Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация "Детский сад №2 "Ромашка" ст.Гиагинской"
«Нейропсихологический подход в коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОО №2 «Ромашка»
Котлова Анастасия Андреевна
ст. Гиагинская
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нейропсихологической диагностики и коррекции весьма актуальна в нашем обществе. В своей работе мы сталкиваемся очень часто с детьми, нуждающимися в особом подходе. И здесь нам очень помогают знания из нейропсихологии, так как многие проблемы развития можно решить в дошкольном возрасте именно с помощью нейропсихологических методов. Но мы сталкиваемся не только с проблемами в развитии когнитивных процессов, но и с эмоциональными нарушениями, которые обусловлены особенностями психики ребенка или состоянием его здоровья.
Если нейропсихология когнитивных процессов и развития психических функций хорошо изучена и отлично себя зарекомендовала, то нейропсихология эмоций, а тем более детская нейропсихология эмоций, находится только в начале своего развития. Поэтому сегодня я предлагаю немного окунуться в данную тему, хочу поделиться своим опытом работы и приглашаю к обсуждению данной проблемы, поскольку в моей работе вопрос о коррекции эмоциональной сферы стоит очень и очень остро.
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
Нейропсихология эмоций исходит из того понятия, что эмоции являются также продуктом психической деятельности человека.
Отличительные признаки эмоций от познавательных психических процессов:
Эмоции полярны, то есть обладают положительным или отрицательным знаком, при чем к одному и тому е объекту человек может испытывать в один момент времени противоречивые эмоции (например, страх и любопытство).
Эмоции энергетически насыщены. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Эмоции могут повышать активность человека (радость, восторг), так и понижать (грусть, печаль).
Эмоции интегральны, целостны - то есть в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность. Эмоция мгновенно захватывает всего человек.
Эмоции не отделены от других психических процессов и всегда сопровождают их (мышление, ощущения и т.д.).
Положения нейропсихологического подхода к изучению эмоциональной сферы. Данный подход представляет собой распространение нейропсихологических принципов, разработанных для анализа когнитивных и двигательных процессов, на эмоциональные явления.
Эмоции - это функциональные системы. То есть, в головном мозге нет «центра» той или иной эмоции, а эмоциональное переживание обеспечивается множеством структур, размещенных в различных областях головного мозга (коре и подкорковых образованиях). То есть, поражение той или иной структуры, входящую в эмоциональную функциональную систему, приведет к нарушению определенного, именно этого, а не другого параметра эмоции.
Поражение определенного фактора (звена эмоциональной функциональной системы приводит) к целостному нарушению эмоциональной сферы, так называемому «эмоциональному синдрому».
Наличие уровневой организации эмоций (уровни частично осознаваемых эмоций и уровни неосознаваемых эмоциональных явлений). Так же различные исследователи включают базовые эмоции (гнев, радость, страх, печаль) и на основе их формируются высшие эмоции (многокопонентные комплексы высших эмоций объединяются в единую эмоционально-личностную сферу).
Простые эмоции формируются в подкорковых структурах, а высшие - в корковых. В правом полушарии локализуются эмоциональные функциональные системы негативных эмоций, в левом - положительных эмоций.
Вопрос педагогам: Какие же структуры головного мозга участвуют в формировании эмоций?
Ответ - лимбическая система. Современная концепция эмоций отводит ей роль координатора различных систем мозга, участвующих в обеспечение эмоций, предполагая, что эта зона связана двусторонними связями и с подкорковыми структурами, и с различными областями коры больших полушарий.
Лимбическая система: круг пейпеса (гипоталамус, передние таламические ядра, мамилярные тела, поясная извилина и гиппокамп) - функция получать информацию от внутренних органов и мышц. В лимбической системе эта информация интерпретируется в «терминах эмоций» и преобразуется в результат на «языке органов», то есть в определенных типов висцериальных эффектов.
За качественно эмоциональную оценку какого то фактора отвечает ретикулярная формация и гипоталамус.
Наиболее характерны агрессивные и депрессивные состояния.
Эмоциональные нарушения, обусловленные поражениями диэнцефальных отделов мозга:
Связаны с поражением эндокринных нейрогуморальных механизмов, отмечается бессонница или повышенная сонливость, выраженная вегетативная патология, задет в основном фон настроения .
Эмоциональные синдромы, возникающие при поражениях стволовых структур мозга (чаще всего при травмах разной тяжести) проявляются в двух формах, которые связаны с поражением преимущественно либо каудальных (нижних) отделов ствола, либо оральных) верхних его отделов. По характеру изменения эмоционально-личностной сферы больные с поражением нижних отделов ствола чаще характеризуются признаками левополушарной эмоциональной патологии (снижением активности положительной и повышением активности отрицательной эмоциональной системы), а больные с поражением верхних отделов ствола обнаруживают «правополушарный» эмоциональный синдром (снижение активности отрицательной и повышение активности положительной эмоциональной системы).
В основном эмоциональные нарушения связаны с угнетением и перевозбуждением эмоционального фона (положительного (эйфория) или отрицательного (агрессивного), тревожно - фобического или депрессивного состояния), наличием аффективных реакций, уменьшением болевого порога чувствительности, уплощением эмоций (трудности в развитии высших эмоций), снижении критики к своим поступкам, нарушение системы межличностных отношений (например, субординации со взрослыми), нарушение распознавания эмоций у других (мимики, интонации, жесты), нарушение оценки своего эмоционального состояния.
Обратная связь. Обсуждение актуальности данной проблемы. Написание ответного слова.
Котлова Анастасия Андреевна, педагог-психолог