СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологический подход в коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нейропсихологический подход в коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход в коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация "Детский сад №2 "Ромашка" ст.Гиагинской"






«Нейропсихологический подход в коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста»





Подготовила:

педагог-психолог

МБДОО №2 «Ромашка»

Котлова Анастасия Андреевна









ст. Гиагинская

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нейропсихологической диагностики и коррекции весьма актуальна в нашем обществе. В своей работе мы сталкиваемся очень часто с детьми, нуждающимися в особом подходе. И здесь нам очень помогают знания из нейропсихологии, так как многие проблемы развития можно решить в дошкольном возрасте именно с помощью нейропсихологических методов. Но мы сталкиваемся не только с проблемами в развитии когнитивных процессов, но и с эмоциональными нарушениями, которые обусловлены особенностями психики ребенка или состоянием его здоровья.

Если нейропсихология когнитивных процессов и развития психических функций хорошо изучена и отлично себя зарекомендовала, то нейропсихология эмоций, а тем более детская нейропсихология эмоций, находится только в начале своего развития. Поэтому сегодня я предлагаю немного окунуться в данную тему, хочу поделиться своим опытом работы и приглашаю к обсуждению данной проблемы, поскольку в моей работе вопрос о коррекции эмоциональной сферы стоит очень и очень остро.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Нейропсихология эмоций исходит из того понятия, что эмоции являются также продуктом психической деятельности человека.

Отличительные признаки эмоций от познавательных психических процессов:

  • Эмоции полярны, то есть обладают положительным или отрицательным знаком, при чем к одному и тому е объекту человек может испытывать в один момент времени противоречивые эмоции (например, страх и любопытство).

  • Эмоции энергетически насыщены. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Эмоции могут повышать активность человека (радость, восторг), так и понижать (грусть, печаль).

  • Эмоции интегральны, целостны - то есть в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность. Эмоция мгновенно захватывает всего человек.

  • Эмоции не отделены от других психических процессов и всегда сопровождают их (мышление, ощущения и т.д.).

Положения нейропсихологического подхода к изучению эмоциональной сферы. Данный подход представляет собой распространение нейропсихологических принципов, разработанных для анализа когнитивных и двигательных процессов, на эмоциональные явления.

Эмоции - это функциональные системы. То есть, в головном мозге нет «центра» той или иной эмоции, а эмоциональное переживание обеспечивается множеством структур, размещенных в различных областях головного мозга (коре и подкорковых образованиях). То есть, поражение той или иной структуры, входящую в эмоциональную функциональную систему, приведет к нарушению определенного, именно этого, а не другого параметра эмоции.

Поражение определенного фактора (звена эмоциональной функциональной системы приводит) к целостному нарушению эмоциональной сферы, так называемому «эмоциональному синдрому».

Наличие уровневой организации эмоций (уровни частично осознаваемых эмоций и уровни неосознаваемых эмоциональных явлений). Так же различные исследователи включают базовые эмоции (гнев, радость, страх, печаль) и на основе их формируются высшие эмоции (многокопонентные комплексы высших эмоций объединяются в единую эмоционально-­личностную сферу).

Простые эмоции формируются в подкорковых структурах, а высшие - в корковых. В правом полушарии локализуются эмоциональные функциональные системы негативных эмоций, в левом - положительных эмоций.

Вопрос педагогам: Какие же структуры головного мозга участвуют в формировании эмоций?

Ответ - лимбическая система. Современная концепция эмоций отводит ей роль координатора различных систем мозга, участвующих в обеспечение эмоций, предполагая, что эта зона связана двусторонними связями и с подкорковыми структурами, и с различными областями коры больших полушарий.

Лимбическая система: круг пейпеса (гипоталамус, передние таламические ядра, мамилярные тела, поясная извилина и гиппокамп) - функция получать информацию от внутренних органов и мышц. В лимбической системе эта информация интерпретируется в «терминах эмоций» и преобразуется в результат на «языке органов», то есть в определенных типов висцериальных эффектов.

За качественно эмоциональную оценку какого то фактора отвечает ретикулярная формация и гипоталамус.

Наиболее характерны агрессивные и депрессивные состояния.

Эмоциональные нарушения, обусловленные поражениями диэнцефальных отделов мозга:

Связаны с поражением эндокринных нейрогуморальных механизмов, отмечается бессонница или повышенная сонливость, выраженная вегетативная патология, задет в основном фон настроения .

Эмоциональные синдромы, возникающие при поражениях стволовых структур мозга (чаще всего при травмах разной тяжести) проявляются в двух формах, которые связаны с поражением преимущественно либо каудальных (нижних) отделов ствола, либо оральных) верхних его отделов. По характеру изменения эмоционально-личностной сферы больные с поражением нижних отделов ствола чаще характеризуются признаками левополушарной эмоциональной патологии (снижением активности положительной и повышением активности отрицательной эмоциональной системы), а больные с поражением верхних отделов ствола обнаруживают «правополушарный» эмоциональный синдром (снижение активности отрицательной и повышение активности положительной эмоциональной системы).

В основном эмоциональные нарушения связаны с угнетением и перевозбуждением эмоционального фона (положительного (эйфория) или отрицательного (агрессивного), тревожно - фобического или депрессивного состояния), наличием аффективных реакций, уменьшением болевого порога чувствительности, уплощением эмоций (трудности в развитии высших эмоций), снижении критики к своим поступкам, нарушение системы межличностных отношений (например, субординации со взрослыми), нарушение распознавания эмоций у других (мимики, интонации, жесты), нарушение оценки своего эмоционального состояния.

Обратная связь. Обсуждение актуальности данной проблемы. Написание ответного слова.


Котлова Анастасия Андреевна, педагог-психолог


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!