СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 1 Задания, предполагающие воспроизведение знаний и демонстрацию навыков. 2 Задания, требующие письменного развернутого ответа 3 Творческие задания

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе»

Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе


1 Задания, предполагающие воспроизведение знаний и демонстрацию навыков. Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора

  • Подбери проверочные слова к каждой пропущенной безударной гласной.

а). г…л…ва _______б). м…л…дой _________в). д…р…вцо_______

  • Определи род имен существительных:

Туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерки, тюль, вуаль, лебедь, кофе.

  • Какие слова из списка имеют ударение на окончании?

Созвонимся, камбала, приняла, нашла, торты.

  • Найди корень в словах

Беседка, безделка, бездна, бесенок, бескозырка.

  • Прочитай предложение, найди ошибки.

Повар посолил суп солью –

Найди лишнее слово. В каждом ряду дается пять слов. Их можно классифицировать различным образом.

Нож, вилка, ложка, шляпа, чашка. Ответ: шляпа (потому что все остальные слова имеют отношение к еде)


2 Задания, требующие письменного развернутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает знание правил, но и их комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный), умение соединить их в рамках законченного письменного высказывания. Такие задания позволяет ученику использовать свои знания и наблюдения в качестве доводов, подтверждающих излагаемую точку зрения.

  • Определите значения слов: очи, ланиты, брег. Употребите эти слова в составе

предложений, которые бы раскрывали их значения.

  • Какое слово является лишним в следующем ряду. Аргументируйте свою точку зрения.

а) носок, мозоль, георгин, помидор;
б) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
в) подлежащее, глагол, существительное, наречие;

  • Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.

Красота – уродство, любовь -_______, страх-________

Найди синонимы или антонимы

Кривой, длинный, большой, маленький, широкий. Ответ: большой и маленький являются антонимами.

  • Ножницы. Почему они так называют­ся? Почему это слово всегда употребляется во

множествен­ном числе?

  • Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист,

кипяток. По какому признаку?


3 Творческие задания -это задания эвристического характера, требующие знаний в разных областях русского языка, навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, умения сопоставлять и систематизировать, создавать тексты различных стилей. Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.

  • Раскройте смысл выражений: рукой подать, морочить голову, прикусить язык. Составьте небольшой текст, используя эти выражения.

  • Напишите текст-рассуждение художественного стиля на тему…

  • Составь и запиши рассказ по его началу. Озаглавь текст, определи стиль и тип текста. (Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…)

  • Укажите, какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее передать свои мысли и чувства. Назовите их и приведите примеры из текста.

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.

Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. А.С.Пушкин

  • Поясните смысл пословицы: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Составьте небольшой рассказ, который можно было бы закончить данной пословицей.


4 Нестандартные задания

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

«Перевод текста»
Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы синонимичными.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

- «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

- «перевод» текстов, написанных на несуществующем языке;

- «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля.

Приведу примеры таких заданий.

Задание 1. Чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки?

( Маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу)

Задание 2 Дана группа слов родственного славянского языка (например, польского) и группа русских слов. Нужно найти соответствие русских и польских слов.

В ходе выполнения этого упражнения ребята анализируют иноязычные слова, ищут соответствия со словами русского языка, делают вывод о близком родстве двух языков. Таким образом, у подростков развивается «языковое чутьё», так необходимое каждому грамотному человеку.

«Лингвистические «угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи.

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
- разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
- игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.
Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.
Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.
Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник.


5 Терминологические диктанты. Для того чтобы расширить терминологический ресурс учащихся, применяю и такой   нестандартный  эффективный вид лексической работы как терминологические диктанты (литературоведческие, исторические, профессиональные).

Задание 1 Лингвистический диктант. Запишите одним словом диктуемые словосочетания:
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде... Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль...

Задание 2 Литературоведческий диктант Запишите одним словом диктуемые словосочетания:
Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания…


6 Микроисследования
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.
Наиболее типичны следующие:
- развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос;
- сочинение на лингвистическую тему (в занимательной форме);
- исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Не забудьте про иллюстрировать научные положения и вы воды конкретными примерами.
1. Что общего между шпаргалкой и леленкой?

2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?

3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).
1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)
2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов.
3 Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)

Однако, в олимпиады обязательно включаются задания по темам, изученным в соответствии с базовой программой учебников, потому помимо нестандартных заданий, целесообразно на занятиях повторять темы и разделы школьного курса. Также изучение некоторых тем предполагает выполнение заданий, предусматривающих устранение речевых ошибок, редактирование текстов и запись их правильных вариантов, проведение экскурса в историю слов.

К олимпиаде по литературе нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе.

Основные подходы к олимпиадной подготовке по литературе :

- стимулирование учащихся к самостоятельной работе, чтению художественной литературы дает возможность выти за рамки учебника, расширить кругозор учащихся;

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета, благодаря тематическому разнообразию заданий

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению литературы.

Исходя из целей и задач проведения олимпиад по литературе, а также из материала олимпиад и программы по предмету выбирается тематика заданий.

Олимпиадные задания предполагают проверку читательских, аналитических и речевых умений, а также знание материала по теории и истории литературы. В соответствии с этим предлагаю школьникам такие задания:


1 Задания теоретического характера. Под теоретической подготовленностью следует понимать знание фактического материала из истории и теории литературы, владение теоретико- литературными понятиями Задания этого тура ориентированы на знание конкретного материала и предполагают однозначно оцениваемый ответ.

  • Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой

предмет

А Мораль Б Басня В Поэма Г Аллегория

  • Рифмуются первая и четвертая, вторая и третья стоки. Рифма…

А Перекрестная Б Парная В Опоясывающая(Кольцевая)

  • Какая из этих сказок волшебная:

а) «Сивка-Бурка» б) «Каша из топора» в) «Теремок»

г) «Жена барина» д) «Марья-Моревна» е) «Лиса и журавль»

  • Определите личность писателя по биографии.

Украинец по рождению, он любил украинские песни и сказки, в его произведениях умело сочетаются юмор и сатира. Увлекался театром, написал юмористические повести «Ночь перед Рождеством» и т.д., которые после объединил в книгу.


2 Задания, направленные на проверку знаний текстов произведений, умения определить автора произведения.

  • Перед вами строка стихотворения. Восстановите пропущенную строку, укажите автора поэтического текста

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит…

  • Кому принадлежат эти слова? Укажите имя героя, название произведения и автора

Господин Египетский ...Образованный.Один костюм 100 рублей стоит …Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом

  • Узнайте героя по описанию. Укажите имя героя, название произведения и автора

Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка…


3 Задания, позволяющие обнаружить межпредметные связи литературы с другими курсами гуманитарного и естественного цикла. Задания, которые направлены на проверку знаний основных фактов литературного процесса, знаний из разных областей искусства, связанных с литературой, сопоставительный анализ поэтических текстов, умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства

  • Историческое событие, о котором идёт речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

а) Великая Отечественная война; в) первая мировая война;

б) Отечественная война 1812 года; г) русско-турецкая война.

  • Какова главная тема творчества Некрасова? Почему Некрасов часто называл свою музу «музой печали»?

  • Напишите статью «Метафора» для словаря литературоведческих терминов.

  • Напишите отзыв или рецензию на произведение…

  • Сопоставьте стихотворения Тютчева и Фета о весне, что общего в этих произведениях?


    Использование таких заданий обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, а также  способствует углублению знаний по русскому языку и литературе, повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления, обогащению их словарного запаса, развивает смекалку, сообразительность, воспитывает «языковое  чутьё». Многие нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и  др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения предмету.

Такая творческая подготовительная работа позволяет эффективно подготовиться к олимпиаде, учащимся проявить творчество и оригинальность. Олимпиада ни в коем случае не должна напоминать контрольную работу. Это – проба сил, это – интересная игра. Не зря же говорят – олимпийские игры!



Литература

1.      Л.А.Шкатова. «Подумай и ответь». М. «Просвещение» 1989г.

2.      Г.Г.Граник С.М.Бондаренко «Секреты пунктуации»  М. «Просвещение» 1987г

3 В.А.Иванова З.А.Потиха Д.З.Розенталь «Занимательно о русском языке».

М. «Просвещение» 1990г.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!