СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необычные способы вычислений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе. Многие ребята вычисляют примеры с помощью калькулятора. Это не допустимо. Ведь при сдаче итоговых контрольных работ, ОГЭ и ЕГЭ по математике запрещается использовать калькуляторы

Просмотр содержимого документа
«необычные способы вычислений»

 Исследовательская работа    Выполнила: ученица 5 класса  Железкова Дарья  МКОУ «Кирчиженская СОШ»    Руководитель: учитель математики     Солиева Махбуба Шукуровна  Необычные способы вычислений

Исследовательская работа

Выполнила: ученица 5 класса

Железкова Дарья

МКОУ «Кирчиженская СОШ»

Руководитель: учитель математики

Солиева Махбуба Шукуровна

Необычные способы вычислений

 Математика в нашей жизни  С тех пор, как существует мирозданье  Такого нет, кто б не нуждался в знанье.  Какой мы не возьмем язык и век –  Всегда стремился к знанью человек…  Приветствую всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.

Математика в нашей жизни

С тех пор, как существует мирозданье Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век – Всегда стремился к знанью человек…

Приветствую всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.

Актуальность :  Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе. Многие ребята вычисляют примеры с помощью калькулятора. Это не допустимо. Ведь при сдаче итоговых контрольных работ, ОГЭ и ЕГЭ по математике запрещается использовать калькуляторы .

Актуальность :

Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе. Многие ребята вычисляют примеры с помощью калькулятора. Это не допустимо. Ведь при сдаче итоговых контрольных работ, ОГЭ и ЕГЭ по математике запрещается использовать калькуляторы .

Проблема: При вычислениях школьники используют калькуляторы Гипотеза: Знание необычных способов вычислений важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц или калькулятора.

Проблема:

При вычислениях школьники используют калькуляторы

Гипотеза:

Знание необычных способов вычислений важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц или калькулятора.

Цель исследования:  Изучить нестандартные приёмы вычислений и показать, что их применение делает процесс вычисления полезным и интересным.

Цель исследования:

Изучить нестандартные приёмы вычислений и показать, что их применение делает процесс вычисления полезным и интересным.

Задачи:  найти как можно больше необычных способов вычислений; научиться их применять выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те которые предлагаются в школе, и использовать их при счете. описать некоторые способы умножения и опытным путём выявить трудности их использования.  

Задачи:

  • найти как можно больше необычных способов вычислений;
  • научиться их применять
  • выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те которые предлагаются в школе, и использовать их при счете.
  • описать некоторые способы умножения и опытным путём выявить трудности их использования.  
Предмет исследования: необычные способы вычислений Методы исследования :  изучение дополнительной литературы по данному вопросу

Предмет исследования:

необычные способы вычислений

Методы исследования :

изучение дополнительной литературы по данному вопросу

Результаты исследования  помогут учащимся вычислять примеры без использования таблицы умножения и калькулятора.

Результаты исследования

помогут учащимся вычислять примеры без использования таблицы умножения и калькулятора.

Необычные способы вычислений Китайский способ умножения-------------------------------------------- Умножение на 9------------------------------------------------------- Индийский способ умножения-------------------------------------------------  Умножение чисел методом «ревность»-------------------------------  Крестьянский способ умножения--------------------------------------- Новый способ умножения

Необычные способы вычислений

  • Китайский способ умножения--------------------------------------------
  • Умножение на 9-------------------------------------------------------
  • Индийский способ умножения-------------------------------------------------
  • Умножение чисел методом «ревность»-------------------------------
  • Крестьянский способ умножения---------------------------------------
  • Новый способ умножения
Китайский способ умножения На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера. Сначала 32: 3 красные линии и чуть ниже - 2 синие. Затем 21: перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 2 зеленые, затем - 1 малиновую. ВАЖНО : линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, второго числа - из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области ( область сотен) - 6 точек, во второй (область десятков) - 7 точек, в третьей (область единиц) - 2 точки. Следовательно ответ: 672.

Китайский способ умножения

На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера.

Сначала 32: 3 красные линии и чуть ниже - 2 синие. Затем 21: перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 2 зеленые, затем - 1 малиновую. ВАЖНО : линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, второго числа - из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области ( область сотен) - 6 точек, во второй (область десятков) - 7 точек, в третьей (область единиц) - 2 точки. Следовательно ответ: 672.

Умножение на 9   Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).

Умножение на 9

Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).

Допустим, хотим умножить 9 на 6. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 6. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 5 пальцев не загнуто, справа - 4 пальца. Таким образом, 9·6=54 .

Допустим, хотим умножить 9 на 6.

Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 6. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 5 пальцев не загнуто, справа - 4 пальца. Таким образом, 9·6=54 .

Индийский способ умножения  Индусы умножение выполняли, начиная со старшего разряда, и записывали неполные произведения как раз над множимым, поразрядно. При этом сразу был виден старший разряд полного произведения и, кроме того, исключался пропуск какой-либо цифры. Знак умножения еще не был известен, поэтому между множителями они оставляли небольшое расстояние. Например, умножим их способом 537 на 6:  537 6 (5 ∙ 6 = 30)  (3 ∙ 6 = 18)  30  (7 ∙ 6 = 42)  + 18  + 42  3222

Индийский способ умножения

Индусы умножение выполняли, начиная со старшего разряда, и записывали неполные произведения как раз над множимым, поразрядно. При этом сразу был виден старший разряд полного произведения и, кроме того, исключался пропуск какой-либо цифры. Знак умножения еще не был известен, поэтому между множителями они оставляли небольшое расстояние.

Например, умножим их способом 537 на 6:

537 6 (5 ∙ 6 = 30)

(3 ∙ 6 = 18)

30

(7 ∙ 6 = 42)

+ 18

+ 42

3222

Ревность, или решетчатое умножение  Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты, причём размеры сторон прямоугольника соответствуют числу десятичных знаков у множимого и множителя. Затем квадратные клетки, делятся по диагонали, и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи, - пишет Пачоли. – Такие ставни вешались на окна венецианских домов, мешая уличным прохожим видеть, сидящих у окон дам и монахинь».

Ревность, или решетчатое умножение

Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты, причём размеры сторон прямоугольника соответствуют числу десятичных знаков у множимого и множителя. Затем квадратные клетки, делятся по диагонали, и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи, - пишет Пачоли. – Такие ставни вешались на окна венецианских домов, мешая уличным прохожим видеть, сидящих у окон дам и монахинь».

Выполним умножение 347 x 29 3 7 4 0 2   6 0 1  7 3  8 6  6  4  3 2 1 9 0 3 6 0 Ответ: 10063

Выполним умножение

347 x 29

3

7

4

0

2

6

0

1

7

3

8

6

6

4

3

2

1

9

0

3

6

0

Ответ: 10063

Крестьянский способ умножения    Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа. Деление пополам продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число. Последнее удвоенное число и дает искомый результат.   37……….32  74……….16  148……….8  296……….4  592……….2  1184……….1  37 ∙ 32 = 1184 ∙ 1 = 1184

Крестьянский способ умножения

Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа. Деление пополам продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число. Последнее удвоенное число и дает искомый результат. 37……….32 74……….16 148……….8 296……….4 592……….2 1184……….1 37 ∙ 32 = 1184 ∙ 1 = 1184

Новый способ умножения

Новый способ умножения

Изучение общественного мнения  Сначала составила анкету и провела анкетирование с целью выбора наиболее понравившегося способа вычислений .

Изучение общественного мнения

Сначала составила анкету и провела анкетирование с целью выбора наиболее понравившегося способа вычислений .

 Изучение общественного мнения  Какой способ вам больше понравился?  Китайский способ умножения  Умножение на 9   Индийский способ умножения.  Умножение чисел методом «ревность».   Крестьянский способ умножения  Новый способ умножения.………………………

Изучение общественного мнения

Какой способ вам больше понравился?

  • Китайский способ умножения
  • Умножение на 9
  • Индийский способ умножения.
  • Умножение чисел методом «ревность».
  • Крестьянский способ умножения
  • Новый способ умножения.………………………

 18 учеников выбрали китайский способ 7 учеников выбрали остальные способы вычислений

18 учеников выбрали китайский способ

7 учеников выбрали остальные способы вычислений

Изучение общественного мнения подтвердила мою гипотезу   Знание необычных способов вычислений важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц умножения или калькулятора  19 учеников согласны 6 учеников сомневаются

Изучение общественного мнения подтвердила мою гипотезу

Знание необычных способов вычислений важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц умножения или калькулятора

19 учеников согласны

6 учеников сомневаются

Вывод: Применение необычных способов  делает процесс вычисления рациональным, полезным и интересным. .

Вывод:

Применение необычных способов делает процесс вычисления рациональным, полезным и интересным.

.

Заключение При выполнении исследовательской работы мне понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой. Старинные и современные способы вычислений показывают, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки, созданной разумом человека, не обойтись

Заключение

  • При выполнении исследовательской работы мне понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой.
  • Старинные и современные способы вычислений показывают, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки, созданной разумом человека, не обойтись
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!

 Литература Гейзер Г.И. История математики в школе, VII-VII классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982 http://matsievsky. newmail. ru/sys-schi/file15.htm Кордемский Б.А. Математическая смекалка Математика. Справочник школьника.

Литература

  • Гейзер Г.И. История математики в школе, VII-VII классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982
  • http://matsievsky. newmail. ru/sys-schi/file15.htm
  • Кордемский Б.А. Математическая смекалка
  • Математика. Справочник школьника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!