Итоговая аттестационная работа по предметной области «Русский язык и литература»
Чупраковой Марины Алексеевны
Задание 1.
1. Тема учебного исследования по русскому языку и литературе: «Недаром помнит вся Россия…» (внутришкольное мероприятие, посвященное 200-летию со Дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова) – творческий коллективный проект.
Цель исследования: разработать сценарий внутришкольного мероприятия с целью привлечения внимания к значимому культурному событию, 200-летнему юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова и творчеству великого русского поэта.
Задачи: 1.Иизучить факты биографии поэта М.Ю.Лермонтова.
2. Проанализировать стихотворения «Смерть поэта», «Парус», «Казачья
колыбельная», «Нищий», «Молитва», «Родина» и другие.
3. Обосновать тезис: М.Ю. Лермонтов – всесторонне одаренная личность, оставившая свой яркий, неизгладимый след в русской литературе, культуре.
4. Привлечь внимание подрастающего поколения, учащихся школы, к проблеме изучения творчества М.Ю.Лермонтова.
5. Развивать творческие особенности детей, навыки исследовательской деятельности, умения работать с текстом, перерабатывать информацию, систематизировать, обобщать, составлять сценарий мероприятия.
6. Презентовать собранный материал по теме на мероприятии, посвященном 200-летию со Дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
4. Проект рассчитан на 2 недели.
5. Участники проекта – учащиеся школы 9-11 классов.
6. Продукт проектной деятельности – сценарий праздника, посвященного 200-летию со Дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, с ролевой игрой, компьютерной презентацией о жизни и творчестве поэта; разучивание и исполнение детьми романсов на стихи М.Ю.Лермонтова, выразительным чтением стихотворений.
Задание 2.
Гипотеза исследования – современное звучание творчества М.Ю.Лермонтова обусловливается своеобразием его творчества, спецификой художественной картины мира, характерными чертами лермонтовского лирического героя (мятежность, обреченность, одиночество, фатализм) и особенностями его «вечной» проблематики творчества.
Проблемный вопрос: есть место в нашем современном мире компьютерных программ, цифровых технологий, научно-технического прогресса лирическому слову гениального русского поэта 19 века М.Ю. Лермонтова?
Эта гипотеза является проверяемой (это можно проверить с помощью интервью и в ходе беседы после мероприятия, оценив эмоциональное состояние детей, которые участвовали в этом проекте и презентовали его.
Требования к гипотезе: 1. Гипотеза должна содержать предположения.
2. Гипотеза должна быть проверяемой.
3. Гипотеза должна быть логически непротиворечивой.
4. Гипотеза должна быть реально опровергаемой или
доказуемой.
Задание 3.
По предметной области «Русский язык и литература» наиболее применимы для учебных исследований следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ литературы.
Анализ понятийно-терминологической системы по русскому языку и литературе.
Эмпирические методы: Методы сбора и накопления данных (наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, интервью и др.)
Методы оценивания (самооценка, рейтинг).
Методы внедрения результатов исследования в практику.
Наблюдение помогает классифицировать факты, делать выводы и обобщения.
Беседа помогает выявить мнение, отношение к фактам и явлениям.
Сравнение применяется в экспериментальной работе и помогает устанавливать сходства и различия между понятиями, их признаками.
Наглядные методы помогают наблюдать за языковыми явлениями. Этот метод используется, когда учащиеся работают над проектами по теме, связанной с выявлением признаков языковых и литературоведческих явлений, слов и т.д.
Практические методы – эксперименты будят поисковую активность детей.
Словесные методы. Источником знаний является устное и печатное слово: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия. Формулирует логическое мышление.
Задание 4 .
Новизна проекта заключается в установлении взаимодействия детей, межпредметных связей: русского языка, литературы, истории музыки, информатики. Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь осознать подросткам, учащимся школы, осознать ценность чтения и изучения произведений М.Ю.Лермонтова. Новизна проекта заключается в актуальности темы.
Задание 5.
Ход работы над проектом:
Что необходимо сделать | С кем | К какому сроку |
Изучить словарь языка поэта. Сделать языковедческий анализ стихотворений. | «лингвисты» | Консультация 1 ноября. |
Подобрать стихотворения поэта, наиболее ярко отражающие талант М.Лермонтова. Выучить наизусть. | «литературоведы» | Консультация 2 ноября. |
Изучить эпоху, главные исторические события в период жизни М.Лермонтова. Выделить необходимые события. Использовать литературу: | «историки» | Консультация 5 ноября. |
Подобрать и разучить романсы, написанные на стихи поэта. | «искусствоведы» | Консультация 5 ноября. |
Подготовить инсценировку «Последний вечер М.Лермонтова в Петербурге у Карамзиных», «Бал-маскарад». | «театралы» | Консультация 6 ноября |
Подготовить материалы для оформления актового зала, выполнить презентацию по теме. | «дизайнеры» | Консультация 7 ноября. |
Провести интервью учащихся и учителей школы по вопросам: Есть ли место поэтическому слову М.Лермонтова в современной жизни, в твоей (вашей) жизни? Какие строки М.Лермонтова вы помните? | «журналисты» | Консультация 1 ноября. |