СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД на тему “Насекомые”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание:

  1. Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании.
  2. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.
  3. Закрепить у детей понятие сообщества “Луг” и названия луговых цветов.
  4. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

Ход занятия

(дети стайкой стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Как быстро пролетело лето. Чем оно вам запомнилось?

(ответы детей)

Как много интересного вы рассказали.

Что запомнилось мне? Отгадайте мою загадку:

Мы по ковру идем с тобой, его никто не ткал. Лежит у речки голубой – и желт, и синь, и ал. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Да, это луг.

Совсем недавно мы с вами делали коллективную аппликацию, которая так и называлась – “Луг”. Давайте внимательно рассмотрим свою работу.

Какие цветы растут на лугу? (ответы детей) Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет. (слушание музыкального фрагмента)

Воспитатель читает стихотворение:

Давай пройдемся медленно по лугу И “здравствуй” скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.

Воспитатель: Цветы на лугу очень красивые. Можно ли их рвать?

(ответы детей) Главное назначение цветов - привлекать насекомых, на лугу их очень много.  У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.  (по мере отгадывания размещать на детской работе):

(воспитатель загадывает детям загадки)

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела )

Модница крылатая, Платье полосатое, Ростом хоть и кроха, Укусит – будет плохо. (оса)

И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.

Что вы знаете про них? (ответы детей) Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней. А вот еще одна загадка:

точка, точка, два крючочка – это лапки у жука, два блестящих лепесточка раздвигаются слегка, справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Отгадали? Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы) У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю.

Божью коровку надо беречь. Посмотрите, как много у меня разноцветных бабочек (показывает открытки). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.

Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные. Знакомо ли вам это насекомое: не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом. Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей) Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.  Вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем… Игра: разделить детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.

Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.

Далее можно прочитать детям сказку Н. Павловой “Желтый, белый, лиловый” или показать мультфильм по мотивам сказки В. Бианки “Муравьишка-хвастунишка”. Задание на дом: подобрать иллюстрации с изображением разных насекомых, вместе с родителями подобрать загадки и народные приметы (позже сделать книгу с детьми).

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
  5. Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

 

 

Просмотр содержимого документа
«НОД на тему “Насекомые”.»

 Мир насекомых

Мир насекомых

НАСЕКОМЫЕ В мире существует больше видов насекомых, чем видов всех других животных вместе взя- тых. Среди них имеются и страшные охотники, и чемпионы по маскировке. Насекомые способ ны жалить, грызть и выделять яд.

НАСЕКОМЫЕ

В мире существует больше видов насекомых,

чем видов всех других животных вместе взя-

тых. Среди них имеются и страшные охотники,

и чемпионы по маскировке. Насекомые способ

ны жалить, грызть и выделять яд.

НАСЕКОМЫЕ

НАСЕКОМЫЕ

Кто такие насекомые? Насекомые- это животные, у которого три пары ножек( то есть всего шесть) и тело четко делится на три части: голову, грудь, брюшко .

Кто такие насекомые?

Насекомые- это животные, у

которого три пары ножек( то есть всего шесть) и тело четко делится на три части:

голову, грудь, брюшко .

Зачем насекомому усики? Усики у насекомого- это органы чувств , которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее , тем они чувствительнее . Некоторые Насекомые ощупывают усиками как мы пальцами, окружающие предметы.

Зачем насекомому усики?

Усики у насекомого- это органы чувств , которыми оно воспринимает запахи и

различает вкус. Чем усики длиннее , тем они чувствительнее . Некоторые

Насекомые ощупывают усиками как мы пальцами,

окружающие предметы.

Бабочки   Бабочки  наиболее легко распознаваемы. Их крылья, в отличие от большинства насекомых имеют характерную форму, они красочны и непрозрачны. Бабочки знакомы каждому и невероятно популярны. Бабочки не кусают, не жалят, не являются носителями болезней, а также не наносят серьезного ущерба (во взрослой форме).

Бабочки

  •   Бабочки  наиболее легко распознаваемы. Их крылья, в отличие от большинства насекомых имеют характерную форму, они красочны и непрозрачны. Бабочки знакомы каждому и невероятно популярны. Бабочки не кусают, не жалят, не являются носителями болезней, а также не наносят серьезного ущерба (во взрослой форме).
Как из гусеницы получается бабочка? 1.Бабочка откладывает яйца на те растения, которые едят молодые гусеницы. 4. Эта масса медленно формируется в бабочку . Когда бабочка вылезает из куколки, крылья у нее мягкие и сморщенные.Но они быстро высыхают на солнце. 2.Молодая гусеница много ест и очень быстро растет. 3.Гусеница становится куколкой: она ткет себе твердый кокон, внутри которого ее тело превращается в кашеобразную массу.

Как из гусеницы получается бабочка?

1.Бабочка откладывает яйца на те растения, которые едят молодые гусеницы.

4. Эта масса медленно формируется в бабочку . Когда бабочка вылезает из куколки, крылья у нее мягкие и сморщенные.Но они быстро высыхают на солнце.

2.Молодая гусеница много ест и очень быстро растет.

3.Гусеница становится куколкой: она ткет себе твердый кокон, внутри которого ее тело превращается в кашеобразную массу.

Кузнечики Кузнечик  – насекомое, один из самых распространенных представителей отряда прямокрылых. К этому семейству относятся и сверчки, и саранча .

Кузнечики

  • Кузнечик  – насекомое, один из самых распространенных представителей отряда прямокрылых. К этому семейству относятся и сверчки, и саранча .
Богомолы Богомол крупное хищное  насекомое  с хорошо приспособленными для хватания пищи передними конечностями .

Богомолы

  • Богомол крупное хищное  насекомое  с хорошо приспособленными для хватания пищи передними конечностями .
Стрекозы Стрекозы  — отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком

Стрекозы

  • Стрекозы  — отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком
Жуки Жуки- это самая многочис- ленная группа насекомых. Они распространены по всему шару , включая пустыни и влажные тропические леса. У жуков мощный грызущий ротовой аппарат. Едят они практически все- и растительный, и животный корм.

Жуки

Жуки- это самая многочис-

ленная группа насекомых.

Они распространены по всему

шару , включая пустыни и

влажные тропические леса.

У жуков мощный грызущий

ротовой аппарат. Едят они практически все- и растительный, и животный

корм.

Мухи Му́хи — род насекомых , повсеместно  распространенная, являющаяся переносчиком возбудителей  холеры ,  дизентерии ,  брюшного тифа .

Мухи

  • Му́хи — род насекомых , повсеместно

распространенная, являющаяся переносчиком возбудителей  холерыдизентериибрюшного тифа .

Пчелы В основе  жизни пчел  лежит общественный образ жизни. Одна особь жить не может. Пчелы живут только семьями. Пчелы опыляют растения .

Пчелы

  • В основе  жизни пчел  лежит общественный образ жизни. Одна особь жить не может. Пчелы живут только семьями. Пчелы
  • опыляют растения .
Осы Осы  устраивают гнезда в домах, хозяйственных постройках, всюду на участке, при этом строго охраняют свою территорию. Даже за случайное вторжение к ним можно получить множество болезненных укусов. А сколько слез и разочарования бывает у малышей, столкнувшихся с осами!.

Осы

  • Осы  устраивают гнезда в домах, хозяйственных постройках, всюду на участке, при этом строго охраняют свою территорию. Даже за случайное вторжение к ним можно получить множество болезненных укусов. А сколько слез и разочарования бывает у малышей, столкнувшихся с осами!.
Шмели Шмели – очень  полезные насекомые . Но к сожалению, их становится всё меньше и меньше. Шмелей надо беречь и создавать им необходимые условия, чтобы в вашем саду с самой ранней весны летали эти труженики - отличные опылители растений.   Природа  наградила этих ярких, красивых насекомых более длинным хоботком, чем у пчёл, поэтому они способны опылять  растения , которые не могут опылять медоносные пчёлы, например, красный клевер.

Шмели

  • Шмели – очень  полезные насекомые . Но к сожалению, их становится всё меньше и меньше. Шмелей надо беречь и создавать им необходимые условия, чтобы в вашем саду с самой ранней весны летали эти труженики - отличные опылители растений.   Природа  наградила этих ярких, красивых насекомых более длинным хоботком, чем у пчёл, поэтому они способны опылять  растения , которые не могут опылять медоносные пчёлы, например, красный клевер.
Муравьи Муравьи оказывают огромное влияние на окружающий мир. Известно, что муравьи улучшают плодородие почвы. Сооружая и постоянно перестраивая муравейник, они перемешивают почву, доставляя воздух и влагу к корням растений.

Муравьи

  • Муравьи оказывают огромное влияние на окружающий мир.
  • Известно, что муравьи улучшают плодородие почвы. Сооружая и постоянно перестраивая муравейник, они перемешивают почву, доставляя воздух и влагу к корням растений.
Подведение итогов. 1.Кто такие насекомые? 2.Сколько ножек у насекомых? 3.На сколько частей разделено тело насекомого? 4.Зачем насекомому усики? 5.Каких насекомых ты знаешь?

Подведение итогов.

  • 1.Кто такие насекомые?
  • 2.Сколько ножек у насекомых?
  • 3.На сколько частей разделено тело насекомого?
  • 4.Зачем насекомому усики?
  • 5.Каких насекомых ты знаешь?
Используемый материал. 1. ages.yandex.ru. 2. http://www.mir-babochek.ru/ . 3. http://travel-siberia.ru/ . 4. http://www.astrades.ee/osy.htm . 5. http://mirzhivotnih.ru/ca . 6.Большая детская энциклопедия.

Используемый материал.

1. ages.yandex.ru.

2. http://www.mir-babochek.ru/ .

3. http://travel-siberia.ru/ .

4. http://www.astrades.ee/osy.htm .

5. http://mirzhivotnih.ru/ca .

6.Большая детская энциклопедия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!