СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные уроки русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нетрадиционных методов и приемов нв уроках литературы при изучении нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные уроки русского языка и литературы»

КОУ ВО « Воронежский центр психолого-педагогической

реабилитации и коррекции»

Доклад

Выполнила учитель русского языка и литературы

Дьягольченко Л.И.

«Нетрадиционные уроки русского языка и литературы»









г. Воронеж, 2017 год











Нетрадиционные уроки и внеклассная работа

по русскому языку и литературе

Я работаю в школе, где дети больны ДЦП. ДЦП - поражение двигательных систем головного мозга. Дети с ДЦП представляют трудности в воспитании и обучении, так как ведущими дефектами являются двигательные расстройства в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушения равновесия и координации движений.

Для таких детей характерна повышенная утомляемость. Они раздражительны, плаксивы, иногда пугливы, нерешительны, быстро утрачивают интерес к занятиям, у них быстро меняется настроение, они обладают повышенной впечатлительностью. При письме у таких детей движение пальцев отрывистое, руки дрожат( тетрапарез). Это сказывается на навыках письма. У таких детей могут проявляться спонтанные действия: они могут неожиданно встать во время урока, выйти из класса, выхватить тетрадь у товарища, ударить его. Познавательная деятельность у них неразвита.

У детей с ДЦП есть нарушения в речи: у одних нарушено звукопроизношение при нормальном слухе-дислалия (па…та, ша.., мемля). Дизартрия-нарушение звукопроизносительной стороны речи. Это сказывается на темпе речи, ритме и интонации.

Дети с нарушением речи затрудняются излагать содержание текста, выделить главное…

У детей больных ДЦП могут быть специфические нарушения зрения (косоглазие), наблюдается снижение слуха, плохо понимают и запоминают объяснения учителя.

Есть дети с задержкой психического развития и еще одна группа аномальных детей с аутизмом (болезненное состояние психики).

Дети с ДЦП пишут левой рукой, страдают нарушением памяти, внимания, мышления (чаще брадифрения -замедленность мышления).

Для обучения детей, больных ДЦП, необходим дифференцированный подход и понимание специфики затруднений в обучении каждого ребенка. И только система комплексной медико-педагогической работы (медикаментозное лечение, уроки ЛФК, физкультуры, логопедические занятия, артикуляционные минутки на уроках, упражнения для развития мелкой моторики) дает положительные результаты в развитии детей.

Обучение детей данной школы VI вида ведется по общеобразовательной программе для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. Особенность преподавания по русскому языку состоит в том, что обучение продлено на один год, заканчивается основное обучение в десятом классе.

Обучение строится с учетом медико-психологических особенностей детей с ДЦП, включая коррекционную работу на уроке, специальные уроки коррекции и логопедические занятия.

Обучение по литературе ведем по общеобразовательной программе под редакцией В,Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Журавлева, В.И. Коровина, с некоторой коррекцией.

Больные дети чувствуют себя неполноценными людьми в обществе. Поэтому важно, чтобы физические недостатки не мешали ребенку в будущей жизни, то есть не мешали социализации ученика.

Предмет русский язык и литература позволяют корригировать такие высшие психические функции как память, мышление, восприятие, речь.

Чтобы уроки русского языка и литературы приносили радость познания, пробуждали интерес к предмету, давали прочные знания, необходимые в жизни, я работаю в течение ряда лет над темой «Нетрадиционные уроки и внеклассная работа по русскому языку и литературе».

Наиболее эффективными считаю уроки –концерты, уроки-путешествия, уроки-викторины, заочные экскурсии, музыкально-литературные композиции, интегрированные уроки, учебные встречи, уроки-КВНы, конкурсы знатоков, уроки-семинары, викторины и др.

Нестандартные уроки дети ждут как праздник. В них заключены большие воспитательные возможности. Такие нешаблонные уроки формируют диалогическую речь учащихся, способствуют развитию коммуникативной функции речи, повышают кругозор, развивают нравственные стороны личности ребенка, воспитывают патриотические чувства, развивают социальные навыки, помогают привитию интереса к предмету и в целом к учебе.

Внеклассная работа по предмету помогает найти контакт с детьми. В непринужденной обстановке, свободной от классных рамок, дети раскрываются, раскрепощаются, становятся открытее, податливее, сговорчивее. Внеклассные мероприятия являются продолжением коррекционной урочной системы работы с детьми. Выступления учащихся перед аудиторией помогают преодолеть им чувство страха, скованность, неуверенность в себе.

Вся работа направлена на развитие у обучающихся на развитие личности ребенка в целом, на включение его в социальную жизнь, на соблюдение им культурно-этических норм, на формирование системы правильных отношений к окружающему.









Люблю, где случай есть, пороки пощипать!

(По басням И.А. Крылова) Слайд №1



Цель: Обобщить знания учащихся о творчестве И.А. Крылова; развивать интерес к чтению басен И.А.Крылова, формировать умения самостоятельно работать с книгой, обогащать словарный запас, развивать творческую активность. Воспитывать взаимовыручку, чувство справедливости.

ЗАДАЧИ: образовательные:
- продолжить знакомство с биографией И.А.Крылова;
- уточнить понятие "басня" и ее отличительные особенности от других литературных жанров;
- углубить познания детей в творчестве Крылова, расширить представление учащихся о баснях Крылова;
- донести до учащихся юмор и иронию басни;
- учить "видеть" и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни.
Развивающие:
- развивать умение выражать свои мысли посредством выразительного чтения;
-развивать умение инсценирования басен;

-развивать мышление, речь, память.
Воспитательные:

-прививать любовь к чтению;
- воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;
- воспитание морально-нравственных качеств личности, толерантности;

-воспитание критического отношения к своим порокам;
- воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет И.А.Крылова, рисунки детей, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку на электронном носителе, выставка книг, аудиозапись басен Крылова, отрывки из басен.


Планируемые результаты обучения

*личностные:

-умение осознавать и определять свои эмоции;

–умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

*метапредметные:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-строить рассуждения;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-задавать вопросы.

*предметные:

-знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль».

-сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне.

-иметь представление о двучленной структуре басни; сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).

-уметь определять тему басни; находить две части в басне; сравнивать две басни; формулировать общую мысль.

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять устные и письменные описания;

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);





Слайд № 2.

ВЕДУЩИЙ 1. Имя Ивана Андреевича Крылова широко известно в России, и за рубежом. Издавна мы зовем его дедушкой Крыловым.

ВЕДУЩИЙ 2. Родился он в семье небогатого капитана, Андрея Прохоровича Крылова. Отец получал небольшое жалование, взяток никогда не брал. Жить было трудно, и Ваню восемь лет записали на службу в суд самым маленьким чином (подканцеляристом).

ВЕДУЩИЙ 1. Семья долго жила в Твери, где служил отец. Он следил за воспитанием сына. Водил его на литературные вечера в тверскую семинарию (настоящего театра в Твери не было).

ВЕДУЩИЙ 2. Как-то Андрей Прохорович с сыном был у богатого помещика Львова. Ваня читал там стихи, играл на скрипке, изображал кого- то в небольшой пляске. Все удивлялись его способностям. Львов предложил обучать мальчика со своими детьми.

ВЕДУЩИЙ 1. Иван Андреевич многому научился в доме Львова, но и немало пережил обид, унижений: ему давали понять, что он сын мелкого чиновника.

ВЕДУЩИЙ 2. Ему было 11 лет, когда он поступил на службу в суд, так как отец к этому времени умер, и семье надо было помогать.

ВЕДУЩИЙ 1. Став постарше, Крылов любил бродить по торговой площади, прислушиваясь к говору людей, запоминая народную речь, пересыпанную пословицами, поговорками. Он любил качели, кулачные бои.

ВЕДУШИЙ 2. Оставаться в Твери Иван Андреевич не хотел и уговорил мать переехать в Петербург. И вот зимой 1782 года он с матерью и братом в Петербурге.

Слайд № 3, 4.

ВЕДУЩИЙ 1. Как зачарованный ходил Крылов по улицам Петербурга, по Набережной Невы, по Сенатской площади. Был у памятника Петру 1, видел Эрмитаж. С чувством особенной радости входил он в только что выстроенный Большой театр, который он очень любил. Он мечтал увидеть на сцене свою комическую оперу в стихах «Кофейница». Но – увы!

ВЕДУЩИЙ 2. Несмотря на неудачу, Иван Александрович продолжал писать для театра, пьесы его нравились зрителям, но не нравились начальству, вернее не нравился автор, мелкий чиновник. Жить в Петербурге он больше не мог.

ВЕДУЩИЙ 1. Для Крылова начались годы странствий. Он жил в Москве, в Тамбове, в Нижнем Новгороде, на Украине, жил в городах и в помещичьих усадьбах, узнавал, как и чем живут люди.

Слайд № 5.

ВЕДУЩИЙ 2. Шли годы. Иван Андреевич писал стихи, пьесы, издавал журналы, занимался переводами, но настоящим призванием его была басня.

ВЕДУЩИЙ 1. Мы смеемся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми и невежественными. Но мы хорошо понимаем, что автор высмеивает человеческие пороки: лень, зависть, жадность, невежество, тупость…

Слайд № 6.

ВЕДУЩИЙ 2. Как-то Крылов показал переводы известному баснописцу Дмитриеву Ивану Ивановичу. Он пришел в восторг: « Это ваш род, вы нашли его». И отправил басню Крылова в журнал.

Слайд № 7.

В журнале одна за другой стали появляться басни Крылова И.А.:

Слайды № 8, 9, 10,11.

  1. «Зеркало и обезьяна», (драматизация)

  2. «Мартышка и очки», (драматизация)

  3. «Ворона и лисица», (драматизация)

  4. «Лебедь, Рак да Щука». (выразительное чтение)

ВЕДУЩИЙ 1. До конца своей жизни Крылов не сворачивал и избранного пути. Басни однако писались нелегко и непросто.

ВЕДУЩИЙ 2. Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои говорят за меня!» И о чем только не говорили его звери – медведи, львы, волки, лисицы.

Слайд № 12.

ВЕДУЩИЙ 1. Однажды знатный чиновник пригласил Крылова в гости и просил почитать басни. Иван Андреевич прочел несколько басен. Хозяин выслушал их с глубокомысленным видом и сказал: «Это хорошо, но почему вы не пишете так, как Дмитриев И.И.?» «Не умею», - скромно отвечал Крылов.

Вернувшись домой, Крылов написал басню «Осел и соловей». И друзья прозвали его Соловьем.

ВЕДУЩИЙ 2. Иван Андреевич любил ходить пешком, бродить по рынкам, запоминать интересные слова и выражения. Он любил слушать разговоры, споры в гостях, а сам больше молчал.

ВЕДУЩИЙ 1. Он часто бывал в театре, не пропускал ни одного концерта, ходил на заседания литературных обществ. Как-то пригласил его на заседание, где проходили обычно длинные и скучные чтения. Крылов опоздал и приехал, когда кто-то читал свою пьесу. Слушатели зевали и не могли дождаться конца. Крылов сел за стол. Председатель спросил тихо:

- Иван Андреевич, привезли?

- Привез.

- Пожалуйте мне.

- А вот уже после.

Слайд № 13.

ВЕДУЩИЙ 2. Наконец автор закончил. Крылов достал из кармана листок и стал читать басню «Демьянова уха». Все хохотали от всей души (драматизация).

Слайды № 14, 15, 16.

ВЕДУЩИЙ 1. В одном из стихотворений Иван Андреевич писал: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И все сильнее пощипывал пороки: зависть, невежество, тупость.

«Квартет», (драматизация)

«Кукушка и Петух» (чтение выразительное).

ВЕДУЩИЙ 2. Но автор знал, что не такими людьми сильна Россия, а талантливым, трудолюбивым народом.

Слайды 17, 18, 19.

ВЕДУЩИЙ 1. «Ни один литератор не пользуется такой славой, как ты …,» - сказал Крылову один из его друзей. « Что ж тут удивительного, - отвечал он. –Мои басни читают дети… Поэтому их много выходит.»

ВЕДУЩИЙ 2. Дети и взрослые любили и любят читать басни Крылова, которые помогают узнавать жизнь, помогают бороться с недостатками, пороками.

ВЕДУЩИЙ 1.

Все знал и видал ум певца пытливый,

Всего сильнее желая одного.

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его,

-сказал в стихотворении, обращенном к Крылову, поэт Михаил Васильевич Исаковский.

Используемая литература:

  1. Литература, 6 класс, учебник, часть I // под ред. В. Я. Коровиной, Москва: «Просвещение», 2012,- 297 с.

  2. Крылов И.А. в портретах, иллюстрациях, документах // сост. А.М.Гордин, под ред. А.В.Десницкого, Москва: «Просвещение», 1966,- 346 с.

  3. Уроки литературы // Крылов И.А., Москва: «Самовар», 2003,-79 с.

  4. Басни Крылова // Крылов И.А., Сергиев Посад: «Фолио», 2006,-256 с.

  5. Иван Андреевич Крылов // Десницкий А.В., Москва: «Просвещение»,1993,-144 с.

  6. Крылов // Липилин В., Москва: «Молодая гвардия», 1983, - 224 с.

  7. Рассказы о русских писателях // Шер Н.С., Москва, «Детская литература», 1999, -526 с.

  8. Басни // Крылов И.А., Москва: «Художественная литература», 2008, - 189 с.

  9. http://www.hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php

  10. http://www.bibliotekar.ru/pisateli-19-veka/1.htm








8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!