В настоящее время большое значение приобретает проблема воспитания здорового поколения. В.А. Сухомлинский писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. В школе происходит определенная стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гиподинамия, выраженная заторможенность. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Учеными установлено, что три урока физической культуры в школе компенсируют всего 16,5% необходимой двигательной активности. В то же время потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч. в день, а в неделю — от 18 до 24 ч. Увеличение объема двигательной активности за счет грамотной организации физкультминуток поможет решить проблему гиподинамии в младшем школьном возрасте.
Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. В зависимости от вида и типа уроков в физкультминутки можно включать пальчиковые игры, упражнения для формирования осанки, двигательно-речевые, упражнения для глаз, подвижные дидактические игры, упражнения на реакцию, элементы ритмичной гимнастики и т.д.
В педагогической практике школы широко используются следующие виды физкультминуток:
1. Оздоровительно- гигиенические.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправив плечи, прогнув спину; потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
Кроме этого, можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением интерактивного маркера в мультимедийной презентации глазами.
2. Танцевальные.
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен на основе анимированных презентаций.
3. Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте под музыку популярных детских песен.
4. Подражательные.
Представляют собой видеозапись упражнений и зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных (лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел). Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
5. Двигательно-речевые.
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток в начальной школе – положительный эмоциональный фон. Интересно проходят мультипликационные и анимационные физкультминутки с музыкальным сопровождением.
В педагогической практике учителями нашей школы были опробованы все виды физкультминуток, но наиболее эффективными и востребованными оказались музыкальные видео-физкультминутки, которые я создала вместе с детьми на уроках физической культуры. На мой взгляд, их успех был обеспечен участием детей в видеосъемке минуток здоровья, которые почувствовали себя не только актерами, режиссерами, музыкальными и художественными редакторами, но и настоящими кинокритиками, тонко чувствующими красоту человеческого тела, гармонию движений.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы проведения физкультминуток в начальной школе»