СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Не вспоминать, а помнить!» Литературно- музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы на Курской дуге

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Большое внимание этому направлению уделяется и в нашей гимназии. С целью формирования у учащихся любви к своей Родине, постоянной  готовность к её защите, необходимости возрождения патриотического воспитания  разработан авторский сценарий литературно- музыкальной композиции «Не вспоминать, а помнить!», посвященный 70- летию Победы в Курской битве.

Просмотр содержимого документа
««Не вспоминать, а помнить!» Литературно- музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы на Курской дуге»




«Сценарий массового мероприятия»




«Не вспоминать, а помнить!»

Литературно- музыкальная композиция































СТАРЫЙ ОСКОЛ




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Большое внимание этому направлению уделяется и в нашей гимназии. С целью формирования у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовность к её защите, необходимости возрождения патриотического воспитания разработан авторский сценарий литературно- музыкальной композиции «Не вспоминать, а помнить!», посвященный 70- летию Победы в Курской битве.

Предназначение и цель мероприятия:

Данная тема актуальна всегда, а не только в годы юбилеев.

Проведение литературно- музыкальной композиции, посвященной 70 - летию Победы в Курской битве, поможет:

  • проверить, укрепить и углубить знания детей о Курской битве

  • дать возможность учащимся проявить творческую активность

  • заинтересовать школьников в изучении дополнительных литературных и исторических источников, посвящённых данной теме

  • воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны,

  • формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма

Воспитательные задачи:

  • воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству

  • формирование патриотических чувств, гражданской позиции, понимания прав и свобод личности на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа

  • формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям

  • формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга

Сценарий литературно – музыкальной композиции адресован классным руководителям 5-11 классов, организаторам внеклассной работы, педагогам дополнительного образования.

Оборудование и реквизит:

1. Выставка книг и плакатов, посвящённых Курскому сражению

2. Историческая карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.»

 3. Хронометр

 4. Компьютерная аппаратура, проекционное оборудование с материалами, посвящёнными Великой Отечественной войне и Курской битве, аудиозаписи песен военных лет

5. Декорации для оформления сцены

6. Музыкальная аппаратура и микрофоны

Действующие лица:

Ведущий - 1

Чтецы - 6

Вокальный ансамбль «Мечта»

Хореографический коллектив народного танца «Радуга»
























ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ


Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


А. Твардовский


Звучит музыка Вагнера «Шелест леса» ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Чтецы

1.Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил…

2.Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…

3.Тем, кто канул в фашистском плену…

4.Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…

5.Тем, кто одержал победу в битве под Прохоровкой

6.Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил

Все: ПОСВЯЩАЕТСЯ

(Вокальная группа исполняет

1 – й куплет песни М. Ножкина «Последний бой»)


Мы так давно, мы так давно не отдыхали,

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол- Европы по - пластунски пропахали,

И завтра, завтра, наконец, последний бой

Припев: ещё немного, еще чуть-чуть.

Последний бой- он трудный самый.

А я в Россия, домой хочу,

Я так дано не видел маму!

А я в Россия, домой хочу,

Я так дано не видел маму!


Чтец:

Весна 1941года. Она начиналась экзаменом школьным

Тревогой неясной и дорогой.

Манила на волю мечом волейбольным,

Игрою реки, тополиной пургою.

И вдруг…

(исполняется инсценировка песни Б.Окуджавы «До свидания мальчики!»)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите, и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.


Чтец:

Сквозь кровь и пот,

Через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ,

Через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шёл, Россия,

Твой солдат!

На экране слайды ПРИЛОЖЕНИЕ 2






Ведущий:

Бородино! Поле Куликово! Прохоровское поле!

Ратные поля нашей Родины! Объединенные едиными целями, единой волей люди, сражавшиеся на этих полях, совершали подвиги, равных которым не знала история человечества.

На небольшом пространстве в районе Прохоровки встретились около 1200 танков. Дотемна на поле стоял гул моторов и лязг металла. Горели сотни танков, небо почернело от дыма и пыли.

Но враг не прошёл!

(Видеофрагмент «Великое танковое сражение) ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Чтец 1

Прикрыв глаза, стону от боли

И на колени становлюсь.

Вот тут, на Прохоровском поле,

Своих врагов громила Русь

И оживает всё, что было:

Взрыв мин и грохот канонад.

Чтец 2

Я вижу, как в окоп – могилу

Ложится целый взвод солдат.

Пот на кровавых гимнастерках,

Наград печальный перезвон,

И на губах застывших корка,

И шелест плачущих знамён…

Кто ж подвиг твой, солдат России,

Теперь пытается забыть?


Чтец 3 читает стихотворение А. Бражникова «Прохоровское поле»

Стою на Прохоровском поле,

А в небе звон колоколов.

Он в сердце отдается болью

За наших дедов и отцов.

Они здесь в страшной

Смертной схватке

С врагом сошлись

Стена к стене.

Нет, не была победа сладкой,
Железо плавилось в огне.

Горело все: земля и небо,

Страшнее было, чем в аду.

В крови лежат колосья хлеба,

И обгоревшие в бреду.

Стальных чудовищ рев и грохот,
Горящих самолетов дым,
И умирающего шепот,

Сестра, склонившаяся над ним.

Все это было, было, было

Огонь, и кровь, и человек,

Нет, наша память не забыла,

Вписала все в 20 век.

Вписала золотом и кровью,

читаю с гордостью и болью

Легенду дедов и отцов.

(на экране хроника времен Великой Отечественной войны

из презентации «Правда о войне) ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Чтец 1

Кто знал тогда какую вражью силу

Переломает русская земля?

Что третьим полем назовут России

Наши Белгородские поля

Чтец 2

Поле Прохоровское — знак судьбы,

Символ воли, народа история

Поле славы, надежды, борьбы

И растет на нем смена достойная

Чтец3:

В который раз листаем мы

Войны жесткие страницы

И видим сквозь огонь и дым

Солдат простых родные лица.

(Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны, участнику Курской битвы Бурцеву Н.М)

Чтец 4

Спасибо Вам, ветераны,

Солдаты минувшей войны.

За Ваши тяжелые раны,

За Ваши тревожные сны.

За то, что Отчизну спасли Вы,

Сыновнему долгу верны,

Спасибо, родные, спасибо

От тех, кто не знает войны!

(Ветерану вручаются цветы и сувенир)

Чтец5:

И победившим той весной

Пусть птицы звонкие поют,

Деревья им шумят листвой

Для них цветы в лугах цветут

Чтец1 читает стихотворение Юрия Шмелёва «ПАМЯТЬ»


Это память о городе нашего детства

И о тех, кто в боях на Дуге Огневой,

Отдал жизнь за него и потомкам в наследство

Отстоял этот город под Белой горой.

Здесь в жестоких сраженьях в году 43-м

Бились насмерть солдаты Российской Земли,

Чтобы Родина наша стояла столетья,

Чтобы хлебные нивы под солнцем цвели.

Чтобы в чистое небо взлетали ракеты,

Чтобы песни звенели и радовал труд,

Чтобы помнили люди на мирной планете

Нашей Родины Первый Победный Салют!

(Исполняется танец «Березки»)

Чтец1:

Идет вперед за годом год,

Былое в памяти встает.

И по курганам в тишине

Легенды ходят о войне.

Чтец2

Они идут, они живут,

Людей к содружеству зовут,

Чтоб никогда пожар войны

Не тронул мирной тишины.

Чтец3

Кто ж подвиг твой, солдат России,

Теперь пытается забыть?

Ведь это Пётр, Иван, Василий

Погибли, дав нам право жить!

Их надо помнить нам с любовью,

Всех, кто отвёл от нас беду.

Поэтому к их изголовью

Я не цветы- стихи кладу.

Чтец 4:

Неугасима память поколений,

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

Ведущий:

Вечная слава павшим в борьбе за свободу и независимость Родины!

В память о погибших в годы Второй мировой войны, о погибших на

Курской дуге объявляется минута молчания

(Минута молчания. Удары метронома) ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Ведущий:

« Идут годы, сменяются десятилетия, и много из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу — подвигу народа в Отечественной войне — суждено навсегда остаться в Истории.

(звучит песня В.Высоцкого «Песня о новом времени»)

Наше, время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!

И в погоню за ним мы летим, убегающим, вслед.

Только вот, в этой скачке теряем мы лучших товарищей,

На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.

И еще будем долго огни принимать за пожары мы,

Будет долго казаться зловещим нам скрип сапогов.

Про войну будут детские игры с названьями старыми,

И людей будем долго делить на своих и врагов.

Но когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут под нами скакать,

И когда наши девушки сменят шинели на платьица,

Не забыть бы тогда, не простить бы и не прозевать!


(На фоне кадров хроники Великой Отечественной войны:

видео «Великое танковое сражение под Прохоровкой. Курская Дуга».)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Ведущий: Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!



Библиографический список литературы

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Юрий Воронов


  1. Алексеев, М.Н. Солдаты [Текст]: Роман / М.Н.Алексеев – М.: Воениздат, 1983. – 624с.

Первая книга романа рассказывает о жестких боях на Курской дуге, под Белгородом и Харьковом.

  1. Алексеев, С.П. Сто рассказов о войне [Текст]:рассказы / С.Алексеев- М.: Молодая гвардия,1984.-223с.

Курская битва шла не только на земле, но и на воздухе. Здесь, в небе над Курском, разгорелись воздушные бои. Бой летчика Горовца был уникальным, неповторимым. Погиб лейтенант Горовец. А подвиг живет. И рассказы о нем ходят как быль, как сказка.

  1. Алексеев, С.П.Богатырские фамилии [Текст]:рассказы из истории Великой Отечественной войны / С.П. Алексеев-М.: Дет.лит., 1986.- 208с.

Рассказы о великом сражении на Курской дуге.

  1. Ананьев А.А. Танки идут ромбом: роман / А. А. Ананьев.- М.:  Художественная литература, 1985.- 159с. 

Роман повествует о трех днях исторической битвы на Курской дуге, участником которой был автор. Книга написана с большой художественной силой, психологической точностью, подкупает суровой правдой характеров и обстоятельств. Все это создает неповторимую атмосферу реальной жизни на войне.

  1. Великий подвиг[Текст]: вспоминают ветераны.- М.:АТ и СО, 2000.-287с.

  2. Венок славы. Т.5, М., 1988.

  3. Воинов, А. Ватутин [Текст]: повесть, рассказы /А. Воинов – М.: Воениздат, 1982.-365с.

Пусть свято помнит Белгородский край

Огонь сражений тех военных буден,

Как сельский паренек

Нам Родину сберег –

Бесстрашный командир Ватутин.

  1. Гудериан Г.[Текст]: Воспоминания солдата.- Ростов н/Д., 1998.- 544с.

  2. Кондратенко, В.А. Полюшко-поле Курская дуга: романы / В.А.  Кондратенко. — Киев: Днiпро, 1991. — 683, [6] с. 

Писатель воссоздает величайшую в истории битву, явившую миру невиданный героизм советских солдат и офицеров; это крупное произведение о наступлении Советской Армии летом 1943 года. Герои романа – своеобразные, неповторимые индивидуальности, сыновья разных народов, но всех их объединяет благородное чувство патриотизма, интернационализма. Автор, знаток фронтовой жизни, драматично описывает батальные сцены великого сражения, со страниц романа веет на нас обжигающим огнем военного времени. В. Кондратенко сумел художественно убедительно нарисовать яркую картину драматических событий под Курском, изобразив живые образы солдат, офицеров, генералов.  Писатель по праву называл свою книгу «выстраданной на войне», ибо черпал материал непосредственно в боях.

  1. Кочетков А. Не дает покоя память фронтовая[Текст]: Журналисты на войне// Красная звезда.- 1995.-22апр.- С.3

  2. Навечно в памяти народной [Текст].- М.: Мол. Гвардия, 1968.-1976.:ил.

  3. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской // Классный руководитель.- 2004.- № 8.

  4. Подвиг бессмертен [Текст]: Последние свидетельства. 1941-1945.- М.:? Лит. Россия, 2000.- 295с.

  5. Подвиг народа [Текст]: Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945гг./Сост. И общ. Ред. В.А.Голикова.- Политиздат, 1080.- 318с.:ил.

  6. Полевой, Б.Н. Повесть о настоящем человеке/ Борис Полевой.- М.: Советская Россия, 1981.- 282, [2] с.- (Подвиг). 

В четвертой части повести перед глазами читателей предстает сражение на Курской дуге.

  1. Овчинникова Л. Болит душа, дорогие,-как будете жить без меня?..//Комс. Правда.- 1991.- 9 мая

  2. Сидоровский Л. И только потому мы победили…[Текст]: Очерки.- Л. : Сов. Композитор, 1985.- 96с.: ил.



  1. Чудакова, В.В. Чижик птичка с характером[Текст]:повесть/ В.В. Чудакова – Л.: Лениздат,1980.- 543с.

Повесть рассказывает о простой девушке – воине, принимавшей участие во многих боях Великой Отечественной войны, в том числе и в Курской битве.





Приложения:



  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1: музыка Вагнера «Шелест леса»



  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2: «Три поля русской славы» (презентация)



  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Видеофрагмент «Великое танковое сражение



  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 4: презентация «Правда о войне»



  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Удары метронома (МР3)



  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 6: Видеофрагмент «Великое танковое сражение под Прохоровкой. Курская Дуга».





























Рецензия

на авторский сценарий, посвященный 70-летию Победы в Курской битве «Не вспоминать, а помнить!», учителей русского языка, музыки и заведующей библиотеки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №18» г. Старый Оскол Белгородской области Жидовкиной Ирины Николаевны, Гребенщиковой Веры Афанасьевны, Чирковой Любови Ивановны.



Данная работа представляет собой литературно-музыкальную гостиную для классных руководителей 5-11 классов. Особой ценностью является использование в сценарии краеведческого и авторского материала.

Мероприятие направлено на духовно-нравственное воспитание гимназистов - хранителей традиций своего Отечества, повышение интереса детей к истории и культурному наследию своей страны, формированию чувства патриотизма.

Уместно использованы принципы и методы по организации данной композиции: предварительный эмоциональный настрой гимназистов, концентрическое изучение художественного и музыкального материала, активизация процесса слушания, историческое изучение материала.

Пробуждение в гимназистах внутреннего сопереживания, организация музыкального действенного восприятия, тактичная поддержка эстетических впечатлений - все это даёт возможность творческим коллективам донести до слушателя художественное представление. Приглашение ветеранов, детей войны позволяет ребятам встретиться с людьми, которые помнят о войне не понаслышке.

Данное мероприятие может использоваться в общеобразовательных учреждениях, домах творчества.





Заслуженный работник культуры РФ Н.Г. Лесникова





20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!