СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается об опыте использования нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов»

Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов


Инёшина Л.Г., к.п.н.,

преподаватель русского языка и литературы,

ГАП РС (Я) ОУ «Якутский автодорожный техникум»



Нетрадиционные формы обучения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования являются актуальными, так как в них раскрываются методы и формы, применяемые для формирования общих и профессиональных компетенций на уроках русского языка и литературы профессии «Автомеханик» и развитию их воспитательного потенциала.

Опыт имеет практическое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы, так как описанные формы работы способствуют формированию мотивации изучения профессионального цикла и формированию компетенций обучающихся, активизируют мыслительную деятельность студентов, развивают их творческие способности.

Данный опыт базируется на теоретических учениях педагогов В.И.Байденко, О.В.Ховова, В.Г.Пищулина, Е. В. Попова, А. Д. Щекатунова, Н.И. Запрудского, Т. Г. Браже, изучен опыт педагогов, представленный в журналах «Специалист», «Профессионал», «Среднее профессиональное образование».

Новизна опыта заключается в усовершенствовании и разнообразии процесса обучения дисциплинам профессионального цикла через применение нетрадиционных форм уроков для формирования общих и профессиональных компетенций. Уровень новизны опыта можно определить как творческий.

Технология опыта раскрывает специфику применения нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка и литературы при решении производственных ситуаций, на этапах формулирования темы занятия и целей учебной деятельности с учетом потребностей работодателей в высококвалифицированных специалистах.

В этом педагогическом опыте необходимо опираться на методику применения нетрадиционных форм обучения, методические рекомендации по конструированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС СПО .

Особая роль отводится нетрадиционным формам обучения с применением ИКТ, показывается значимость данной методики при формировании высококвалифицированного специалиста, развитию их воспитательного потенциала формирования компетенций в профессиональном образовании.

Современная модель образования, бесспорно, является личностно – ориентированной. Развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Определяющим фактором образовательной среды становится компетентностный подход.

Через активные формы обучения формируются важные компетенции, такие, как социальная (ОК7 брать на себя ответственность за работу членов команды, решать проблемы); коммуникативная (ОК 6 эффективно общаться с коллегами); информационная (ОК4, ОК5 владение информационной культурой, анализировать и оценивать информацию); личного самосовершенствования (ОК8).

При формировании ОК1 (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) используется:

- решение практических ситуационных задач с целью привития интереса к избранной профессии;

- работу со словарями по дисциплине «Русский язык». Например, при изучении темы «Словари русского языка» даётся внеаудиторная самостоятельная работа:

1.Произвести этимологический разбор слов бухгалтер, автомобиль, автолюбитель и др.

2. Найти в толковом словаре определение слов горнодобывающая промышленность, порода, штрек и другие слова, связанные с избранной профессией.

При изучении темы «Функциональные стили литературного языка» в качестве внеаудиторной самостоятельной работы даётся задание:

1.Написать оду своей профессии в художественном стиле;

2. Подготовить рекламу своей профессии, используя публицистический, официально-деловой стили речи.  

Традиционный вид работы при анализе произведения – аналитическое чтение ключевых эпизодов. Различные виды групповых работ даёт хорошие результаты: активно формируется коммуникативная компетенция, создаётся ситуация успеха и взаимовыручки на уроке (ОК2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество). Такую работу можно проводить на занятиях по пьесе А.М. Горького «На дне». Вопросы: охарактеризуйте спор о назначении человека, авторскую позицию и способы её выражения, выскажите свою позицию. В ходе выступлений идёт процесс формирования собственной жизненной позиции обучающегося, общечеловеческих ценностей.

Одной из важных форм занятий по дисциплине «Литература» в системе СПО является семинар. Главная задача его – выявить готовность студентов к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам (ОК3). При подготовке к семинарам продумываются вопросы. 1.Как вы думаете, почему Григорий выбирает Аксинью из двух женщин? Как этот выбор соотносится с характером самого героя? 2. Соответствует ли, на ваш взгляд, название романа-эпопеи «Тихий Дон» его содержанию? Почему, по вашему мнению, он так назван? При формировании ОК4 (осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) составляю задания с использованием электронных образовательных интернет - ресурсов (выполнение терминологических кроссвордов, написание рефератов, подготовка презентаций). При подготовке к уроку по дисциплине «Литература» по теме «Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир. Замысел, тематика. Образ народа» были выданы индивидуальные задания. Например, 1.Используя словарь литературоведческих терминов, найдите определение понятию роман-эпопея. Докажите, что произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» – роман-эпопея. В процессе подготовки к занятию развивается познавательный интерес обучающихся, активизируется творческий потенциал, формируются информационные компетенции. При формировании ОК5 (владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий) на этапе знакомства с биографией практикуется индивидуальную работу студентов в виде сообщений в форме презентаций. Предлагаются в качестве внеаудиторной самостоятельной работы следующие задания: 1.Составьте библиографические карточки по творчеству Л.Н.Толстого. 2.Составьте краткую «Хронику жизни и творчества Л.Н.Толстого». Важным элементом в данной работе является анализ и оценивание, рецензирование сообщений, творческих работ своих и других студентов. На каждом уроке русского языка и литературы, ставится цель развития коммуникативных способностей студентов, расширения их общелингвистического и культуроведческого кругозора. Например, изучение норм русского литературного языка направлено на то, чтобы сформировать представление о литературном языке, как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей литературный язык и разговорную речь. Студенты знакомятся со всеми основными нормами русского языка: орфоэпическими,акцентологическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими и другими. Подбираются задания, которые помогают уяснить основные правила произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций, а в дальнейшем помогут работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК6). Интересны и познавательны уроки по разделу «Лексика». Уделяется внимание работе над многозначностью слова, развитию у него переносных значений. На практических работах по данной теме рассматриваются синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке. Проводятся занятия по разграничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости, что способствует предупреждению у студентов появлению одного из самых распространённых типов речевых ошибок, связанных со смешением паронимов. Упражнение 1 Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите их парами. Сокрушённо, Швеция, опровергать, Австрия, Швейцария, удивительно, идеальный, отвергать, Австралия, сокрушительно, недоумение, придворный, идеалистический, недоразумение, дворовый, удивлённо. Тест
1.Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?
1) омонимы     2) паронимы     3) синонимы    4) антонимы 2.Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания?
1) омонимы     2) паронимы     3) антонимы     4) синонимы. Обогащению речи студентов служит знакомство с фразеологической системой русского языка, прежде всего с таким типом устойчивых выражений, как крылатые слова (этому способствуют и уроки литературы). Выяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с библейскими текстами, с текстами классической отечественной и зарубежной литературы, вводит учащихся в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами. «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает» (А. Островский). Предлагается раздаточный материал. Даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами. Отгадайте все фразеологизмы.Ответ: шиворот-навыворот, подложить свинью. При изучении темы «Функциональные стили речи», «Функционально-смысловые типы речи готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров. Обучающиеся, используя возможности компьютера, определяют стиль текста, его характерные черты, выделяют тему, составляют план, находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д. Несмотря на то, что текст есть у каждого студента, работу провожу как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Это позволяет брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК7). Студенты учатся свободно, правильно излагать свои мысли в соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти речевые и грамматические ошибки. Например, предлагается выполнить задание. Найдите в предложениях ошибки, определите, к какому типу они относятся, исправьте их. Собаки бежат быстро. На здравницу генерал ответил благодарностью. Он сказал обидчивое слово. Исправляя тексты, обучающиеся осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою и чужую речь с точки зрения её правильности. Работа с текстом - это одна из возможностей научить студента всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить. Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками. Формируют компетенцию личностного роста и самосовершенствования (ОК8), содержат элементы рефлексии и такие вопросы для обсуждения, как «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Каким человеком он был? Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе? Как достойно прожить жизнь?». В качестве внеаудиторной самостоятельной работы даётся задание по составлению обобщающей таблицы «Этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого», «Хроника жизни и творчества Б.Пастернака», «Жизнь и творчество А.Н.Толстого», «Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына». Методики, используемые на уроках русского языка и литературы, способствуют разностороннему развитию языковой личности студента, что предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Список литературы

1.Аксёнова, В.И. Свободное развитие личности. Практико-ориентированное пособие для образовательных учреждений. / В.И. Аксёнова. - Ставрополь, 2007.- 55с.

2.Белухин, Д.А. «Основы личностно-ориентированной педагогики» /Д.А.Белухин. – Воронеж, 1997.- 58с.

3. Гликмаз, И.З. Основные парадигмы образования. Педагогическое образование и наука. / И.З.Гликмаз. – 2005, №6. – 15с.

4. Кон, И.С. Познавательные процессы и умственные способности. / Кон И.С. – М., 1989. – 69 – 78с.

5.Пирогова, О.В. Моделирование в образовании. Инновации в образовании/ О.В.Пирогова. - 2004, №5. – 26с.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!