Урок 4
ШУМ И ЗДОРОВЬЕ
Предмет: ОБЖ.
Класс: 9.
Дата: «____» _____________ 20___ г.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели и задачи: познакомить учащихся с шумовыми видами загрязнения; обучить способам защиты от них.
Учебно-наглядный комплекс: учебник, перечень видов загрязнений (запись в тетради из прошедшей темы).
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Выступления учащихся «Результат поисковой работы «Моё мнение»».
Учитель предлагает учащимся показать найденные этикетки с перечисленными на них символами пищевых добавок, вредных для организма человека, прокомментировать виды заболеваний, проявляющиеся после многократного употребления этих добавок, рассказать о возможностях избежать этого.
Выступления учащихся с сообщениями о механизмах защиты от ксенобиотиков.
Учитель комментирует и оценивает ответы учащихся.
Изучение новой темы.
Беседа «Что такое шум?».
Учитель. Давайте посидим в тишине и послушаем. Что вы слышите? (Ответы могут быть разными.) Всё это шумы и звуки, среди которых человек жил и живёт постоянно. Среди них есть приятные и полезные человеку. Вспомните и назовите их. (Шелест листвы, плеск воды, лёгкое дуновение ветерка, скрип снега, щебет птиц, смех ребёнка, тихая приятная мелодия и т. п.). Но есть и неприятные, а некоторые и даже опасные звуки. Назовём их: шумная музыка, крик на перемене, свист, выкрики с места, монотонное мычание у доски вместо ясного, чёткого ответа, грубость и жаргон в выражениях людей и др. Здесь удобно вспомнить слова римского сатирика Ювенала (60-127 гг. н. э.): «Большая часть больных в Риме умирает от бессонницы, а её причиной являются скрип и грохот обозов на узких улицах, брань и выкрики возниц».
Материал учебника
Что такое шумовое загрязнение среды
Человек всегда жил в мире звуков. Ещё в давние времена шелест листьев, журчание ручья наполняли душу нашего предка спокойствием, в то время как рёв зверя предупреждал об опасности. В природе любые громкие звуки являются сигналами тревоги, они приводят организм в состояние повышенной возбудимости. Сегодня как никогда человек ценит тишину, которую часто называют целебной. Многие выдающиеся деятели считали тишину источником вдохновения. Великий Гёте убеждал, что «талантливое рождается в тиши…».
Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала (60-127). Он утверждал, что в столице трудно было заснуть: скрип и грохот обозов на узких улицах, брань возниц мешали сну, раздражали. «Большая часть больных, - писал он, - умирает в Риме от бессонницы».
Врачи и экологи стали всё чаще говорить о шумовом загрязнении среды. Уровень естественного шумового фона – 20-30 децибел (дБ). При увеличении шума на 1 дБ происходит десятикратное увеличение шумового давления, поэтому рост с 30 дБ до 60 дБ (разговор средней громкости) означает тысячекратное увеличение шумового давления. Для «громких звуков» звуковая граница составляет 80 дБ. Звук в 130 дБ вызывает болевое ощущение, в 150 становится непереносимым, а в 180 – смертельным (при 190 вылетают заклёпки из конструкций). Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Звон колокола медленно убивал человека.
Воздействие разных шумов на человека показано на рис. 4 и в табл. 3.
Таблица 3
Воздействие звуков на человека
Пример шумового воздействия | Воздействие, дБ | Отрицательный эффект продолжительного воздействия |
Реактивный двигатель на расстоянии 25 м | 150 | Разрыв барабанных перепонок |
Удар грома, рок-музыка, сирена (близкое расстояние) | 120 | Порог боли у человека |
Мотоцикл, трактор, отбойный молоток | 100 | Серьёзная угроза для слуха (при времени воздействия 8 ч) |
Оживлённая городская улица, миксер | 90 | Угроза для слуха (при времени воздействия 8 ч) |
Товарный поезд (расстояние 15 м) | 80 | Возможна угроза для слуха |
Скоростная автомагистраль, пылесос | 70 | Раздражающее действие |
Чириканье птиц | 60 | - |
Библиотека, тихий разговор | 40 | - |
Шёпот, шелест листьев | 20 | - |
Дыхание, тихий шёпот | 10 | - |
В чём заключается опасность шумов и как от них защититься
Любой шум достаточной интенсивности и длительности приводит к снижению слуховой чувствительности. Известны исследования изменений слуховой чувствительности у молодёжи при частом прослушивании громкой музыки: у 20% из них слух притуплён в такой же степени, как у 85-летних стариков.
Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо известна. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами или, как это имеет место в промышленности, годами, восстановление не происходит и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный.
Доказано отрицательное воздействие шума на нервную систему, артериальное давление, работу внутренних органов. Высокий уровень шума способствует возникновению воспалительных процессов в пищеварительном тракте, провоцирует психические заболевания, болезни обмена веществ, органов кровообращения. Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. А систематическое недосыпание и бессонница ведут к нервным расстройствам. Сон – это «бальзам души», необходимо его защищать от всякого рода раздражителей.
Исследования показали, что неслышимые звуки также бывают опасны. Ультразвук часто является причиной недомоганий и беспокойств у пассажиров самолётов. Инфразвуки вызывают у некоторых людей приступы морской болезни. Некоторые заболевания нервной системы, свойственные жителям больших промышленных городов, вызываются именно инфразвуками, проникающими через самые толстые стены.
Мы должны постараться защитить себя и своих близких от шума разного происхождения, контролируя его интенсивность и длительность. Для этого надо помнить о том, что:
защититься от транспортного шума помогут звуконепроницаемые стёкла;
снизить уровень бытового шума можно с помощью следующих несложных правил: не кричать на улице, в школе на переменах, не включать дома громкую музыку, не выставлять магнитофоны из окон для «увеселения публики»;
запредельно громкая музыка на дискотеках, постоянное прослушивание плеера не сказываются отрицательно на вашем самочувствии лишь до поры до времени;
деревья отлично поглощают шум: ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, а ударяясь о землю, поглощаются ею. Лучшим стражем тишины считается ель.
Работа по таблице учебника.
Учитель. Уровень естественного шумового фона составляет 50 децибел (это негромкий разговор двух собеседников), а всё, что сильнее этого – опасно для здоровья человека.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу в учебнике и предлагает вспомнить, с какими шумовыми фонами чаще приходится сталкиваться.
Учитель. Постоянное нахождение в условиях такого воздействия грозит невозвратными потерями для организма. Чтобы почувствовать эту опасность, надо следовать простому и проверенному правилу: если вы разговариваете с собеседником и вам приходится напрягаться, чтобы услышать его или чтобы он услышал вас, - надо немедленно уйти с этого места, так как здесь повышенный шумовой фон, что свидетельствует о присутствии шумового загрязнения.
Самостоятельная работа.
Учитель предлагает учащимся найти в тексте учебника и законспектировать правила и приёмы защиты от шумового загрязнения. По окончании работы учащиеся выборочно зачитывают и объясняют свои записи.
Итог урока.
Учитель. Великий Гёте утверждал: «Великое рождается в тиши». Можем ли мы с ним не согласиться?
Сегодня мы говорили о знакомом и простом и, возможно, некоторые из вас скептически отнеслись к теме. В связи с этим позволю напомнить высказывание одного мудреца, обратившегося к пришедшим к нему ученикам: «Когда вас учат чему-то, это не значит, что вы сами этого не знаете. Мы лишь напоминаем вам то, что вы знаете».
Может ли человек жить в бесшумной среде?
Какие источники шумового загрязнения вам известны?
В чём заключается неблагоприятное действие шума на организм человека?
Что будет, если шумовое загрязнение в городах будет нарастать?
Домашнее задание: ответить на вопросы учебника; выявить источники шума в окружающей среде (дом, школа и т. д.) и составить проект по снижению его уровня.