Исследовательская работа
Выполнила: ученица 5 класса
Железкова Дарья
МКОУ «Кирчиженская СОШ»
Руководитель: учитель математики
Солиева Махбуба Шукуровна
Необычные способы вычислений
Математика в нашей жизни
С тех пор, как существует мирозданье Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век – Всегда стремился к знанью человек…
Приветствую всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.
Актуальность :
Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе. Многие ребята вычисляют примеры с помощью калькулятора. Это не допустимо. Ведь при сдаче итоговых контрольных работ, ОГЭ и ЕГЭ по математике запрещается использовать калькуляторы .
Проблема:
При вычислениях школьники используют калькуляторы
Гипотеза:
Знание необычных способов вычислений важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц или калькулятора.
Цель исследования:
Изучить нестандартные приёмы вычислений и показать, что их применение делает процесс вычисления полезным и интересным.
Задачи:
- найти как можно больше необычных способов вычислений;
- научиться их применять
- выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те которые предлагаются в школе, и использовать их при счете.
- описать некоторые способы умножения и опытным путём выявить трудности их использования.
Предмет исследования:
необычные способы вычислений
Методы исследования :
изучение дополнительной литературы по данному вопросу
Результаты исследования
помогут учащимся вычислять примеры без использования таблицы умножения и калькулятора.
Необычные способы вычислений
- Китайский способ умножения--------------------------------------------
- Умножение на 9-------------------------------------------------------
- Индийский способ умножения-------------------------------------------------
- Умножение чисел методом «ревность»-------------------------------
- Крестьянский способ умножения---------------------------------------
- Новый способ умножения
Китайский способ умножения
На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера.
Сначала 32: 3 красные линии и чуть ниже - 2 синие. Затем 21: перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 2 зеленые, затем - 1 малиновую. ВАЖНО : линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, второго числа - из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области ( область сотен) - 6 точек, во второй (область десятков) - 7 точек, в третьей (область единиц) - 2 точки. Следовательно ответ: 672.
Умножение на 9
Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).
Допустим, хотим умножить 9 на 6.
Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 6. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 5 пальцев не загнуто, справа - 4 пальца. Таким образом, 9·6=54 .
Индийский способ умножения
Индусы умножение выполняли, начиная со старшего разряда, и записывали неполные произведения как раз над множимым, поразрядно. При этом сразу был виден старший разряд полного произведения и, кроме того, исключался пропуск какой-либо цифры. Знак умножения еще не был известен, поэтому между множителями они оставляли небольшое расстояние.
Например, умножим их способом 537 на 6:
537 6 (5 ∙ 6 = 30)
(3 ∙ 6 = 18)
30
(7 ∙ 6 = 42)
+ 18
+ 42
3222
Ревность, или решетчатое умножение
Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты, причём размеры сторон прямоугольника соответствуют числу десятичных знаков у множимого и множителя. Затем квадратные клетки, делятся по диагонали, и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи, - пишет Пачоли. – Такие ставни вешались на окна венецианских домов, мешая уличным прохожим видеть, сидящих у окон дам и монахинь».
Выполним умножение
347 x 29
3
7
4
0
2
6
0
1
7
3
8
6
6
4
3
2
1
9
0
3
6
0
Ответ: 10063
Крестьянский способ умножения
Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа. Деление пополам продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число. Последнее удвоенное число и дает искомый результат. 37……….32 74……….16 148……….8 296……….4 592……….2 1184……….1 37 ∙ 32 = 1184 ∙ 1 = 1184
Новый способ умножения
Изучение общественного мнения
Сначала составила анкету и провела анкетирование с целью выбора наиболее понравившегося способа вычислений .
Изучение общественного мнения
Какой способ вам больше понравился?
- Китайский способ умножения
- Умножение на 9
- Индийский способ умножения.
- Умножение чисел методом «ревность».
- Крестьянский способ умножения
- Новый способ умножения.………………………
18 учеников выбрали китайский способ
7 учеников выбрали остальные способы вычислений
Изучение общественного мнения подтвердила мою гипотезу
Знание необычных способов вычислений важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц умножения или калькулятора
19 учеников согласны
6 учеников сомневаются
Вывод:
Применение необычных способов делает процесс вычисления рациональным, полезным и интересным.
.
Заключение
- При выполнении исследовательской работы мне понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой.
- Старинные и современные способы вычислений показывают, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки, созданной разумом человека, не обойтись
Спасибо
за внимание!
Литература
- Гейзер Г.И. История математики в школе, VII-VII классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982
- http://matsievsky. newmail. ru/sys-schi/file15.htm
- Кордемский Б.А. Математическая смекалка
- Математика. Справочник школьника.