Тема: Никто не забыт, ничто не забыто
Цели и задачи:
Расширить представления детей о Великой Отечественной войне.
Воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство гордости за героическое прошлое своего народа.
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной и других войн.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за своих соотечественников, за свой город.
Планируемые результаты:
1.Познавательные УУД:
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2.Личностные УУД:
- основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
3. Регулятивные УУД:
- саморегуляция;
- умение преодолевать сложности;
- развитие силы воли.
4.Коммуникативные УУД:
- умение чётко и лаконично выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение ораторскими способностями, монологической речью;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- вызвать эмоциональный отклик в сердцах у школьников;
- желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы;
- желание выразить отношение к войне, к подвигу солдат и народа в годы войны.
Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации, фотографии, плакаты о Великой Отечественной войне, аудиозаписи песен.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Давайте вспомним слова Роберта Рождественского
По́мните!
Через века́, через года́, — По́мните!
О тех, кто уже не придёт никогда, — По́мните!
- Ребята, что такое война? Какие слова ассоциируются у вас с этим словом? (Ответы детей: боль, слёзы, горе, смерть, патриот, герой, память, кровь, радость, помощь, ужас, победа)
война боль
Учитель: Да, война- страшное слово .(СЛАЙД 2)
- Какие вы знаете крупные сражения и события Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны (оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, штурм Берлина).
- Вспомним же сегодня и тех, кого с нами уже нет, кто не вернулся с полей сражений, кто не дожил до сегодняшнего дня.
Сообщение темы урока.
Учитель: Памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам и труженикам тыла посвящается наш урок. Прошли десятилетия, а память человеческая возвращается в те страшные 1418 дней и ночей. (СЛАЙД 3)
Мы восхищаемся героизмом наших солдат, спасших страну от захватчиков.
IV. Работа над материалом урока.
Учитель: Вспомним, как это было.
Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. В школах, прогремели выпускные балы, повзрослевшие дети готовились вступить во взрослую жизнь.
В 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советском Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке наши города.22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война.(СЛАЙД 4)
Звучит музыка «Священная война»
Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём.… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы….(СЛАЙД 5)
Упражнение « Закончи предложение» (выступают за раннее подготовленные учащиеся)
Учитель: Война – это
Учащийся 1.Война – это 4 года сражений.
Учащийся 2 Война - более 27 млн. погибших.
Учащийся 3 Война - 1 418 бессонных дней и ночей .
Учащийся 4 Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков
Учащийся 5 Война - это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных жителей.
Учащийся 6 Война – это 20 часов у станка
Учащийся 7 Война - это урожай, выросший на соленой от пота земле.
Учащийся 8 Война- это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек.
Учитель: Через несколько часов, после объявления войны, во всех уголках нашей необъятной Родины шла мобилизация в ряды Советской армии. Люди уходили на фронт…(СЛАЙД 6, 7 )
На защиту Родины поднялись всем миром. Стар и млад. Как-то невероятно быстро повзрослевшие сорванцы, еще вчера гонявшие во дворе мяч, и девчонки, оставившие младшим сестренкам своих кукол, взяли в руки оружие. Воевали все.
В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях. Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители. Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей. Многие из вас участвуют в акции « Бессмертный полк». Это наша память.
Звучит запись песни О. Газманова « Бессмертный полк»
- Как вы понимаете слово память?
«Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В.И.Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
- А что можно считать подвигом? …( Ответы детей)
Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.
Учащийся 9 Мир – это утро, полное света и надежд.
Учащийся 10 Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Учащийся 11 Мир – это школьный звонок, это детский сад, школа, в окнах которой солнце.
Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым! Даже сегодня, спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны, войны, которая научила многие поколения ценить мир и мирную жизнь, гремят взрывы и гибнут люди. Мы, жители Донбасса знаем об этом , как никто другой . У нас есть свои герои, современной войны, память о которых навсегда будет жить в наших сердцах. ( СЛАЙД 8,9 )
Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших , кланяется живым. Хотя прошло уже семьдесят пять лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Мы помним, скорбим. Мы благодарны тем людям, которые отстояли честь нашей Родины. Мир отстояли, мир сохранили.
Минута молчания. Звучит Метроном.
Учитель:
В течение 1944 года от фашистских войск освобождены столицы советских социалистических республик Вильнюс, Кишинёв, Киев, Минск, Рига, Талин .
И вот долгожданная Победа ! Штурм Берлина 1945 года. ( СЛАЙД 10)
В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.( СЛАЙД 11 )
9 мая мы отмечаем как праздник Победы. 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы.
Торжественным маршем прошли по площади солдаты – победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.
Чтец 1
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
9 мая принято поздравлять друг друга и ветеранов с Праздником Победы, а также благодарить живых и павших участников той войны за то, что они отстояли родную землю и обеспечили на долгие годы мирное небо над головой потомков. ( СЛАЙД 12)
Чтец 2
Еще тогда нас не было на свете
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Работа в группах.
Составление «Синквейна» к слову солдат
Чтец 3
Война закончилась. Но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить
Чтец 4
Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней
Учитель: К сожалению, непосредственных участников боевых действий практически не осталось. Носителями информации являются потомки героев и дети войны. Они приняли эстафету от ветеранов и теперь передают информацию о тех событиях следующему поколению.
Погибшие также не забыты, в этот день возлагаются живые цветы на памятники и постаменты, братские могилы. ( СЛАЙД 13, 14)
Лучшим подарком очевидцам и участникам тех событий, живым и погибшим станет память об их подвиге и теплые слова благодарности. ( СЛАЙД 15)
А сейчас я предлагаю прослушать песню А. Пахмутовой , М. Львова в исполнении нашего земляка Иосифа Кобзона «Поклонимся великим тем годам» .
( СЛАЙД 16 )
Рефлексия В заключении нашего урока мы с Максимом прочтем стихотворение
Учитель:
Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Максим :
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Учитель:
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Максим :
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!