СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нярн шинж" - калмыцкая игра. Обучение игре. Пошаговая инструкция" - проект моей ученицы Босхаевой Дианы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные игры - составная часть национальной культуры калмыков, развивают творческое начало, аналитическое мышление и логику.

Просмотр содержимого документа
«"Нярн шинж" - калмыцкая игра. Обучение игре. Пошаговая инструкция" - проект моей ученицы Босхаевой Дианы»

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Региональный этап всероссийского конкурса «Моя малая родина:

природа, культура, этнос - 2017»

Номинация «Традиционная культура»



Тема работы:

«Калмыцкая игра-головоломка « Нярн шинҗ».

Обучение игре. Пошаговая инструкция»

Подготовила:

Босхаева Диана Олеговна

Учащаяся 9 класса

ЧОУ «Современный гуманитарный лицей»

358014, г. Элиста, ул. Хрущева, 21 «а»

Руководитель:

Даваева Галина Лиджиевна

Учитель калмыцкого языка

ЧОУ «Современный гуманитарный лицей»

358014, г. Элиста, ул. Хрущева, 21 «а»

телефон 8937 466 3368

[email protected]









г. Элиста, 2017 год

Содержание



І. Введение____________________________________________________1стр.
ІІ. Основная часть______________________________________________3стр.
1.Калмыцкие национальные игры_________________________________3стр.
2. Калмыцкое народное творчество. История создания калмыцкой народной игры «Нярн шинҗ»_____________________________________________4стр.
3.Демонстрация игры. Правила игры______________________________4стр.
4.Практические занятия №1 - №11. Обучение игре-головоломке «Нярн шинж» - «12 (8) роговых колец»__________________________________6стр. Заключение. Значение игры в жизни наших предков и в жизни наших современников_________________________________________________7стр.
Литература____________________________________________________8стр.























Введение

Тема проекта «Калмыцкая игра-головоломка «Нярн шинҗ». Обучение игре. Пошаговая инструкция».

Вид проекта – практический

Актуальность проекта заключается в возрождении непрерывности процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение, так как в наше время утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учебе и живому родному слову.

Цель: сохранение и воспроизведение явлений нематериальной культуры, отражающие взаимоотношения этноса с природным окружением.

Задачи:

- привлечь внимание детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины;

- воспитывать интерес и любовь к устному творчеству калмыцкого народа;
- формировать восприятие мира прекрасного, стремление жить и трудиться по законам красоты;

- закладывать в них образные художественные представления, развивать творческое начало, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение;

-формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

- развивать реакцию и воображение, внимательность и наблюдательность, аналитическое мышление и логику, координацию движений и моторику рук.

Практическая значимость проекта заключается в её специфичности: проблему воспитательного значения народного творчества можно решать через простые и доступные, интересные и умные средства приобщения детей и взрослых к культуре своего народа – это национальные игры.

Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей влияния народного творчества на школьников посредством использования калмыцких национальных игр как одного из средств развития творческих способностей и патриотического воспитания.

Этапы работы над проектом:

-первый этап - "Выбор темы проекта". Я выбрала эту тему, так как современное общество, принимая чужую нам культуру, порой самой низкой пробы, не замечает, как теряются наши национальные традиции, обычаи, народные промыслы и ремёсла; рвутся те ниточки, которые связывают поколение с поколением. Стихийная, неорганизованная среда оказывает негативное влияние на развитие личности и, как результат – отсутствие интереса к учебе, как способу самореализации.

Молодые люди, а порой и взрослые зачастую не знают свой родной язык, культуру, не владеют мастерством народных умельцев. Многие не знают, что им делать, чем заняться. В этом им поможет обращение к истокам народного творчества.

-второй этап - "Сбор информации". Для работы над проектом я пользовалась такими литературными источниками:

1. «Цецн бумб» К.Э. Эрендженов. Элиста 1980 г стр. 36-48
2.«Золотой родник» К.Э. Эрендженов. Элиста 1980 г.
3.Декоративное искусство монголов. Г. Хухото, Внутренняя Монголия КНР.
4.Калмыцкие национальные игры. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп. – Элиста,1985.
5.Рассказы и воспоминания старожилов, знания и умения учителей школы.
6. Интернет-ресурсы.

- третий этап - "Обдумывание плана работы над проектом"

- четвертый этап - "Реализация проекта". На этом этапе - план работы реализации проекта:

ІІ. Основная часть.

1.Теоретическое занятие №1. Калмыцкие национальные игры.

Жизнь наших предков, кочевников-скотоводов проходила в каждодневном общении с природой. Калмыцкий фольклор ярко отображает народное понимание гармонии между человеком и природой. Ведь все праздничные мероприятия, гуляния, всевозможные состязания проводились на лоне природы. И народные игры – не исключение, являясь составной частью национальной культуры калмыков, были средством, способствующим развитию смелости, силы, ловкости и выносливости. В этом им помогала природа. Дети в своих играх имитировали трудовые процессы взрослых, повадки домашних и диких животных. Широкая степь, свежий воздух сопровождали наших предков всю жизнь. Красота природы, целесообразность и гармоничность ее явлений наполняли людей добротой, гуманизмом, своеобразным лиризмом души. Взаимоотношения калмыцкого народа с окружающей природой в его традициях, обрядах, песнях, танцах и играх – является великим, мощным фактором народного воспитания. Жизнь наших предков была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса и степи были полны птицами и зверьми. Пастьба животных, охота и другие промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли род сыт, и жить в достатке, или людям придется голодать.

Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях, праздниках у народов, живших в те далекие времена.

Игра – компонент народной педагогики. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Народные игры формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа, создают эмоционально положительную основу для развития чувства любви к Родине. Возрождение национального самосознания невозможно без возвращения к национальным истокам. На наш взгляд, калмыцкие игры могут и должны стать базой для решения воспитательных, развивающих, оздоровительных задач. В народных калмыцких играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Каждая игра – это занятие, которое должно приносить пользу и радость самим играющим. Новая игра становится источником новых действий, новых познаний, что и доставляет детям удовольствие.

2.Теоретическое занятие №2. Калмыцкое народное творчество. История создания калмыцкой народной игры «Нярн шинҗ».

Народное творчество следует рассматривать как широкое явление, потому что оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохраняя многие изначальные черты, оно находится в постоянном развитии и обновлении, является как бы зеркалом своего времени.

Народное творчество, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. И одной из видов народного творчества является калмыцкая игра-головоломка «Нярн шинҗ», сделанная из природных материалов. Неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, наблюдая за природой, придумывали не только пословицы и поговорки, но и различные шутки и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, зимние вечера, избавиться от скуки. Велика роль природы в жизни человека, она вдохновляла талантливых людей на создание различных видов народного творчества. Пример тому, человек, который придумал игру-головоломку Нярн шинҗ». В году двенадцать месяцев, их количество надо использовать, решил он. Нужный материал из окружающей среды: в этом помогала сама природа и животные, с которыми наши предки были тесно связаны. Из коровьих рог вырезались кольца, для основы использовалось дерево – осина или береза. Теперь эти кольца необходимо укрепить на деревянном бруске. Сделал ровный гладкий брусок длиною около 40 сантиметров, шириною 3 сантиметра и толщиною 2 сантиметра. Просверлил 12 отверстий на одинаковом расстоянии друг от друга и соединил тесемками из кожи: не высохнут, не порвутся – заключил мастер.

Мастер изготовил деревянную планку длиною также примерно 40 сантиметров, с выемкой посередине. Эта планка должна двигаться между кольцами с таким расчетом, чтобы узлы, закрепляющие каждое кольцо, выходили в выем планки.

Суть головоломки заключалась в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий. Так простой калмык придумал сложную головоломку «Двенадцать роговых колец» и назвал ее «Мудрым решением» или «Тонким соображением».

3.Теоретическое занятие №3.

А). Демонстрация игры. Показательные выступления Босхаевой Дианы, ученицы 9 класса ЧОУ «Современный гуманитарный лицей».

Демонстрация игры двух игроков «Кто быстрее?»

Демонстрация игры двух игроков «Кто быстрее?» - учащиеся 9 класса ЧОУ «Современный гуманитарный лицей» - Андрюшкеев Адьян и Эрдниев Темирлан.






Демонстрация игры в команде игроков на время – учащиеся 9 класса Мудаева Алина, Андрюшкеев Адьян и Эрдниев Темирлан, наблюдает за игрой Уланкиев Дмитрий.

Б). Объяснение правил игры.

Современная игра «Нярн шинҗ» сделана из легкого дерева, пластиковых колец, проволоки и кожаных лент.

Чтобы освободить от узла одно кольцо потребуется 144 оборота. Для того, чтобы вынуть планку («смычок»), в общей сложности надо провернуть 512 раз! Внимательность, наблюдательность помогут сделать первые шаги. Одна ошибка – все начинать снова. В старину в нее играли и взрослые и дети. На деревянной планке закрепляются восемь или двенадцать колец. Задача игрока продеть через них узел с двойной основой и освободить планку. Казалось бы, нехитрая задача, но для того, чтобы добиться конечного результата, нужна не только сноровка.

4.Практическое занятие №1. Пошаговая инструкция: Берем первое и второе кольца снизу двумя пальцами в вертикальном положении и ставим их горизонтально (пластом) на планку и продвигаем « смычок» (планку), два кольца вдеты на «смычок». Чтобы вдеть третье кольцо, нужно первое кольцо скинуть со «смычка», ребром снизу вдеть осторожно третье кольцо, продвинуть «смычок» вперед и вернуть первое кольцо на место. Здесь надо использовать четность и нечетность в теории чисел: снимается первое кольцо, вдевается третье кольцо.

5. Практическое занятие №2. Пошаговая инструкция: Продолжаем использовать четность и нечетность в теории чисел: снимаются первые два кольца, вдевается четвертое кольцо. Чтобы вдеть пятое кольцо, нужно снять первое кольцо, скинуть третье, снять первые два кольца, вдеть пятое. Чтобы вдеть шестое кольцо, нужно скинуть два первых кольца, скинуть четвертое, два первых кольца поставить на место, скинуть первое и третье кольца, вернуть на место первое кольцо, скинуть оба кольца вместе и вдеть шестое кольцо. Все предыдущие операции повторить заново и можете похвастаться вдетыми шестью кольцами. Постоянно используем четность и нечетность в теории чисел.

6. Практическое занятие №3: тренировочные упражнения. Повторяем практическое занятие №1.

7.Практическое занятие №4: тренировочные упражнения. Повторяем практическое занятие №2.

8.Практическое занятие №5: повторяя практические занятия №1, №2, вдеваем седьмое кольцо, затем восьмое кольцо, не забывая, что кольца снимаются и вдеваются на место, постоянно повторяя одни и те же операции много раз, то есть 144 раза! В общей сложности – 512 раз!

9.Практическое занятие №6: тренировочные упражнения. Повторяем практическое занятие №5.
10.Практическое занятие №7: Теперь надо эти кольца снять. Для этого надо снять восьмое кольцо, но это не так просто. Чтобы снять восьмое кольцо, нужно снять шесть колец поочередно, седьмое кольцо остается, как страховочное, если по ошибке снимите седьмое кольцо, восьмое - никогда не снимется. Снимаем первую пару колец вместе, скидываем – четвертое, снимаем – первое, скидываем третье кольцо, но при этом снятые кольца возвращаются на место, то есть, сняв восьмое кольцо, нужно все остальные –вдеть обратно, далее все повторяется, см. практическое занятие №1.
11.Практическое занятие №8: Чтобы снять седьмое кольцо, нужно снять пять колец, не забывайте теорию чисел. См. практические занятия №7, №1.
12.Практическое занятие №9: Чтобы снять остальные кольца, см. занятия №7, №1.
13.Практическое занятие №10: Тренировочные упражнения. Все сначала и много раз! Пошаговая инструкция: Берем первое и второе кольца снизу двумя пальцами в вертикальном положении и ставим их горизонтально (пластом) на планку и продвигаем « смычок» (планку), два кольца вдеты на «смычок». Чтобы вдеть третье кольцо, нужно первое кольцо скинуть со «смычка», ребром снизу вдеть осторожно третье кольцо, продвинуть «смычок» вперед и вернуть первое кольцо на место. Здесь надо использовать четность и нечетность в теории чисел: снимается первое кольцо, вдевается третье кольцо.
Практическое занятие №11.Тренировочные упражнения. Пошаговая инструкция: Продолжаем использовать четность и нечетность в теории чисел: снимаются первые два кольца, вдевается четвертое кольцо. Чтобы вдеть пятое кольцо, нужно снять первое кольцо, скинуть третье, снять первые два кольца, вдеть пятое. Чтобы вдеть шестое кольцо, нужно скинуть два первых кольца, скинуть четвертое, два первых кольца поставить на место, скинуть первое и третье кольца, вернуть на место первое кольцо, скинуть оба кольца вместе и вдеть шестое кольцо. Все предыдущие операции повторить заново и можете похвастаться вдетыми шестью кольцами. Постоянно используем четность и нечетность в теории чисел.
Но лучше, один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Одного раза, конечно, мало, приходите, мы научим. Третий год мы практикуем эту игру, два выпуска лицея ушли, умеющими владеть этой игрой-головоломкой. Сейчас учащиеся 5, 6 классов учатся играть, все остальные могут показать свои умения и научить детей и взрослых. Имейте ввиду, что описания пошаговой инструкции обучения игре нет нигде.

ІІІ. Заключение. Значение игры в жизни наших предков и в жизни наших современников.

Знатоки калмыцкого языка решили возродить древнюю национальную игру « нярн шинж». Единственная в своем роде, она давно уже считается символом степного народа. Не каждому под силу понять секрет замысловатых колец. Но, тем не менее, умельцы продолжают попытки популяризировать «нярн шинҗ».

Мудрая головоломка «Двенадцать роговых колец», которая бытовала у ойратов ещё с древности, помогала им в горе и радости, служила неизменным средством для развития сообразительности и наблюдательности, интеллектуальных способностей человека, со временем забылась. Ею почти перестали пользоваться, постепенно были утеряны секреты изготовления этой удивительной игры. И только благодаря инициативе энтузиастов, истинных ценителей и хранителей традиций калмыцкого народа, среди которых народный поэт Калмыкии Константин Эрендженов, эта остроумная головоломка была бережно сохранена и передана нам, потомкам. Сейчас, когда остро стоит проблема сохранения и приумножения наследия предков, когда молодежь забывает свои корни, увлечение этой игрой решило бы многие проблемы.

У калмыков очень много интересных, занимательных массовых и одиночных игр. Если бы лучшие из них удавалось восстановить и распространить среди современной молодежи – это явилось бы хорошим и полезным делом.

Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнала, что игра-головоломка «Двенадцать роговых колец» уникальна. Научные изыскания показали, что ни одна народность не может похвастать такой замечательной головоломкой, которая заставляет человека «ломать голову» в течение многих часов в поисках решения. Аналогов подобной головоломки нет у других монгольских или тюркских народов, схожих с нами по быту и образу жизни.

Вывод. Я узнала, что игры являются сокровищницей человеческой культуры. Их изучением занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания. Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции. По содержанию калмыцкие народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны школьникам и молодежи. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов. Я поняла, что, фольклор имеет всемирное значение. Зная свой фольклор, мы можем понимать другие народы. Я могу сказать, что с возрастом интерес к народной культуре не утрачивается, а наоборот возрастает. Это можно видеть на примере игры-головоломки «Нярн шинж» - «12 (8) роговых колец» - для обучения которой, я написала пошаговую инструкцию. Ни в одном источнике информации, включая книгу Константина Эрендженова «Золотой родник» нет объяснения, как учится играть. Таким образом, если мы хотим знать родной язык, калмыцкую культуру, надо опираться в обучении и воспитании детей на их природные данные, на их возрастные возможности, если мы хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если мы хотим, чтобы дети были активны, энергичны и оставались детьми, а не становились автоматами по приему информации, мы должны сами освоить игру – этот удивительный феномен детства и родник народного творчества.
И в заключении хотелось бы сказать, что наши далекие предки были экологически грамотны, сами того не сознавая, и повысить экологическое сознание подрастающего поколения - один из факторов решения глобальной экологической проблемы нашего и будущего времени. Победят не ученые - экологи, а изменение сознания людей: человек - это лишь одно из звеньев природы. Наши предки это прекрасно понимали. Теперь это понять надо нам, молодым. Ведь от нас зависит, сможем ли применять знания своего народа, их богатый опыт, соблюдать обычаи и традиции, сохранить язык и культуру, играть в различные игры, если не оценим вовремя великое и неоспоримое значение природы в жизни человека.

Литература

1. «Цецн бумб» К.Э. Эрендженов. Элиста 1980 г стр. 36-48
2.«Золотой родник» К.Э. Эрендженов. Элиста 1980 г.
3. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность: В 2 х частях. Ч. 1. – Элиста: АПП «Джангр», 1999.
4.Декоративное искусство монголов. Г. Хухото, Внутренняя Монголия КНР.
5.Калмыцкие национальные игры. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп. – Элиста,1985.
6.Рассказы и воспоминания старожилов, знания и умения учителей школы.
7. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия,
экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А. Суворова.
8. Интернет – ресурсы.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!