Нетрадиционные техники рисования
Центр образования №18 им.Героя Советского Союза Е.Ф.Волкова
Подготовила:Филина Валерия Алексеевна
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Актуальноcть развития детского творчества
- В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности.
- В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
- Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Не сформированные графические навыки и умения мешают ребенку выразить в рисунке задуманное.
Решение проблемы нетрадиционного рисования
- Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов рисования с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое, необычное.
- Есть моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Цель Использование различных техник в рисовании
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисования нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Задачи
• Сформировать у детей технические навыки рисования.
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Методы и варианты нетрадиционных техник рисования.
Рисунок своими
руками (рисование пальцами
и ладошками)
Рисование крупами
Граттаж
Рисование штампом
(тычковое рисование,оттиск)
Рисование по мокрому
(акварель)
Пластилинография
Игры с кляксами
Монотипия
(Кляксография)
Рисование расческой,
Ниткография
зубной щеткой, пластиковой вилкой.
пластилинография
Цель: развитие мелкой моторики по средствам пластилинографии.
Задачи:
- Научить ребенка передавать простейшие формы, образы предметов, окружающей среды по средствам платилинографии.
- Обучение основным приемам пластилинографии ( надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.)
- Научить ребенка работать на ограниченном простраснтве.
- Научить ребенка слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу.
- Научить ребенка аккуратной работе с материалами.
- Вызвать желание у ребенка работать самостоятельно так и коллективно
- Развить мелкую моторику, координацию рук.
- Развивать у ребенка изобразительную деятельность.
Этапы реализации проэкта
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца .
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку , как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Занятия проводятся 1раз в 2 недели
Продолжительность занятия 15минут.
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми
Методы и приёмы реализации проекта
Время реализации проекта 3 месяца.
Участники проекта :
- Дети младшей группы.
- Воспитатели.
- Родители.
методы
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .
Приёмы рисования пластилином :
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками» ;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками ;
- процарапывание по пластилину ;
- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Ожидаемые результаты
Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.
Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии . Происходит развитие общих сенсорных способностей : цвет, форма, величина.
Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.
Перспективное планирование
- Чтение литературы на тему Зима. Узнать у детей что они знают о зиме.(какая она? Что нравиться в зимнее время года? Чем любят заниматься с родителями в зимнее время года?
- Лепка (Создание снежинок по трафарету).
- Консультация для родителей « Пластилинография в детском саду . Виды пластилинографии »
- Чтение сказок где есть персонаж снеговик.выяснить у детей какой он?
- Лепка Снеговика( создание по трафарету )
- Работа дома с родителями (создание пейзажа «зимний лес» по техники пластилинографии)
- Обсуждение зимних птиц (рассказы про снегирей).Опрос детей что за птица снегирь? В чем особенность его окраса?
- Лепка (снегирей по рафарету.)
- Итоговая работа (зимний дом)
Итоги нашей работы
Итоговым мероприятием будет выставка работ .
Дети будут сами рассказывать что они изобразили , что им самим понравилось.
Материально техническая база
- Книги с рассказами о зиме, птицах.
- Картинки с изображением птиц. Снеговика,деревянных изб зимой.
- Трафареты
- Картон (цветной, белый,черный)
- Пластилин разных цветов
- Стеки (разные)
- доски для резки пластилина
- Клеенка для защиты стола
- Хорошее настроение
конец