СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные техники рисования : "Волшебные узоры"- чёрно-белый граттаж.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования : "Волшебные узоры"- чёрно-белый граттаж.»

15.11.2021.

Изобразительное искусство.

«Волшебные узоры»

Цели урока:

  1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа.

  2. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Ход урока:

  1. Вступительная беседа. Рассматривание иллюстраций.

  2. Самостоятельная работа.

  3. Итог.

1-Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

Название данной техники происходит от французского слова gratter, что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография.

Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография.

Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:

  1. Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.

  2. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.

  3. Активно развивается фантазия.

  4. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

Материалы для работы

Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:

  1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.

  2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).

  3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).

  4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.

  5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.

  6. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.



Главная  Детское творчество  Рисование в технике граттаж в детском саду

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рисование в технике граттаж в детском саду

ЛАРИСА МОРОЗОВА02.07.20181022.2K

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж.

Содержание

  • 1 Граттаж как нетрадиционный способ рисования

  • 2 Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ

    • 2.1 Материалы для работы

    • 2.2 Граттаж с элементами аппликации

    • 2.3 Способы оформления основы

      • 2.3.1 Натирание восковой свечой

      • 2.3.2 Фон цветной гуашью

      • 2.3.3 Фон восковыми мелками

  • 3 Подходящая тематика занятий в технике граттаж

  • 4 Граттаж поэтапно

    • 4.1 Фотогалерея: поэтапное рисование «Весенние кружева»

    • 4.2 Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»

    • 4.3 Видео: очень красивая бабочка в технике граттаж

    • 4.4 Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии

    • 4.5 Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж

  • 5 Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж

  • 6 Видео: комплексное занятие по теме «Космос»

  • 7 Фотогалерея: детские работы в технике граттаж

Граттаж как нетрадиционный способ рисования

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

Рисунки в технике граттаж оригинальны за счёт своей контрастности

Название данной техники происходит от французского слова gratter, что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография.

Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.

Впервые граттографию в России использовал М. Добужинский при оформлении издания Ф. Достоевского «Белые ночи» (1922 г.). Примерно в это же время литовский график Д. Тарабильдене подобным же способом проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад».

М. Добужинский первым в России использовал граттографию

В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).

Американская художница кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике граттаж

Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ

В детском саду замечательная и необычная техника граттаж, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук.

Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах у ребёнка постепенно из темноты появляется красивое изображение.

При рисовании каждый раз происходит маленькое чудо — на тёмном фоне постепенно появляются образы

Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:

  1. Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.

  2. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.

  3. Активно развивается фантазия.

  4. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.

Что касается возрастных отличий воспитанников детского сада, то при проведении занятий в средней группе лучше вначале предлагать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр.

Вначале процарапываются контуры, которые потом закрашиваются

При подготовке материалов к занятию (а это важная часть рисования в технике воскографии) в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники же старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе.

Все этапы подготовки бумажной основы к работе воспитывают у дошкольника внимание, усидчивость и чувство последовательности.

Закрашивание листа разноцветными восковыми мелками обычно доставляет ребятам большое удовольствие

Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей.

Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Материалы для работы

Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:

  1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.

  2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).

  3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).

  4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.

  5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.

  6. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.

РЕКЛАМА

Рисование в технике граттаж предполагает определённый набор инструментов


Способы оформления основы

Основу в технике граттаж можно оформлять по-разному.

Натирание восковой свечой

Самый простой вариант — это натирание листа бумаги восковой свечой (не должно оставаться пробелов). Это можно сделать такими способами:

  1. Просто втереть её в основу (рисовать свечой по бумаге словно карандашом).

  2. Натереть свечу на тёрке, полученные кусочки нагреть на водяной бане. Когда воск расплавится, нанести его на картон небольшой кистью.

  3. Зажечь чайную свечу (она имеет форму таблетки), воск набирать на широкую кисть прямо из свечи и наносить на основу.





После воска на бумагу наносится густой слой гуаши. Нужно использовать широкую кисть и не оставлять пробелов. Хорошо добавить в краску немного жидкого мыла, шампуня, моющего средства либо клея ПВА. За счёт этого при процарапывании не будут пачкаться руки.

При такой подготовке основы линии на готовом рисунке будут белого цвета, что идеально, например, для изображения зимнего пейзажа.



Главная  Детское творчество  Рисование в технике граттаж в детском саду

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рисование в технике граттаж в детском саду

ЛАРИСА МОРОЗОВА02.07.20181022.2K

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж.

Содержание

  • 1 Граттаж как нетрадиционный способ рисования

  • 2 Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ

    • 2.1 Материалы для работы

    • 2.2 Граттаж с элементами аппликации

    • 2.3 Способы оформления основы

      • 2.3.1 Натирание восковой свечой

      • 2.3.2 Фон цветной гуашью

      • 2.3.3 Фон восковыми мелками

  • 3 Подходящая тематика занятий в технике граттаж

  • 4 Граттаж поэтапно

    • 4.1 Фотогалерея: поэтапное рисование «Весенние кружева»

    • 4.2 Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»

    • 4.3 Видео: очень красивая бабочка в технике граттаж

    • 4.4 Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии

    • 4.5 Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж

  • 5 Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж

  • 6 Видео: комплексное занятие по теме «Космос»

  • 7 Фотогалерея: детские работы в технике граттаж

Граттаж как нетрадиционный способ рисования

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

Рисунки в технике граттаж оригинальны за счёт своей контрастности

Название данной техники происходит от французского слова gratter, что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография.

Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.

Впервые граттографию в России использовал М. Добужинский при оформлении издания Ф. Достоевского «Белые ночи» (1922 г.). Примерно в это же время литовский график Д. Тарабильдене подобным же способом проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад».

М. Добужинский первым в России использовал граттографию

В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).

Американская художница кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике граттаж

Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ

В детском саду замечательная и необычная техника граттаж, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук.

Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах у ребёнка постепенно из темноты появляется красивое изображение.

При рисовании каждый раз происходит маленькое чудо — на тёмном фоне постепенно появляются образы

Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:

  1. Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.

  2. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.

  3. Активно развивается фантазия.

  4. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.

Что касается возрастных отличий воспитанников детского сада, то при проведении занятий в средней группе лучше вначале предлагать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр.

Вначале процарапываются контуры, которые потом закрашиваются

При подготовке материалов к занятию (а это важная часть рисования в технике воскографии) в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники же старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе.

Все этапы подготовки бумажной основы к работе воспитывают у дошкольника внимание, усидчивость и чувство последовательности.

Закрашивание листа разноцветными восковыми мелками обычно доставляет ребятам большое удовольствие

Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей.

Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Материалы для работы

Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:

  1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.

  2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).

  3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).

  4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.

  5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.

  6. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.

РЕКЛАМА

Рисование в технике граттаж предполагает определённый набор инструментов

Граттаж с элементами аппликации

Воскографию можно успешно сочетать с аппликацией. Причём, это могут быть не только бумажные элементы, но и вата, рваные салфетки, насыпь крупой и пр. Например, при создании композиции «Северное сияние» дошкольники процарапывают светящееся разноцветное небо. Затем педагог раздаёт готовые шаблоны медведей и вату для создания снежных сугробов. Рисунок получится просто волшебным.

Граттаж красиво сочетается с аппликацией

Способы оформления основы

Основу в технике граттаж можно оформлять по-разному.

Натирание восковой свечой

Самый простой вариант — это натирание листа бумаги восковой свечой (не должно оставаться пробелов). Это можно сделать такими способами:

  1. Просто втереть её в основу (рисовать свечой по бумаге словно карандашом).

  2. Натереть свечу на тёрке, полученные кусочки нагреть на водяной бане. Когда воск расплавится, нанести его на картон небольшой кистью.

  3. Зажечь чайную свечу (она имеет форму таблетки), воск набирать на широкую кисть прямо из свечи и наносить на основу.

Самое простое — натереть лист восковой свечой

Кстати, профессиональные художники вместо воска применяют мел, особую глину, яичный желток. Конечно, в детском саду применение таких материалов нецелесообразно.

После воска на бумагу наносится густой слой гуаши. Нужно использовать широкую кисть и не оставлять пробелов. Хорошо добавить в краску немного жидкого мыла, шампуня, моющего средства либо клея ПВА. За счёт этого при процарапывании не будут пачкаться руки.

Гуашь должна полностью высохнуть

При такой подготовке основы линии на готовом рисунке будут белого цвета, что идеально, например, для изображения зимнего пейзажа.

Фон оформлен с помощью восковой свечи

Фон цветной гуашью

Фон можно оформить цветной гуашью. Это могут быть фрагменты разных цветов. После высыхания первого слоя его можно дополнительно покрыть воском.



Также можно исходить от содержания будущего рисунка, например, «Звёздное небо над морем». При этом лист следует разделить по горизонтали на две части, нижняя закрашивается синим, верхняя — жёлтым цветом.

Фон восковыми мелками

Интересный вариант оформления основы — закрашивание её восковыми карандашами. Это могут быть цветные пятна, полоски и пр. Цвета выбираются опять-таки согласно «настроению» будущего рисунка. В отличие от работы с гуашью, процесс здесь идёт намного быстрее, и дошкольники легко справятся с заданием. Главное — оставлять поменьше пробелов. После раскрашивания мелками лист бумаги также покрывается чёрной гуашью.



При работе с гуашью можно использовать маленькую хитрость. Если краска скатывается с первого слоя, обработанного восковыми мелками или свечой, то можно обезжирить его с помощью талька. Порошок посыпается по всей поверхности листа и растирается ватным диском.



3-Произведения, сделанные в граттаже отличаются тем, что черный и белый контрастируют друг с другом и эффект получается отличным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!