СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word (6)»













НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Выполнила:

Ярош Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Добросельская ООШ»

Грайворонского района Белгородской области











2013 г.



Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.

Реабилитационная (т.е. восстанавливающая) функция нетрадиционной воспитательной деятельности известна давно, последняя, как считают, обеспечивает системность и комплексность различных реабилитационных мероприятий.

Реабилитация средствами воспитания способствует расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта, развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными возможностями здоровья. Участие в театрально-концертной деятельности в процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою «нишу» в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия - реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и др.

1. Вид деятельности

Художественно-творческая, прикладная,

изобразительная


2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая


3.Реабилитационная

направленность


Развитие тонкой моторики, возможностей частей

тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция

психо-эмоциональной сферы, расширение

кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания,

ассоциативного и образного мышления

4. Преобладающие

методы

Разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра,

поощрение

5. Уровень

применения

Универсальный, предметный, локальный


6. Характер

деятельности

Творчество, познание, образное мышление,

фантазия

7. Режим, условия

Время проведения - по самочувствию, желанию. Периодичность - график занятий, желание

произвольно. Продолжительность - по

психовозрастной устойчивости, желанию. Место

проведения - наиболее подходящее помещение,

открытая местность.

8. Используемый

инвентарь


Кисти, мольберт, краски, музыкальные записи,

предметы для эскизов, бумага, художественный

наглядный материал


9. Элементы

инноваций


Сочетание с другими социокультурными

технологиями, применение изопродуктов в

культурном досуге, мероприятиях, акциях

10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения: образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения

11. Возрастные границы

Для всех возрастных групп (начиная с 1,5-2 лет).


12. Характер

нарушений

Для всех типов нарушений




Арт-терапия связана с визуальным искусством и подразумевает возможность актуализации психических резервных возможностей, формирование на их основе адекватного поведения за счёт творческой изобразительной деятельности. Для арт-терапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания, без акцента на художественные достоинства. С другой стороны, применяется прием эстетотерапии, основанный на невербальном воздействии художественных форм на формирование духовной личности. При этом он выступает в пассивной роли зрителя или в активной роли, выражая свои эмоции в художественном образе.

Изобразительная деятельность имеет большой биологический смысл -рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма, его психики. Оно способствует развитию межполушарного взаимодействия, т.к. в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ребенок в рисунке оформляет свое знание о предметном и социальном мире. Поэтому детское рисование называют графической речью.
Рисование помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющихся представлений об окружающем мире

Арт-терапия дает возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в собственных силах.

Результаты арт-терапии:

• Развитие коммуникативных навыков с помощью музыки и элементов рисования: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся контактными.

• Стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.

• Внимание становится более устойчивым.

• Значительно улучшается работоспособность детей.

• Развивается мелкая моторика руки.

• Развивается творческое, образное мышление.

• Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.

1. Вид деятельности

Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение


2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая


3. Реабилитационная

направленность


Развитие интеллекта, логического мышления,

отвлечение от личных проблем, выработка

позитивной установки с помощью примера,

тренинга эмоций


4. Преобладающие

методы


Диалог, рассказ, иллюстративность, игра,

информативность


5. Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный


6. Характер

деятельности



Стимуляторный, но в то же время пассивный,

подключение внимания, образно-эмоциональное

восприятие, анализ, умозаключение,

познавательный


7. Режим, условия,

характер

деятельности


Время проведения - произвольное. Периодичность

- по желанию и самочувствию.

Продолжительность - по психовозрастной

устойчивости, желанию. Место - сидя в

помещении или на воздухе.


8. Используемый

инвентарь


Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов,

магнитофон, иллюстрации.


9. Элементы инноваций

Соотнесение с другими жанрами социально-

культурной деятельности, универсальность

использования

.

10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения: образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

Организации: государственные, общественные.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения.

11. Возрастные границы

Для всех возрастных групп (с 3-х лет - чтение; до

3-х лет - пересказ).


12. Характер нарушений

Для всех типов нарушений


В библиотерапии особое место отводится художественным произведениям, а также публицистическим и научно-популярным изданиям.

Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей, формирование логического мышления при пересказе.

Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

Гарденотерапия

Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, при помощи приобщения детей и взрослых к работе с растениями.

1. Вид деятельности

Выращивание, сбор, сушка растений, составление

плоских и объемных композиций


2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая.


3. Реабилитационная

направленность


Развитие тонкой моторики, ориентации в

пространстве, логического мышления,

эстетического вкуса, расширение кругозора

общения, релаксация


4. Преобладающие

методы

Диалог, показ, повтор, рассказ, поощрение


5. Уровень

применения


Предметный.


6. Характер

деятельности


Активность, творчество, общение, соотнесение с

жизнедеятельностью, познание


7. Режим, условия

Время проведения - по индивидуальному

самочувствию, желанию. Периодичность - по

индивидуальному самочувствию.

Продолжительность - по психоэмоциональной

устойчивости. Место проведения - сад, участок,

помещение.


8. Используемый

инвентарь


Растительный материал, цветочные горшки,

садовый инвентарь, клей, иглы, бумага, ткань и др.


9. Элементы

инноваций


Проективность, использование в дизайне,

профориентация


10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения и организации (государственные и

общественные): образования, социальной защиты,

Гкультурно-досуговые, социально-педагогические.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения, временные краткосрочные группы.


11. Возрастные границы

Для всех возрастных групп (начиная с 4-х лет) на

основе медицинских рекомендаций.


12. Характер

нарушений

Для всех видов дефектов.


Реабилитационные эффекты:

1. Развитие тактильной и психологической чувствительности к живому.

2. Привитие трудовых навыков.

3. Удовлетворение познавательных потребностей.

4. Развитие художественного вкуса.

5. Расширение представлений об окружающем мире.

6. Тренировка мелкой моторики рук, точности движения.

7. Нормализация взаимоотношений с окружающими через общение с природными объектами.

ГЛИНОТЕРАПИЯ

Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами.

1. Вид деятельности

Манипуляции с пластическими материалами

(разминание, лепка, размазывание по рабочему

полю, фантазирование образов и сюжетов


2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая.


3.Реабилитационная

направленность


Развитие психических сенсорных функций, тренинг

моторных функций, снятие «зажимов», расширение

спектра общения, повышение социальной

активности, интеллекта, профориентация,

апробирование социальных ролей

4. Преобладающие

методы

Диалог, показ, повтор, рассказ, пример, разъяснение


5. Уровень

применения

Универсальный, предметный, локальный

6. Характер

деятельности

Активность, творчество, общение, соотнесение с

жизнедеятельностью

7. Режим, условия

Время проведения - произвольное, либо по графику

работы кружка. Периодичность - произвольная или

по медицинским показаниям. Продолжительность -

по психовозрастной устойчивости, желанию. Место

проведения -удобное для работы помещение.

8. Используемый

инвентарь


Пластический материал, необходимые для работы

инструменты, краски, объемные формы, литература

по теме.

Элементы

инноваций

Проективность, соотнесение с жизненными

ситуациями, снятие «зажимов», средство общения

10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения и организации (государственные и

общественные): образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения, временные краткосрочные группы.

11. Возрастные

границы

Для всех возрастных групп (начиная с 2-х лет).


12. Характер

нарушений

Для всех видов дефектов.


ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

1. Вид деятельности

Игра (в обучении, воспитании, спорте, досуге, оздоровлении, коммуникации, получении информации, профориенации).

2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая.


3. Реабилитационная

направленность


Развитие психических сенсорных функций, тренинг

эмоций, снятие «зажимов», расширение спектра

общения, повышение социальной активности,

интеллекта, ориентация в пространстве,

профориентация, апробирование социальных ролей.

4. Преобладающие

методы

Диалог, тренинг, информативность,

иллюстративность, показ.

5. Уровень

применения

Универсальный, предметный, локальный.


6. Характер

деятельности

Активность, азарт, интеллектуальность, творчество.


7. Режим, условия

Время проведения - по индивидуальному

самочувствию, желанию. Периодичность - каждый

день. Продолжительность - по

психоэмоциональной устойчивости. Место

проведения - на открытой или закрытой площадке.

8. Используемый

инвентарь

Инвентарь подбирается в зависимости от условий

игры и реабилитационной направленности,

используются музыкальные инструменты, техника.

9. Элементы

инноваций

Проективность, ограничения игрового процесса.


10. Базовый ресурсодержатель


Учреждения и организации (государственные и

общественные): образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения, временные краткосрочные группы.

11. Возрастные границы

Для всех возрастных групп с соответствующим

подбором игр.

12. Характер

нарушений

Для всех видов дефектов.


Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры.

Цель игровой терапии - активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности.

Если рассматривать игровую терапию как разновидность социально-культурной деятельности, то её цель - вовлечение человека с ограниченными возможностями в социальные виды взаимодействия, выявление творческого потенциала, способностей, увеличение коммуникативных навыков, выработка активной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени.

Детская игра - важная часть жизни ребенка. В обстановке игры проявляется личность ребенка. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности созданной ситуации. В игре проявляется только ребенку присущая форма реагирования.

Формы участия ребенка в игре:

• Ребенок-зритель.

• Ребенок - участник ролевой игры под руководством взрослого. 16

• Ребенок - участник свободно протекающей ролевой игры.

В игровом общении ребенок постепенно осваивает механизм полноценной адаптации к условиям и требованиям жизни. Игра развивает ориентацию, учит поиску необходимого решения, оптимального выхода.

Участие в игре формирует и закрепляет у человека с ограниченными возможностями устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование свободного времени. Игровая терапия позволяет опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности ребенка в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает его внутреннее психологическое состояние и функциональные тенденции.

Иппотерапия

Иппотерапия (лечебная верховая езда, ЛВЕ) - реабилитация и оздоровление человека с привлечением потенциала, верховой езды на лошади.

1. Вид деятельности

Двигательная активность, внимательность,

осторожность

2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая


3. Реабилитационная

направленность


Развитие психоэмоциональной сферы, терапия

позвоночника и опорно-двигательного аппарата,

самопознание, снятие зажимов, установление

коммуникативных связей.

4. Преобладающие

методы

Диалог, игра, повторение, поощрение, тренинг.


5. Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный


6. Характер

деятельности

Активность, концентрация внимания,

эмоциональность

7. Режим, условия,

характер деятельности

Время проведения - по самочувствию.

Периодичность - по медицинским предписаниям.

Продолжительность - по самочувствию. Место -

закрытая или открытая площадка.

8. Используемый

инвентарь

Лошадь, снаряжение для езды


9. Элементы инноваций

Включение в оздоровительные программы,

культурно-досуговые мероприятия, социальные

проекты.

10. Базовый

ресурсодержатель

Учреждения: ипподром, конная ферма, комплекс,

сельское подворье. Наличие тренера обязательно

11. Возрастные границы

С 3-х лет (нахождение на лошади вместе со

взрослыми обязательно).



Иппотерапия имеет благотворное влияние с точки зрения общеукрепляющего, психологического, эстетического, воспитательного эффекта. Верховая езда способствует активизации двигательной и дыхательной функций, кровообращения. Необходимым условием занятий является активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе, а также сочетание педагогических, психологических, социально-культурных и медицинских технологий. Иппотерапия способствует активизации познавательной сферы ребенка: концентрируется внимание, развивается слухо-зрительно-моторная координация, повышается способность к обучению, усвоению новых навыков и сведений. В ситуации групповой езды к вышеперечисленным факторам присоединяется получение опыта нахождения в группе, подчинения групповым правилам, нахождения своей социальной роли, построения соответствующей модели поведения.

ЛЕКОТЕРАПИЯ

Лекотерапия - метод социально-культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек.

1. Вид деятельности

Манипуляции с игрушкой, фантазирование образов

и сюжетов

2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая


3.Реабилитационная

направленность


Развитие психических сенсорных функций, тренинг

эмоций, снятие зажимов, расширение спектра

общения, повышение социальной активности,

интеллекта, ориентация в пространстве,

профориентация, апробирование социальных

ролей.

4. Преобладающие

методы

Диалог, повтор, рассказ, показ, пример.


5. Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный


6. Характер

деятельности


Активность, творчество, общение, соотнесение с

жизнедеятельностью

7. Режим, условия,

характер

деятельности

Время проведения - произвольное. Периодичность

- по желанию и самочувствию. Продолжительность

- неограниченная. Место - произвольное, удобное.


8. Используемый

инвентарь

Куклы (люди и животные), механизмы, предметы

утвари.

9. Элементы инноваций

Проективность, включение в жизненные ситуации,

снятие зажимов, средство поощрения.

10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения: образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, ' социально-педагогические.

Организации: государственные, общественные.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения.

11. Возрастные границы

С 2-3-х месяцев


12. Характер нарушений

Для всех типов нарушений (с учетом рекомендации

врачей и классификации ВОЗ).



Игрушки - игровые предметы, изображающие живое существо или модель неодушевленного мира, которые помогают ребенку удовлетворить потребность осознания окружающих явлений и событий, эмоционально-психологического восприятия и отношения.

Функции игрушек:

• Оживляют мир игры;

• Приближают желаемое, интересное;

• Помогают выразить стремление получать знания;

• Помогают проверить умения и ловкость, сообразительность и

находчивость.

Компоненты игры:

1. Роль как специальная позиция, которая выражается через манипулирование предметами и моделирует социальные отношения; свобода в игре иллюзорна, она задана ролью;

2. Игровые действия, которые сначала бывают деталями и подробностями, а со временем сворачиваются во внутренний план действий, сохраняя прежнюю логику и последовательность. Сначала игровые действия и предметы задают роль, а впоследствии роль задает выбор действия;

3. Игровое употребление предметов выполняет важную функцию замещения. Ребенок в воображаемой ситуации манипулирует предметами, которые символизируют реальные объекты;

4. Реальные отношения между играющими являются партнерскими. Здесь обговаривается сюжет, распределяются роли, игровые предметы. Во время игры производится контроль над соблюдением сюжета и выполнением ролей.

Наиболее удачным видом лекотерапии является куклотерапия. Её образность, наглядность и материальность позволяет ребенку глубже вживаться в игровую ситуацию, врезаются ему в память на всю жизнь вместе с приобретенным во время игры опытом.

Формы участия ребенка в игре:

1) Ребенок как зритель смотрит на игру кукол;

2) Ребенок является участником ролевой игры, в которой ему предлагается играть либо его самого, либо кого-то другого. Создается симбиотическая пара: ребенок-взрослый.

3) Дети могут свободно играть без направления и подсказки взрослых;

4) Дети могут играть в придуманные ими игры с помощью игрового материала, а педагог направляет скрытые возможности ребенка. Наличие куклы в игре создает особую ситуацию для развития фантазии ребенка. Кукла в игре играет роль недостающего участника, она обогащает игру. Именно через театрализованное игровое общение с куклами осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения дезадаптированных детей, снятие многих психологических проблем: неврозов, фобий, замкнутости, отрицательных качеств и черт характера (злобы, зависти, конфликтности, жадности и т.д.).

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия - метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.

1. Вид деятельности

Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на

музыкальных инструментах) прослушивание

музыкальных произведений и их фрагментов.

2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая, массовая.


3. Реабилитационная

направленность


Терапия психоэмоциональной сферы, развитие

мелкой моторики при исполнительстве, снятие

«зажимов», развитие слуха, образного мышления,

расширение кругозора, общения, развитие

социальной активности, профориентация.

4. Преобладающие

методы

Тренинг, диалог, показ, иллюстративность, игра,

повтор, рассказ.

5. Уровень

применения

Универсальный, предметный, локальный.


6. Характер

деятельности

Стимуляторный, творческий, познавательный.


7. Режим, условия

Время проведения - по самочувствию, желанию.

Периодичность - график занятий, желание,

произвольно. Продолжительность - по

психовозрастной устойчивости, желанию. Место

проведения - наиболее подходящее помещение,

открытая площадка. Положение - сидя, стоя.

8. Используемый

инвентарь

Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пластинки,

ноты, диски, музыкальная техника.

9. Элементы

инноваций


Интегративное сочетание с другими видами

искусства, музыкальное проектирование,

применение в труде, учебе, досуге.

10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения: образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

Организации: государственные, общественные.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения, временные краткосрочные группы.

11. Возрастные

границы

Для всех возрастных групп (с соответствующим

подбором музыкального материала).

12. Характер нарушений

Кроме неслышащих. Для них используются громкие

звуки с четким ритмом.

Терапевтический эффект: физическое оздоровление за счёт развития моторных функций, ловкости рук, тонкости слуха.

Реабилитационные эффекты:

1. эстетизация вкуса;

2. развитие чувства ритма;

3. воспроизведение музыкальных образов;

4. выработка навыков использования возможностей голоса, дыхания;

5. развитие нравственно-волевой сферы - активности, самостоятельности, решительности, выдержки, чувства коллективизма, навыков сотрудничества, стремления к победе.

Для реабилитационного процесса может быть использована любая музыка, соответствующая по характеру и степени воздействия его целям.

Особое значение для реабилитации имеет собственное исполнение на музыкальных инструментах.

Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимулирование умственного и физического развития ребенка, преодоление имеющихся у него нарушений в соответствии с его возможностями. Двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает силовые возможности детей.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования.

1. Вид деятельности

Рассказ, пересказ, театрализация, исполнение


2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая, массовая


3. Реабилитационная

направленность


Тренинг эмоциональной сферы, апробация в

социальных ролях, познание своего статуса,

овладение коммуникационными навыками,

развитие образно-логического мышления

4. Преобладающие

методы

Диалог, импровизация, иллюстративность, показ,

поощрение, рассказ


5. Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный


6. Характер

деятельности

Активность, творческий подход, эмоциональность,

проективность, образное восприятие

7. Режим, условия

Время проведения - любое. Периодичность -

произвольно. Продолжительность - по

психовозрастной устойчивости, желанию. Место

проведения - любое подходящее.


8. Используемый

инвентарь

Книги, реквизит, элементы костюмов, рисунки,

музыкальные инструменты.

9. Элементы инноваций

Компьютерные технологии, проективность,

формирование новых представлений о мире

10. Базовый

ресурсодержатель

Учреждения: образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

11. Возрастные границы

Для всех возрастных групп (с вариациями сюжета,

состава персонажей, целевой направленности).

12. Характер нарушений

Для всех типов нарушений


Реабилитационные эффекты:

1. формирование отношения к персонажу, действию на эмоциональном уровне (тренинг эмоциональной сферы);

2. проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации;

3. идентификация собственного «Я» с тем или иным персонажем;

4. удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений жизни;

5. коллективное участие в совместном действии;

6. приобщение к народной художественной культуре.

В поведенческом блоке центральной задачей является обеспечение адекватного ролевого развития, т.е. умение принимать роли, адекватные новым ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в новых ситуациях.

Нарушения в ролевом развитии может негативно сказаться на формировании личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника - ролевую игру, затруднить общение со сверстниками и родителями, привести к возникновению психосоматической патологии.

Варианты работы со сказкой в социально-культурной деятельности:

• праздники;

• театрализованные представления;

• конкурсы;

• шоу;

• литературно-художественные мероприятия;

• выставки рисунков по сказочным сюжетам;

• карнавал персонажей; и т.д.



ТАНЦЕТЕРАПИЯ

Танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология реабилитации, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для обучения детей, не способным адаптироваться к травмирующим жизненным ситуациям.

1. Вид деятельности

Разучивание и исполнение движений, участие в

танцевальной программе

2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая, массовая.


3.Реабилитационная

направленность


Развитие опорно-двигательного аппарата и

мышечной системы, пластики, формирование

коммуникативной сферы, коррекция психо­

эмоциональной сферы. Развитие эстетического

вкуса, овладение этикетом.

4. Преобладающие

методы

Тренинг, диалог, показ, повтор.


5. Уровень

применения

Универсальный, предметный, локальный.


6. Характер

деятельности


Художественно-творческий, обучающее-

развивающий. Активность, эмоциональность,

соотнесение внимания д музыкой

7. Режим, условия

Время проведения - по расписанию занятий,

самочувствию. Периодичность - по самочувствию,

медицинским рекомендациям. Продолжительность -

по психовозрастной устойчивости, желанию. Место

проведения - закрытое помещение или открытая площадка.

8. Используемый

инвентарь

Музыкальный инструменты, музыкальная

аппаратура, светотехника, костюмы.

9. Элементы

инноваций


Интегративное сочетание с другими видами

искусства, профориентация.


10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения: образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения, временные краткосрочные группы.

11. Возрастные

границы

Для всех возрастных групп (с соответствующим

подбором музыкального материала).

12. Характер

нарушений

Для всех видов нарушений.


Цели танцетерапии:

• Расширение сознания собственного тела и его возможностей;

• Повышение самооценки путем развития образа тела («Я-концепции»);

• Освоение социальных навыков;

• Соотнесение чувств и движений.

Реабилитационные эффекты:

1. Преодоление гиподинамии;

2. Развитие опорно-двигательного аппарата;

3. повышение интеллектуального и эстетического уровня;

4. Формирование устойчивых социально-психологических и ментальных ориентации.

ТЕРАПИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Терапия театральным искусством - социально-культурная реабилитационная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации.

1. Вид деятельности

Участие в спектаклях, представлениях, разучивание

роли, речевые упражнения

2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая, массовая.


3. Реабилитационная

направленность


Развитие психоэмоциональной сферы, развитие

пластики, управление двигательными функциями,

освоение несвойственных социальных ролей,

развитие памяти, речи, восприятия,

коммуникативных навыков, профориентация.

4. Преобладающие

методы

Тренинг, диалог, повтор, иллюстративность,

информативность, игра, показ, рассказ.

5. Уровень

применения

Универсальный, предметный, локальный.


6. Характер

деятельности

Активность, эмоциональность, творчество,

познание, обучение, развитие.

7. Режим, условия

Время проведения по индивидуальному

самочувствию, графику занятий. Периодичность -

по расписанию занятий. Продолжительность - по

психовозрастной устойчивости. Место проведения

- сцена, класс, сценическая площадка, в семье

8. Используемый

инвентарь

Костюмы, куклы, декорации, реквизит, музыко-,

свето-, видеоаппаратура

9. Элементы

инноваций


Компьютерные технологии, проективность,

формирование новых представлений о мире,

сочетание с другими видами деятельности,

применение в труде и на досуге.

10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения: образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

Организации: государственные, общественные.

Социальные формирования: семья, неформальные

объединения, временные краткосрочные группы.

11. Возрастные границы

С 3-х лет


12. Характер

нарушений

Для всех видов нарушений


ТУРОТЕРАПИЯ

Туротерапия - реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды.

1. Вид деятельности

Путешествия, экскурсии, походы, выезды, общение


2. Форма деятельности

Индивидуальная, групповая



3. Реабилитационная

направленность


Развитие физических возможностей, отвлечение от

личных проблем, выработка позитивной установки,

тренинг эмоциональной сферы,

культуротворчество.

4. Преобладающие

методы

Информативность, тренинг, пример, поощрение,

убеждение.


5. Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный


6. Характер

деятельности

Активный.


7. Режим, условия,

характер

деятельности

Время проведения - произвольное.

Периодичность - по желанию и самочувствию.

Продолжительность - по психо-возрастной

устойчивости, желанию. Место - по маршруту.

8. Используемый

инвентарь

Необходимое туристское обмундирование и

оснащение

9. Элементы инноваций

Соотнесение с другими видами социально-

культурной деятельности, проективность

10. Базовый

ресурсодержатель


Учреждения: образования, социальной защиты,

культурно-досуговые, социально-педагогические.

Организации: государственные, общественные.

Социальные формирования: семья, неформальные объединения.

11. Возрастные границы

Для всех возрастных групп (начиная с 5 лет).



12. Характер нарушений

Для всех типов нарушений.



Туризм классифицируется:

*по цели - оздоровительный, познавательный, спортивный;

*по основному занятию - поход, путешествие на транспорте;

*по способу передвижения - пешеходный, водный, лыжный, с наличием животных, железнодорожный, автобусный, автомобильный;

*по сезонности - летний, зимний, межсезонный;

*по составу туристов - молодежный, семейный, детский, инвалидный;

*по продолжительности - туризм выходного дня или отпускного периода;

*по характеру нагрузок - пассивный, активный.

Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: воспроизводящая, компенсаторная, восстановительная, реабилитационная.

Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способствует переключению мышления на оздоровительное, когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение проблем.

Рассматривать туризм как средство реабилитации позволяют следующие факторы:

• Туризм - двигательная активность, которая компенсирует ограниченность движений.

• Туризм создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество.

• Туризм предоставляет возможность осваивать эколого-культурные виды деятельности: эстетика природы, архитектуры, памятников материальной культуры, которые способствуют балансированию эмоциональных переживаний.



Литература:

  1. Казакова Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации .: - Ульяновск-2008


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ   Подготовила: Ярош Н.А.,  учитель русского языка и литературы  МБОУ «Добросельская ООШ»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Подготовила:

Ярош Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Добросельская ООШ»

АРТ-ТЕРАПИЯ   Арт-терапия - реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и др.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия - реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства.

Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и др.

БИБЛИОТЕРАПИЯ   Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой  реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом. Реабилитационная направленность: * Развитие интеллекта, логического мышления,

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.

Реабилитационная направленность:

* Развитие интеллекта, логического мышления,

  • отвлечение от личных проблем,
  • выработка позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций
Гарденотерапия    Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей и взрослых к работе с растениями. Реабилитационная направленность:

Гарденотерапия

Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей и взрослых к работе с растениями.

Реабилитационная направленность:

  • Развитие тонкой моторики, ориентации в пространстве, логического мышления, эстетического вкуса,
  • расширение кругозора общения,
  • релаксация
ГЛИНОТЕРАПИЯ   Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами. Реабилитационная направленность: * Развитие психических сенсорных функций, * тренинг моторных функций, снятие «зажимов», * расширение спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта,  профориентация,  * апробирование социальных ролей

ГЛИНОТЕРАПИЯ

Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами.

Реабилитационная направленность:

* Развитие психических сенсорных функций,

* тренинг моторных функций, снятие «зажимов»,

* расширение спектра общения,

  • повышение социальной активности, интеллекта,
  • профориентация,

* апробирование социальных ролей

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ   Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры. Цель игровой терапии - активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры.

Цель игровой терапии - активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности.

Иппотерапия    Иппотерапия (лечебная верховая езда, ЛВЕ) - реабилитация и оздоровление человека с привлечением потенциала, верховой езды на лошади. Реабилитационная направленность:  * Развитие психоэмоциональной сферы, * терапия позвоночника и опорно-двигательного аппарата, * самопознание, * снятие зажимов, * установление коммуникативных связей.

Иппотерапия

Иппотерапия (лечебная верховая езда, ЛВЕ) - реабилитация и оздоровление человека с привлечением потенциала, верховой езды на лошади.

Реабилитационная направленность:

* Развитие психоэмоциональной сферы,

* терапия позвоночника и опорно-двигательного аппарата,

* самопознание,

* снятие зажимов,

* установление коммуникативных связей.

ЛЕКОТЕРАПИЯ   Лекотерапия - метод социально-культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек. Реабилитационная направленность: * Развитие психических сенсорных функций, * тренинг эмоций, снятие зажимов, * расширение спектра общения,  * повышение социальной активности, интеллекта, ориентация в пространстве, * профориентация, * апробирование социальных ролей.

ЛЕКОТЕРАПИЯ

Лекотерапия - метод социально-культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек.

Реабилитационная направленность:

* Развитие психических сенсорных функций,

* тренинг эмоций, снятие зажимов,

* расширение спектра общения,

* повышение социальной активности, интеллекта, ориентация в пространстве,

* профориентация,

* апробирование социальных ролей.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкотерапия - метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия - метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.

СКАЗКОТЕРАПИЯ   Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования.

ТАНЦЕТЕРАПИЯ   Танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология реабилитации, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для обучения детей, не способных адаптироваться к травмирующим жизненным ситуациям. Реабилитационная направленность:

ТАНЦЕТЕРАПИЯ

  • Танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология реабилитации, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для обучения детей, не способных адаптироваться к травмирующим жизненным ситуациям.

Реабилитационная направленность:

  • Развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, пластики,
  • формирование коммуникативной сферы, коррекция психо­эмоциональной сферы.
  • Развитие эстетического вкуса, овладение этикетом.
ТЕРАПИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

ТЕРАПИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

  • Терапия театральным искусством - социально-культурная реабилитационная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации.
ТУРОТЕРАПИЯ   Туротерапия - реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды. Реабилитационная направленность:

ТУРОТЕРАПИЯ

Туротерапия - реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды.

Реабилитационная направленность:

  • Развитие физических возможностей, отвлечение от личных проблем,
  • выработка позитивной установки,
  • тренинг эмоциональной сферы,
  • культуротворчество.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!