СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нет никого ближе и роднее матери

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

краткосрочный план по русскому языку и литературе для 9 класса (К.Паустовский "Телеграмма")

Просмотр содержимого документа
«Нет никого ближе и роднее матери»



ФИО учителя,

Донекова Арман Ергеновна

Предмет/класс

9 класс

недели /№ урока

2 неделя, 57 урок

Название раздела

«ОТЦЫ И ДЕТИ: ДИАЛОГ И КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ»

Тема урока

«Нет  никого ближе и роднее матери» (по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»)    


Цели урока

-анализировать эпизоды произведения;

-определять авторскую позицию;

-выделять наиболее важные качества героев;

-высказывать свое мнение к прочитанному;

-писать эссе по предложенной проблеме

Критерии оценивания

-анализирует эпизоды произведения;

- определяет авторскую позицию;

-умеет высказывать своё мнение;

- пишет эссе по предложенной теме.


Ход урока

этапы урока, время

Задания

дескрипторы

ресурсы

Организационный момент

- Добрый день, дорогие девятиклассники! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка и литературы.


Слайд 1

Актуализация темы и цели урока

(1-2 мин.)

Сегодня на уроке продолжаем изучение раздела «ОТЦЫ И ДЕТИ: ДИАЛОГ И КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ». Тема урока  «Нет  никого ближе и роднее матери» (по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»)    

На уроке мы будем

анализировать эпизоды произведения;

определять авторскую позицию;

выделять наиболее важные качества героев;

высказывать свое мнение к прочитанному;

писать эссе по предложенной проблеме

На предыдущих уроках вы познакомились с еще одним произведением мастера слова К. Г. Паустовского «Телеграмма».

Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и  роднее матери».

Эпиграфом к уроку будут слова М. Горького

«Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу»

-

Слайд 2








Слайд 3





Слайд 4










Усвоение нового материала

(5-6 мин.)

Задание 1


«Нет никого ближе и  роднее матери».

- Кто из героев и когда произносит эти слова?

Да, эти слова произнесла Настя, когда узнала, что мать умирает.

Чтобы понять, какой урок нравственности преподносит нам К. Паустовский, я предлагаю вам вернуться к прочитанным страницам.

Вспомните образ матери Катерины Петровны. Нас тронула судьба этой женщины. Что мы узнали о ней? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

Расскажите кратко о её жизни, выполнив задание.






.



Катерина Петровна








Уверена, что вы справились с этим заданием

Живет в селе Заборье. Дом мемориальный, она последняя обитательница его.

Постоянно молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле, временами тихонько плачет.

Для нее ночи долгие, тяжелые, у неё бессонница

Не знает, как дожить до утра

.

Катерина Петровна

Пишет дочери письмо «Ненаглядная


«…Насте не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не  мешать»

«Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи»

«Доживала свой век в старом доме».

Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

- Обратимся к тексту и вспомним, какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины.

(1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. «Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён  «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - Катерина Петровна-. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)


Страдает человек, и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

 "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".


































Слайд 5











Слайд 6







Слайд 7









Слайд 11

























П.И.Чайковсий «Осень»

https://youtu.be/RAyj--zd5rs





















Аудиозапись https://youtu.be/Sx_0gO8TSIU

Практическая часть

Задание 2

(3-5 мин.)



Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

 Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.


Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

Задание. Составьте вопросы по стратегии «Пять «Why?», анализируя образу Насти

Ребята предлагаю вам свои варианты вопросов. Возможно, мои варианты совпадут с вашими.

Почему Настя помогает скульптору Тимофееву?

Почему оправдывает занятость дочери?

Почему Настя прочитала полученное от матери письмо и спрятала в сумочку?

Почему Настя не могла навещать мать?

Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя?

Задайте свои вопросы одноклассникам и выслушайте ответы. Согласитесь ли вы с их мнением.


Следующее задание. Заполните «Дискуссионную карту»


Убедительны

Считаете ли вы убедительными причины, по которым Настя не могла навестить мать?


неубедительны

1.

2.

1.

2.

Автор прямо не осуждает Настю. Его точка зрения передается через символический образ Гоголя. Вспомните «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек…

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».


И вот, ребята мы дошли до главного вопроса нашего урока

Пробудилась ли совесть у Насти?

Совесть - чувство моральной ответственности за своё поведение.

Подумайте над этим вопросом и обсудите в классе.

Напишите эссе «Прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?»

Выполненную работу отправьте учителю и получите обратную связь


Слайд 12



















Слайд 13















Слайд 14















Слайд 15







Слайд 16



Слайд 17





Слайд 18

Итог урока

Урок подошел к концу, но закончить нашу встречу я хотела бы словами

 Не забывай о том, что мать вспоила нас,

  Отец же воспитал родное чадо,

 Поэтому страшись в беспечности

 В их старые сердца пролить хоть каплю я

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

        (Из книги “В мире мудрых мыслей Н. Хиероу)

Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим мамам, родным о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня .

Пусть произведение «Телеграмма» Паустовского поможет Вам избежать ошибок по отношению к близким и родным  людям. Я желаю, чтоб в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений.

 Помните! Никого нет ближе и роднее матери!      

Всего доброго! До новых встреч!


Слайд 19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!