Тема. Никто не имеет права обижать человека. Декларация прав ребенка. Основной закон государства.
Цель: сформировать у учеников представление про Декларацию прав ребенка, Основной закон нашего государства; выяснить, какие обязательства есть у детей по отношению к родителям и наоборот; воспитать вежливое отношение к родителям.
Оборудование: Конституция Украины, картинки – схемы к Декларации прав человека.
Ход урока
I Организация класса
II Проверка домашнего задания
- О чем шла речь на прошлом уроке? (О вежливости)
- Какого человека называют вежливым?( Вежливый человек – это человек воспитанный, деликатный, любезный, внимательный, приветливый и т.д.)
- Как еще называют вежливого человека? (Воспитанным)
- Какие вежливые слова вы знаете? («Здравствуйте», «добрый вечер», «до свидания», «всего хорошего» и т. д.)
- Каким еще словом называют правила поведения за столом, правила гостеприимства? (Этикет)
III Сообщение темы и задание урока.
Сегодня мы будем говорить о правилах. Но не про те, что их одни выполняют, а другие забывают. Мы поговорим о правилах, обязательны для всех, поскольку они приобрели силу закона.
IV Изучение нового материала.
Читание статьи в учебнике (с.81-82)
- Почему маленький человек хотел остановить здоровилу?
( Потому что здоровила бежал с палкой за мальчиком.)
- Чем был не доволен здоровила? (Тем что маленький человечек бросился ему под ноги- и тот, большой, полетел на землю. И сказал, что никто не имел права обижать другого человека, унижать его и жестоко обращаться с ним)
- Согласны ли вы с тем, что никто не имел права обежать человека.?
- Где про это можно узнать? (В Деклараций прав человека.)
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Давайте поговорим о правах ребенка.
- Что такое права ребенка?
Права ребенка – это определенные возможности, которые нужны вам, детям, для того, чтобы расти и взрослеть; это то, что вы можете делать и в чем вам не могут отказать.
Дети имеют особенное право на заботу и помощь со стороны государства. Но к сожалению жизнь, здоровье, учеба, счастье всего света защищены не достаточно.
На сегодняшний день около 250 млн. детей в мире живут за счет тяжелой работы, попрошайничества, грабежа.
30 млн. детей не получают образование.
Аж в 1959 году было принята Декларация прав ребенка. А в 1989 году подписание Конвенции прав ребенка.
Декларация – это документ, в котором излагается важные правила, обязанности для всех людей.
Конвенция – это согласие, международный договор по определенным вопросам. В данном случае – по вопросам прав человека.
Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую - к груди
Да смотри, не упади!
А теперь постой на левой
Если ты солдатик смелый!
Права ребенка согласно с конвенцией
Все дети равные в правах.
Знайте, что вы все равные
От рождения в правах
И человек с детства свободен,
Словно в небе синей птицей…
Все дети имеют права на любовь и заботу со стороны родителей и государства.
Семья – это слово дорогое.
В этом слове тепло и ласка.
Пускай правительство защитит
Детское семейное счастье.
Дети, лишенные семьи, охраняются и опекаются государством.
Право на образование.
Знай ты с детства всех детей
Нужно учить, защищать
И никто во всем мире
Их не смеют обижать.
Ребенок не должен быть обижен и унижен.
Право на жизнь и медицинскую помощь.
Какая это радость – жить!
Творить чудеса!
Смеяться и радоваться,
Как утренняя роса.
Право на отдых и досуг.
Право высказывать собственное мнение.
Право на информацию.
10)Ребенок не должен быть принужден к тяжелой работе.
11) Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия и войны.
12) Право на полноценное питание.
3. Работа с учебником (с. 86)
- Как называется главный закон нашего государства? (Конституция)
- Что входит в основной закон?
- Почему каждый гражданин должен хорошо знать Конституцию родного государства?
4. Знакомство с правами и обязанностями детей и родителей.
Чтение и обсуждение статьи учебника (с.87)
- Что записано в статье 51 Конституции? ( В статье 51 Конституции записано, что родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия.)
- Почему вы должны быть благодарны своим родителям? ( Потому что родители заботятся о здоровье детей, об их учебе, о том, чтобы они были воспитанными, веселыми, в хорошем настроении.)
В Украине сложилась не очень хорошая ситуация: с одной стороны, родители бросают своих детей на произвол – поэтому много сирот в нашем государстве, с другой стороны, взрослые дети хотели избавиться от своих стареньких родителей – отправляют их в дом престарелых.
- Как вы считаете, допустимо ли это?
- Какую помощь смогли бы оказать детям – сиротам, стареньким?
IV Физкультминутка.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре! – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
V Закрепление и осмысление знаний.
По знакам расскажите, про какие права детей идет речь.
- Где записаны эти права? ( В Декларации)
- Что значит слово декларация? ( Декларация – документ, в котором изложены важные правила, обязанности для всех людей)
VI Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа с тетрадью (с. 32-34)
2. Беседа.
- Про какие важные документы шел разговор на уроке? (Декларацию и Конвенцию)
- Для чего принимают эти документы?
- Нарушаются ли ваши права?
- Чем обязанности отличаются от прав?
VII Итог урока.
- Про что новое вы узнали на уроке?
- Над чем замаслились?
VII Домашняя работа.
Проработать статьи учебника (с. 86-87)
Обговорим обязанности детей и родителей в вашей семье.