Программное содержание:
- Дать детям представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки.
- Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Развивать чувство композиции во время работы с бумагой, умение работать в коллективе.
Ход занятия
(дети стайкой стоят вокруг воспитателя)
Воспитатель: Ребята, чем богата осень? (ответы детей)
Отгадайте загадку: Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть – нет головы.
(это гриб)
(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом)
Воспитатель: У меня в корзине много грибов, я буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки (использовать муляжи грибов):
- Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я…(подосиновик).
- Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу, называют их…(опята).
- Среди молодых сосенок в блестящей темной шапочке растет грибок…(масленок)
- Люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной, или сероватой. Собирай, не мешкай, это…(сыроежки).
- Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут…(подберезовик).
- На белой толстой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик).
- У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти – он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки! Его называют…(бледной поганкой).
- Возле леса, на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый…(мухомор).
Воспитатель: Вы обратили внимание, что каждый гриб растет в определенном месте: под березой, под осиной, под елями…
Многие из вас, наверное, думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, от нее тянутся тонкие длинные нити к грибам, это означает, что грибы по одиночке не растут. Нельзя нарушать место, где растут грибы. А как вы собираете их в лесу? (ответы детей)
Гриб срезают аккуратно ножом. Если гриб нечем срезать, это не беда.
Его можно слегка раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной. А что делать, если гриб оказался червивый? (ответы детей)
Надо разломать шляпку и разбросать в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов. Есть очень важное правило: брать можно только знакомые и съедобные грибы. Другие оставляют, не топчут и не сбивают, они нужны лесу: деревья растут лучше, некоторые лесные животные едят их и лечатся ими. А в нашей корзине все грибы съедобные? (ответы детей) Да, вы правильно отметили, мы положили и несъедобные грибы – мухомор и бледную поганку. А какие несъедобные грибы вы знаете еще? Давайте поиграем в игру “Съедобные – несъедобные”.
(игра проводится с мячом в кругу)
Воспитатель: (предлагает вновь вернуться на стульчики)
Послушайте сказку, которая называется “Война грибов”.
… В старые – стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Гриб боровик над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы – столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите, рыжики, ко мне на войну!
Отказалися рыжики:
- Мы – богатые мужики! Не пойдем на войну
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
Отказалися волнушки:
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну!
Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!
Воспитатель: Какие новые съедобные грибы вы узнали из этой сказки? Найдите их среди наших грибов. (ответы детей)
Как вы думаете, почему боровик не звал на войну ядовитые грибы? (ответы)
Воспитатель: Предлагаю вам сделать композицию “Грибная полянка”.
У меня на столе лежат заготовки, вы выбираете - какой гриб будете делать и можете работать. (создается общая композиция из готовых форм или в технике “рваная бумага”)
Воспитатель: Наша картина готова. А теперь представьте себя насекомыми, живущими под грибами. Вы должны составить короткий рассказ о жизни в грибном домике: где он находится и о его лесных соседях.
(позже можно составить книжку с детскими рассказами)
Правила для грибников:
- Не собирайте незнакомые грибы.
- Не собирайте грибы, растущие вдоль обочины дорог.
- Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
- Не храните необработанные грибы более суток.
- К ядовитым грибам относятся бледная поганка, мухомор, ложный опенок, сатанинский гриб.