МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.МИЗИНО-ЛАПШИНОВКА» ТАТИЩЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследовательский проект
Незаметные герои большой войны
Работу выполнили: Закараева Амина Юсуповна-учащаяся 5 класса МОУ « СОШ с.Мизино-Лапшиновка» Воронина Яна Юрьевна- учащаяся 5 класса МОУ « СОШ с.Мизино-Лапшиновка» Алеев Тимур Рамильевич - учащийся 5 класса МОУ «СОШ с.Мизино-Лапшиновка» Руководитель: Хусаинова Илина Магомедовна - учитель биологии МОУ «СОШ с.Мизино-Лапшиновка» |
2020 год
Содержание
1. | Краткая аннотация | - |
2. | Введение | - |
3. | Описание работы | - |
4. | Заключение | - |
5. | Литература | - |
6. | Приложение | - |
Незаметные герои большой войны
Аннотация
Рассказать о судьбе каждого из участников трудового фронта – к сожалению, невыполнимая задача. О некоторых событиях уже и поведать некому, утрачены многие документы, письма и фотографии – они ведь когда-то не были объектом истории. Потому так важно сохранить то, что еще осталось, найти тех, кто может еще рассказать. Практическое значение работы заключается в том, чтобы ознакомить со своими исследованиями всех учащихся нашей школы, чтобы они, в свою очередь, тоже заинтересовались судьбами своих прабабушек и прадедушек, запечатлели на бумаге их рассказы. И тогда появится в нашем школьном музее целая летопись «О тружениках тыла, незаметных героях большой войны….».
Введение
«Историю Великой Отечественной войны нужно
изучать не через литературу, а через встречи с людьми
ее пережившими, так как эти воспоминания ценны тем,
что они не искажены»
Президент РФ В.В. Путин
Все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Для нас и наших сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Всё меньше остаётся тех, кто завоевал Победу и значит всё меньше остаётся возможности узнать какой ценой завоёвано счастье. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться, и пока живы участники тех событий, живы и воспоминания о войне. О войне больно вспоминать, но и забывать о ней нельзя. Много горя, потерь, страданий, разрухи принесла война. Эта одна из самых кровопролитных страниц нашей отечественной истории. Проходят годы, и вместе с ними уходят участники и ветераны тех страшных военных лет. Все меньше мы видим их на улицах. Уходят свидетели истории, которую нам с вами ни в коем случае нельзя забывать.
Война коснулась и наших земляков. Сколько горя, беды принесла она в наши семьи. Почти в каждую семью приходили похоронки, 60 мизино-лапшиновцев не вернулись с фронта. Люди увековечили память об этой страшной войне. Об этом свидетельствуют музеи, архивы, книги-памяти. В центре села Мизино-Лапшиновка 5 ноября 1988 года открыт памятник погибшим героям-односельчанам.
К сожалению, мы мало знаем о работе и жизни тружеников тыла родного села в годы войны. А как жили жители нашего села во время войны? Какой вклад внесли земляки в Победу над фашизмом? Какую помощь они оказали фронту в годы войны – об этом мы и захотели узнать.
Цель нашей работы: привлечь внимание наших сверстников к истории своей семьи, узнать о борьбе прабабушек и прадедушек за победу над фашизмом на фронте и в тылу.
Задачи:
Изучить историю красного галстука.
Изучить периодическую литературу, интернет- ресурсы и узнать имена , познакомиться с подвигами пионеров-героев.
Изучить историю жизни детей в годы войны, на примере жительницы нашего села А.Д.Архиповой.
Провести анкетирование учащихся школы.
Создать альбом о жизни труженицы тыла.
Объект исследования – Архипова Анна Дмитриевна жительница села Мизино - Лапшиновка.
Предмет исследования - история жизни труженицы тыла Архиповой Анны Дмитриевны в годы войны.
Гипотеза: можно ли считать героями юных пионеров, которые трудились в тылу в годы войны наравне со взрослыми?
Описание работы
Глава1
В прошлом году мы стали орлятами. На груди завязали красный галстук. Нам очень захотелось узнать больше о нем. Откуда он появился, и кто его носил? За поиском информации мы отправились в школьную библиотеку. Нам стало известно, что раньше красные галстуки носили пионеры. Обратились к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова. Слово «пионер» означает: первый, передовой, инициатор. Пионером в Советском Союзе называли члена детской Всесоюзной пионерской организации. Пионерская организация была образована 19 мая 1922 года. Пионер носил и особую пионерскую форму. Обязательным атрибутом пионерской формы являлся – красный галстук. Пионерский галстук был символом принадлежности к великой стране. Почему у галстука красный цвет? Во – первых, это частица Красного Знамени. Во – вторых, цвет крови, цвет борьбы за счастливую и светлую жизнь. Поэтому хранить и оберегать пионерский галстук, было святой обязанностью каждого пионера, готового защищать его даже ценой собственной жизни.
Во время Великой Отечественной войны школьники-пионеры становились разведчиками, диверсантами, партизанами, юнгами на военных кораблях, помогали укрывать раненых, а на их груди развивался красный галстук. Он был символом отваги, мужества и преданности пионерской организации и всей Советской стране. Маленькие герои большой войны сражались с немецкими оккупантами, это целая армия девчонок и мальчишек в красных галстуках. Мы узнали имена маленьких героев, прочитали про подвиги пионеров -героев Вити Новицкого, Вали Котик, Зины Портновой, Лёни Голикова, Гали Комлевой и многих других.
Возникает вопрос: а были ли в нашем селе такие пионеры, которые в годы Великой Отечественной войны внесли свой вклад в победу? Обратившись за помощью к классному руководителю, мы отправились в администрацию Вязовского муниципального образования, к которому относится село Мизино-Лапшиновка. Попросили предоставить списки участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, проживающих у нас в селе. Наше внимание привлекла одиноко проживающая труженица тыла Архипова Анна Дмитриевна.
К ней мы и отправились в гости. Добрая, гостеприимная пожилая женщина была нам рада. Она рассказала нам свою историю.
Глава 2
Анна Дмитриевна Архипова родилась 15 марта 1926г. в селе Большая Федоровка Татищевского района Саратовской области. Семья была многодетная. Как и у всех сверстников того времени, жизнь у Анны Дмитриевны была нелёгкой. В семь лет у неё умирает мама, а вслед за ней и отец. Дети остались на попечении брата и снохи. Сноха очень хорошо ухаживала за ними, стала им второй матерью. Через год Анну Дмитриевну к себе забирает тетя, она проживала в Корсаковском лесничестве Татищевского района. Девочку оформили в первый класс Мизино-Лапшиновской школы.
Когда началась война, ей было 12 лет. Её воспоминания горькие. Не детская это доля - война, а они хлебнули её полной мерой. Работа в тылу – это тоже подвиг. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться. У детей этого поколения отобрали детство. Они пережили всё: голод, смерть близких людей, непосильный труд, разруху. Делали все возможное и невозможное, чтобы помочь своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть ненавистного врага. В колхозе остались женщины, старики и дети, на плечи которых легли все тяготы военной̆ поры. Они растили хлеб, картофель, овощи, сохраняли скот, чтобы было чем кормить армию. Вместе со всеми на колхозных полях трудилась и Анна Дмитриевна. Они работали в поле от зари и до зари без выходных. Её рано приучили к физическому труду, но было очень тяжело. Ходили на сенокос. Она вспоминает, как их учили правильно косить. Маленькие ручки не умели держать в руках косу, но она старалась изо всех сил. После сенокоса убирали рожь, пшеницу, ячмень, горох, овес. Женщины косили, а дети вязали снопы, собирали колоски, чтоб в поле не пропало ни зернышка. В свободное от колхозных дел время вязали теплые вещи – носки и варежки для фронта. Летом ходили в лес собирали ягоды и лекарственные растения. Из ягод варили варенье и тоже отправляли его на фронт. Лекарственные растения сдавались в заготовительные пункты, из них делались лекарства для раненных бойцов. Даже 300 г хлеба, которые им выдавали, ребята сушили на сухари и отправляли на фронт. На груди у ребят всегда развевался красный галстук,
За ответственное отношение к работе маленькая Аня была назначена бригадиром школьной бригады. Её слушались даже старшие школьники. В то время дети работали наравне с взрослыми, и даже не задумывались о том, что каждый день они тоже совершают маленький подвиг. Просто они знали, что так НАДО! Без хлеба солдатам будет очень трудно на фронте, а без тёплых варежек и носок солдаты будут мёрзнуть.
Заключение.
Советский тыл обеспечил Советскую армию всем необходимым для полного разгрома немецко-фашистских войск и завоевания великой победы.
Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла. За героический труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Анна Дмитриевна награждена медалью: « Труженик тыла». За добросовестный труд – медалью « Ветеран труда», юбилейными медалями. Ей присвоено звание «Ветеран Великой Отечественной войны».
Мы поняли, что война на века в нашей памяти. Воспоминания о ней живут в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам. Война живет в памяти всего народа. Мир не должны забывать ужасы войны, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир – это обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что маленькими героями являются так же и труженики тыла - незаметные герои большой войны, нашла свое подтверждение. Мы пришли к выводу, что также как и пионеры-герои, пионеры – труженики тыла внесли свой вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
С проектом «Незаметные герои большой войны» мы выступили на классных часах в начальной школе. Провели анкетирование. Результаты показали: что большая часть учащихся знакомы с историей нашей страны, но очень мало кто знает, кто такие труженики тыла.
Результаты нашего исследования мы занесли в альбом «Мы помним! Мы гордимся!», который передали в школьный музей.
Источники:
С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. -М. «Русский язык», 1990г.
Интернет-ресурсы: http://prazdnik-land.ru/celebrations/den-tyila-vooruzhennyih-sil/stihi -truzhennikam-tyla
Выговский В.С. Огонь юного сердца. -М.: Дет.лит., 1968 г.
Дети военной поры/ Сост. Э.Максимова.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988 г.
Жариков А.Д. Подвиги юных: Рассказы и очерки/ А.Д.Жариков; -М.: Молодая гвардия, 1965 г.
Воспоминания труженицы тыла.