психология общения;

-Педагогическое проектирование;

-Психология цифрового обучения;

-Основы самопознания и саморазвития;

-Риторика.

В учебном плане образовательной организации, где реализуется образовательная деятельность, в психолого-педагогическом классе предусматривается выполнение обучающимися индивидуального проекта.

При выборе темы для выполнения индивидуального проекта рекомендуется придерживаться психолого-педагогической направленности.

индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования.

Содержание деятельности обучающихся в психолого-педагогических классах включает органическое сочетание теоретической и практической подготовки, причем теория должна осваиваться учениками в связи с практикой, чтобы они могли понимать суть педагогических приемов или форм работы с детьми.

Основные методы и формы обучения в психолого-педагогических классах:

1)деятельностные технологии (проблемное обучение, кейсы, мастерские, игры, социальное моделирование);

2)образовательные события (подготовка события учениками средней школы для детей начальной школы);

3) проектная и исследовательская деятельность (учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);

4)коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и т.д.).


Осуществляется подготовка обучающихся педагогического класса к участию в предпрофессиональных и профильных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и т.д. Предусмотрено огромное количество мероприятий: олимпиады, конкурсы, стажировки, выезды в педагогические вузы, колледжи. Возвращаемся к практике школы вожатых, помощь в подготовке мероприятий при проведении предметных недель, подготовка классных часов. На 05.10.2022 года на «День самоуправления» весь класс был задействован для проведения уроков.

Для успешной реализации деятельности профильных психолого-педагогических классов необходимо обеспечить не только процесс непосредственного обучения школьников, но и реализацию технологий выявления педагогической одаренности. С этой целью необходимо проводить диагностику их индивидуально-личностного профиля и особых способностей к педагогической деятельности, а также осуществлять мониторинг их академических и личностно-профессиональных достижений.

При организации работы мы столкнулись с рядом проблем:

-недостаточный уровень нормативного обеспечения создания и организации деятельности психолого-педагогических классов.

-не прописаны механизмы создания и организации деятельности ППК (порядок и условия зачисления в классы, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение, документация и отчетность и т.д.).

-недостаточной является база для практической подготовки, школьники не могут познакомиться заранее со студенческой жизнью

-ограниченный спектр инструментов отбора школьников, ориентированных на выбор педагогической профессии, для продолжения обучения в педагогических учебных заведениях.

-незначительное число обучающихся, участвующих в олимпиадной или конкурсной деятельности психолого-педагогической направленности; отсутствие обмена опытом между образовательными организациями.

Учитель — не профессия, а звание,
Отсутствуют в котором рубежи.
Учитель — не работа, а призвание,
Учитель — это сущность всей души.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!