СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нкг56шущ6у859565

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нкг56шущ6у859565»

Урок 4


ШУМ И ЗДОРОВЬЕ


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели и задачи: познакомить учащихся с шумовыми видами загрязнения; обучить способам защиты от них.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, перечень видов загрязнений (запись в тетради из прошедшей темы).


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Выступления учащихся «Результат поисковой работы «Моё мнение»».

Учитель предлагает учащимся показать найденные этикетки с перечисленными на них символами пищевых добавок, вредных для организма человека, прокомментировать виды заболеваний, проявляющиеся после многократного употребления этих добавок, рассказать о возможностях избежать этого.

  1. Выступления учащихся с сообщениями о механизмах защиты от ксенобиотиков.

Учитель комментирует и оценивает ответы учащихся.


  1. Изучение новой темы.


  1. Беседа «Что такое шум?».


Учитель. Давайте посидим в тишине и послушаем. Что вы слышите? (Ответы могут быть разными.) Всё это шумы и звуки, среди которых человек жил и живёт постоянно. Среди них есть приятные и полезные человеку. Вспомните и назовите их. (Шелест листвы, плеск воды, лёгкое дуновение ветерка, скрип снега, щебет птиц, смех ребёнка, тихая приятная мелодия и т. п.). Но есть и неприятные, а некоторые и даже опасные звуки. Назовём их: шумная музыка, крик на перемене, свист, выкрики с места, монотонное мычание у доски вместо ясного, чёткого ответа, грубость и жаргон в выражениях людей и др. Здесь удобно вспомнить слова римского сатирика Ювенала (60-127 гг. н. э.): «Большая часть больных в Риме умирает от бессонницы, а её причиной являются скрип и грохот обозов на узких улицах, брань и выкрики возниц».


Материал учебника


Что такое шумовое загрязнение среды


Человек всегда жил в мире звуков. Ещё в давние времена шелест листьев, журчание ручья наполняли душу нашего предка спокойствием, в то время как рёв зверя предупреждал об опасности. В природе любые громкие звуки являются сигналами тревоги, они приводят организм в состояние повышенной возбудимости. Сегодня как никогда человек ценит тишину, которую часто называют целебной. Многие выдающиеся деятели считали тишину источником вдохновения. Великий Гёте убеждал, что «талантливое рождается в тиши…».

Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала (60-127). Он утверждал, что в столице трудно было заснуть: скрип и грохот обозов на узких улицах, брань возниц мешали сну, раздражали. «Большая часть больных, - писал он, - умирает в Риме от бессонницы».

Врачи и экологи стали всё чаще говорить о шумовом загрязнении среды. Уровень естественного шумового фона – 20-30 децибел (дБ). При увеличении шума на 1 дБ происходит десятикратное увеличение шумового давления, поэтому рост с 30 дБ до 60 дБ (разговор средней громкости) означает тысячекратное увеличение шумового давления. Для «громких звуков» звуковая граница составляет 80 дБ. Звук в 130 дБ вызывает болевое ощущение, в 150 становится непереносимым, а в 180 – смертельным (при 190 вылетают заклёпки из конструкций). Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Звон колокола медленно убивал человека.



Воздействие разных шумов на человека показано на рис. 4 и в табл. 3.



Таблица 3


Воздействие звуков на человека


Пример шумового воздействия

Воздействие, дБ

Отрицательный эффект продолжительного воздействия

Реактивный двигатель на расстоянии 25 м

150

Разрыв барабанных перепонок

Удар грома, рок-музыка, сирена (близкое расстояние)

120

Порог боли у человека

Мотоцикл, трактор, отбойный молоток

100

Серьёзная угроза для слуха (при времени воздействия 8 ч)

Оживлённая городская улица, миксер

90

Угроза для слуха (при времени воздействия 8 ч)

Товарный поезд (расстояние 15 м)

80

Возможна угроза для слуха

Скоростная автомагистраль, пылесос

70

Раздражающее действие

Чириканье птиц

60

-

Библиотека, тихий разговор

40

-

Шёпот, шелест листьев

20

-

Дыхание, тихий шёпот

10

-


В чём заключается опасность шумов и как от них защититься


Любой шум достаточной интенсивности и длительности приводит к снижению слуховой чувствительности. Известны исследования изменений слуховой чувствительности у молодёжи при частом прослушивании громкой музыки: у 20% из них слух притуплён в такой же степени, как у 85-летних стариков.

Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо известна. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами или, как это имеет место в промышленности, годами, восстановление не происходит и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный.

Доказано отрицательное воздействие шума на нервную систему, артериальное давление, работу внутренних органов. Высокий уровень шума способствует возникновению воспалительных процессов в пищеварительном тракте, провоцирует психические заболевания, болезни обмена веществ, органов кровообращения. Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. А систематическое недосыпание и бессонница ведут к нервным расстройствам. Сон – это «бальзам души», необходимо его защищать от всякого рода раздражителей.

Исследования показали, что неслышимые звуки также бывают опасны. Ультразвук часто является причиной недомоганий и беспокойств у пассажиров самолётов. Инфразвуки вызывают у некоторых людей приступы морской болезни. Некоторые заболевания нервной системы, свойственные жителям больших промышленных городов, вызываются именно инфразвуками, проникающими через самые толстые стены.

Мы должны постараться защитить себя и своих близких от шума разного происхождения, контролируя его интенсивность и длительность. Для этого надо помнить о том, что:

    • защититься от транспортного шума помогут звуконепроницаемые стёкла;

    • снизить уровень бытового шума можно с помощью следующих несложных правил: не кричать на улице, в школе на переменах, не включать дома громкую музыку, не выставлять магнитофоны из окон для «увеселения публики»;

    • запредельно громкая музыка на дискотеках, постоянное прослушивание плеера не сказываются отрицательно на вашем самочувствии лишь до поры до времени;

    • деревья отлично поглощают шум: ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, а ударяясь о землю, поглощаются ею. Лучшим стражем тишины считается ель.


  1. Работа по таблице учебника.


Учитель. Уровень естественного шумового фона составляет 50 децибел (это негромкий разговор двух собеседников), а всё, что сильнее этого – опасно для здоровья человека.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу в учебнике и предлагает вспомнить, с какими шумовыми фонами чаще приходится сталкиваться.

Учитель. Постоянное нахождение в условиях такого воздействия грозит невозвратными потерями для организма. Чтобы почувствовать эту опасность, надо следовать простому и проверенному правилу: если вы разговариваете с собеседником и вам приходится напрягаться, чтобы услышать его или чтобы он услышал вас, - надо немедленно уйти с этого места, так как здесь повышенный шумовой фон, что свидетельствует о присутствии шумового загрязнения.


  1. Самостоятельная работа.


Учитель предлагает учащимся найти в тексте учебника и законспектировать правила и приёмы защиты от шумового загрязнения. По окончании работы учащиеся выборочно зачитывают и объясняют свои записи.


  1. Итог урока.


Учитель. Великий Гёте утверждал: «Великое рождается в тиши». Можем ли мы с ним не согласиться?

Сегодня мы говорили о знакомом и простом и, возможно, некоторые из вас скептически отнеслись к теме. В связи с этим позволю напомнить высказывание одного мудреца, обратившегося к пришедшим к нему ученикам: «Когда вас учат чему-то, это не значит, что вы сами этого не знаете. Мы лишь напоминаем вам то, что вы знаете».


  • Может ли человек жить в бесшумной среде?

  • Какие источники шумового загрязнения вам известны?

  • В чём заключается неблагоприятное действие шума на организм человека?

  • Что будет, если шумовое загрязнение в городах будет нарастать?


Домашнее задание: ответить на вопросы учебника; выявить источники шума в окружающей среде (дом, школа и т. д.) и составить проект по снижению его уровня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!