СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нестандартные способы решений уравнений и неравенств»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Нестандартные способы решения уравнений и неравенств» разработан на основе учебного пособия для профильных классов общеобразовательных учреждений «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения»  С.А. Гомонов, издательство Дрофа, Москва, 2006 год.

Просмотр содержимого документа
««Нестандартные способы решений уравнений и неравенств»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 7 имени Береста Алексея Прокопьевича»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Нестандартные способы решений уравнений и неравенств»


Учитель: Лукьянова Л.Н.

Группа 21






СОГЛАСОВАНО:

Председатель МС _______________


Протокол заседания МС № 2 от 12.09.2017 г.






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Школа №7»_______ ___________

Приказ № 36-п от 12.09.2017 г.













Пояснительная записка

Курс «Нестандартные способы решения уравнений и неравенств» разработан на основе учебного пособия для профильных классов общеобразовательных учреждений «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» С.А. Гомонов, издательство Дрофа, Москва, 2006 год. А также на основе методических рекомендаций к элективному курсу С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения». 10 -11 классы. Профильное обучение Элективные курсы. Москва. Дрофа 2006 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю с 14.11.2016 года по 31.05.2017 г. для учащихся 11 класса.

Основная цель данного курса: изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование (в той степени строгости, которая соответствует уровню базового уровня математики) методов их получения, а также выход на практические приложения изученного материала. Такими вначале будут решения примеров на установление истинности простейших числовых неравенств, а к завершению усвоения курса – рассуждения, требующие уметь находить неравенства, помогающие справиться с данным конкретным заданием.

Данная цель курса реализуется посредством решения следующих задач:

  • расширить знания учащихся по теме «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения»;

  • формировать умение планировать свою деятельность;

  • развить навыки анализа и самоанализа;

  • содействовать формированию у учащихся математической грамотности;

  • расширить представления о профессиональных областях человеческой деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что она создает условия для развития познавательных способностей обучающихся через освоение основных приёмов решения уравнений и неравенств: линейных, квадратных, тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных. Обучение методам решения уравнений и неравенств, традиционно является важнейшей частью школьного курса математики. При решении уравнений и неравенств помимо технических приходится преодолевать и логические трудности и в частности отвечать на вопрос, почему выполненные преобразования не приводят к потере корней или приобретению посторонних корней.




1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий:

1. Числовые неравенства и их свойства

     Понятие положительного и отрицательного числа, число нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпретация и  свойства. Понятия «меньше», « не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства.

     2. Основные методы установления истинности числовых неравенств с переменными.

     Сравнение двух чисел – значений числовых выражений « по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами (числом), метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств.

     3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.

     Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение. Неравенство-следствие. Равносильные неравенства. Равносильные задачи на доказательство илиопровержение неравенств. Методы установление истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод усиления и ослабления, метод подстановки, метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод понижения степеней выражений, образующих левую и правую части неравенств.

     4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных.

    Индукция вообще и в математике в частности. Система аксиом  Дж. Пеано. Схема применения принципа математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции. Две теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей с помощью сравнения  разности или отношения двух соседних членов одной последовательности с разностью  или отношением двух членов другой последовательности. Примеры. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Некоторые неравенства, эквивалентные неравенству Коши.

     5. Неравенство Коши - Буняковского и его применение для решения задач.

     Формулировка и обоснование теоремы, устанавливающей соотношение Коши - Буняковского  и дающая критерий реализации этого соотношения в варианте равенства. Геометрическая интерпретация неравенства Коши - Буняковского.  Векторный  вариант записи этого неравенства.

     6. Неравенства подсказывают методы их обоснования.

     Метод Штурма. Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенств. Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.

     7. Средние степенные величины.

     Средние величины в школьном курсе математики, физики. Многообразие «средних». Среднее арифметическое, среднее геометрическое и соотношение между ними в случае двух параметров. Геометрическая интерпретация. Четыре средние линии трапеции.

     8. Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.

     Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием одномонотонной  последовательности. Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского.

     9. Генераторы замечательных неравенств.

     Свойства квадратичной функции – источник простейших неравенств. Неравенство треугольника. Свойства одномонотонных последовательностей – источник замечательных неравенств. Неравенство Иенсона.

     10. Применение неравенств.

     Задача Дидоны (упрощенный вариант) и другие задачи на оптимизацию. Поиск наибольшего и наименьшего значений функции с помощью замечательных неравенств.



Количество уроков по учебным периодам

в нед

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

1 пол

2 пол

год

2

14

16

18

18

30

36

66



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основные виды УУД:

Дата

№ ур.

Тема занятия

14.09

Числовые неравенства.Некоторые понятия и их свойства, считающиеся известными.

14.09

Решение задач

21.09

ЧисловыенеравенстваПонятие больше и меньше для действительных чисел.

21.09

Решение задач

28.09

Простейшие свойства числовых неравенств.

28.09

Решение задач.

05.10

Сравнение двух действительных чисел (заданных как значение числовых выражений) «по определению».

05.10

Решение задач

12.10

Сравнение двух положительных действительных чисел путем сравнения с единицей их отношения.

12.10

Решение задач

19.10

Сравнение действительных чисел с помощью сравнения их степеней.

19.10

Решение задач

26.10

Метод сравнения двух чисел с помощью нахождения «промежуточного» для них числа (метод оценок «сверху» и «снизу»).

26.10

Решение задач

09.11

Метод вспомогательной функции и использования ее свойств.

09.11

Решение задач

16.11

Метод применения замечательных неравенств.

16.11

Решение задач, иллюстрирующие изученные методы и не только их.

23.11

Решение задач, иллюстрирующие изученные методы и не только их.

23.11

Понятие неравенства с переменными и его решения. Неравенства следствия.

30.11

Равносильные неравенства. Опровержимые неравенства.

30.11

Решение задач

07.12

Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.

07.12

Решение задач

14.12

Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применения.

14.12

Решение задач.

21.12

Метод перебора вариантов (полная индукция) и метод математической индукции. Система аксиом Джузеппе Пеано.

21.12

Решение задач

28.12

Схема применение принципа (аксиомы) математической индукции.

28.12

Решение задач

11.01

Теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей.

11.01

Решение задач

18.01

Неравенство Коши для произвольного числа переменных.

18.01

Решение задач.

25.01

Неравенство Коши-Буняковского и условия его реализации в варианте равенств.

25.01

Решение задач

01.02

Векторный вариант записи неравенств Коши-Буняковского и тригонометрические подстановки.

01.02

Решение задач.

08.02

Приближение к экстремуму выравниванием значений переменных (метод Штурма).

08.02

Решение задач

15.02

Использование симметричности, однородности и цикличности левой и правой части неравенства

15.02

Решение задач

22.02

Геометрические неравенства, устанавливаемые с применением соотношений между длинами сторон треугольника.

22.02

Решение задач

01.03

Условные тождества.

01.03

Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое в случае двух и большего числа параметров.

15.03

Решение задач

15.03

Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое в случае двух и большего числа параметров.

05.04

Решение задач

05.04

Геометрические интерпретации. Четыре средние линии трапеции.

12.04

Решение задач

12.04

Среднее арифметико-геометрическое Гаусса и среднее арифметико-гармоническое.

19.04

Круговые неравенства, методы их доказательства и опровержения

19.04

Средне арифметическое взвешенное и его свойства.

26.04

Средние степенные и средние взвешенные степенные.

26.04

Неравенства Чебышёва и некоторые его простейшие обобщения.

03.05

Некоторые обобщения неравенства Чебышёва и Коши-Буняковского.

03.05

Мы с ними уже встречались.

10.05

Свойства одномонотонных последовательностей – источник замечательных неравенств.

10.05

Неравенство Иенсона

17.05

Неравенство Коши-Гельдера и Минковского

17.05

Неравенства в финансовой математике.

24.05

Задача Дидоны и другие задачи на оптимизацию.

24.05

Поиск наименьших и наибольших значений функции с помощью замечательных неравенств.

31.05

Поиск наименьших и наибольших значений функции с помощью замечательных неравенств. Решение задач.

31.05

Поиск наименьших и наибольших значений функции с помощью замечательных неравенств. Решение задач.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в данном курсе является системно-деятельностный подход.

Основные результаты освоения данного элективного курса.

Общеучебные умения и навыки:

  • сформированная мотивация учащихся к изучению математики;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- понятие «больше», «меньше», «не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства;

- основные методы сравнения двух чисел: «по определению», сравнение их отношений с единицей, сравнение их степеней, сравнение их с промежуточным числом, метод использования «замечательных неравенств»;

- основные методы установления истинности неравенств с переменными: метод анализа, метод синтеза, метод «от противного», метод использования тождеств, метод подстановки (введение новых переменных), метод оценивания (усиление и ослабления);

- схему применения метода математической индукции;

- неравенство Коши для произвольного числа переменных;

- соотношение Коши-Буняковского;

-средние арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое двух положительных чисел, их геометрическое интерпретация.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- применять основные методы сравнения двух чисел;

-применять основные способы доказательства истинности неравенств с переменными;

-применять метод математической индукции для доказательства неравенств;

- применять неравенство Коши - Буняковского при n = 2 и n = 3;

-применять замечательные неравенства для нахождения наибольшего и наименьшего значений функций, решения несложных задач на оптимизацию.


Используемая литература:

1. Гомонов С. А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 -11 классы. Профильное обучение Элективные курсы. Учебное пособие: Москва. Дрофа 2006.

2. Гомонов С. А. Методические рекомендации к элективному курсу Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 -11 классы. Профильное обучение Элективные курсы. Москва. Дрофа 2006.

3. Ким Н. А. Неравенства: через тернии к успеху. Элективный курс. Алгебра 10 – 11 классы./ Волгоград: ИТД «Корифей». 2007г.

4. КаспржакА.Г.Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Математика». Министерство образования РФ.- Национальный фонд подготовки кадров.- М.: Вита-Пресс, 2004

5. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1991.

6. Сканави М.И., Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, Альянс-В, 2001.

7. Чеботарева Л.А. Задачи с параметрами / Л.А. Чеботарева // Профильная школа. – 2007. – №2.

Интернет-ресурсы:

- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) www.fipi.ru - Сайт газеты «Математика» http://mat.1september.ru

- Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ - МО и Н РФ www.edu.ru

- http://alexlarin.net/ - Сайт Ларина Александра

Цифровые образовательные ресурсы учителя (презентации, иллюстрации и др.)

Технические средства обучения: экспозиционный экран, персональный компьютер, мультимедийный проектор, компьютер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!