СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые аспекты конструирования, анализа и самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые аспекты конструирования, анализа и  самоанализа  урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

 

Выступление на августовской секции заместителей директоров по УВР

Камбагирова Э.Б. – заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ СП Верхний Курп»

Просмотр содержимого документа
«Некоторые аспекты конструирования, анализа и самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Некоторые аспекты конструирования, анализа и самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО


Выступление на августовской секции заместителей директоров по УВР

Камбагирова Э.Б. – заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ СП Верхний Курп»

Если мы сегодня

будем учить детей как вчера,

мы украдём у них завтра.


Джон Дьюи, американский философ


Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно – деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий

открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Главной целью образования – развитие личности обучающихся.

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - мотивационно – целеполагающий

  • Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

  • К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  - Деятельностный

  • Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

  • Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

  • Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из неё только отдельные приёмы.

Важнейшей задачей каждого учителя нашей школы при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Каковы же требования ФГОС ООО к современному уроку?

Целеполагание – конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, определенная по времени

Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные);

Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные)

Мотивация

Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания


Практическая значимость знаний и способов деятельности

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

Отбор содержания.

Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю

Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.


Построение каждого этапа урока по схеме

Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия

Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий:

- характеристика задания;

- мотивационная часть

- содержание (условия, вопрос)

- инструкция по выполнению

- время выполнения

- образец или описание ответа

- критерии оценки

- методический комментарий

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока

Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Работа с различными источниками информации

Организация парной или групповой работы

Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе

Использование системы контроля и взаимоконтроля

Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности

рефлексия

Осознание себя в процессе деятельности

Качественная положительная оценка

Деятельности обучающихся Психологический комфорт и условия здоровьесбережения

Формирование положительной учебной мотивации

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников

Главная методическая цель достигается следующими путями:

  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Типология современного урока на основе системно-деятельностного подхода

  • Уроки «открытия» нового знания

  • Уроки отработки умений и рефлексии

  • Уроки общеметодологической направленности

  • Уроки развивающего контроля

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Анализ урока в соответствии с ФГОС

Очень важным и полезным в работе является анализ и самоанализ, т.к. это процесс формирования у учителя аналитической способности, развивает интерес, и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Видов анализа современного урока с учётом ФГОС предлагается достаточно, я не буду подробно останавливаться, перечислю лишь некоторые:

1.Краткий оценочный анализ.

2.Системный анализ

3.Полный анализ

4.Структурный (поэтапный) анализ

5.Структурно-временной анализ

6.Анализ воспитательной направленности урока.

7.Комбинированный анализ

8.Дидактический анализ

9.Психологический анализ

10.Комплексный анализ.

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения

            Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

 - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; 

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

 Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

 1. Характеристика класса:

 - межличностные отношения;

 - недостатки биологического и психического развития;

 - недостатки подготовленности класса.

 2. Место урока в изучаемой теме:

 - характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 4. Характеристика плана урока:

 - содержание учебного материала;

 - методы обучения;

 - приёмы обучения;

 - формы организации познавательной деятельности.

 5. Как был построен урок в соответствии с планом:

 - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

 6. Структурный аспект самоанализа урока:

 - анализ каждого элемента урока;

 - его вклад в достижение результата;

 - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 7. Функциональный аспект:

 - насколько структура урока соответствовала общей цели;

 - соответствие возможностям класса;

 - анализ стиля отношений учителя и учащихся;

 - влияние на конечный результат урока.

 8. Аспект оценки конечного результата урока:

 - формирование универсальных учебных действий на уроке;

 - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

 - причины разрыва;

 - выводы и самооценка.

 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

 I . Краткая общая характеристика класса

 1. Общая подготовленность класса:

 - умение детей работать в парах;

 - умение детей работать в малых группах;

 - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

 - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

 2. Общая характеристика общения.

 3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

 4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

 5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

 1. Реальность цели урока.

 2. Каким образом организовать работу на уроке?

 3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

 4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

 5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

 6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

 7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

 8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

 9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

 10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

 11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

 12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

 1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

 2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

 3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

 4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

 5. Была ли принята учебная задача учащимися?

 6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

 7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

 8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

 9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

 10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

 1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

 2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

 3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

 4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!