Урок русского языка 4 класс
Неопределённая форма глагола
Составила Татищева И. А
учитель начальных класов
МАОУ СОШ №3
г. Первоуральска
Путешествие по королевству Глаголов.
Глагол
Это … .
Обозначает … .
Отвечает … .
Изменяется по … и … .
В предложении является … .
1 задание:
а
Вык..пал, ш..гает, прив..зти, п..сать, выд..ржал, угр..жают, б..речь, ст..мнеет, сб..гут
о
е
о
и
е
е
е
е
Проверка
п. в. н. в. б. в.
выкопал угрожает стемнеет
выдержал шагает сбегут
Какие слова не записаны?
писать, беречь, привезти
Тема урока:
Неопределенная форма глагола
Цели:
- учиться находить
в текстах глаголы неопределенной формы и правильно ставить вопросы
-уметь правильно
употреблять глаголы неопределенной формы в речи
Что с делать?
Что делать?
По иллюстрациям назовите глаголы, к которым можно задать вопрос
Что делать?
спать
рисовать
мыть
нести
Определите, какое окончание у этих глаголов?
- ть
- ти
По иллюстрациям назовите глаголы, к которым можно задать вопрос
Что сделать?
увезти
испечь
надеть
поднять
Определите, какое окончание у этих глаголов?
- ть
- ти
Прочитайте сведения о языке и определите, как называются глаголы, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и оканчиваются на -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ?
Это неопределённая форма глагола
Неопределённая форма - это начальная форма глагола
с. 72
Перечислите признаки, по которым будем учиться распознавать неопределённую форму глагола
Что делать? Что сделать?
Оканчиваются на - ТЬ, -ТИ, -ЧЬ .
Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец. Инфинитив – звучит приятно, Я вам назвался, наконец!
Инфинитив берёт своё начало с латинского языка и переводится как «неопределённый».
Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться).
- ТЬ, -ТИ, -ЧЬ .
Задание 2 Работаем со словосочетаниями!
- Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы.
- Определите, в какой группе глаголы в неопределённой форме? Спишите.
- Задайте вопрос к каждому из этих глаголов.
с. 72 упр. 148
Работаем со словосочетаниями!
- У каких глаголов можно определить время?
- Спишите. Укажите их время.
Проверим работу!
Читаю сказку (н. в.), играл в шахматы (п. в.), повторим правило ( б. в.), слушали радио (п. в.).
с. 72 упр. 148
Задание 3
Укажите в стихотворении глаголы неопределённой формы.
Объясните, по каким признакам вы их определили?
с. 73 упр. 150
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
- Выделите - ТЬ, -ТИ .
- ти
- ть
Страничка самопроверки
Ударил гром дв е надц а ть раз И замер в ст о р о не. Природа отд а ла приказ 3 С а лютова ть 2 весне.
Приказ — ч е рёмух е цв е сти ,
Крапив е быть не злой,
Дождю д о рожки подм е сти
С е ребряной м е тлой.
… А со л нцу — выйти из - за туч
И в е селее греть!
Проверим разбор слова как части речи!
Приказ — сущ. (что?).
Н. ф. - приказ.
Нариц., неодуш.
М. р., в В. п., в ед.ч., 2 скл.
Вт. член – дополн.
Памятка с. 146
Салютовать
Неопределённая форма
(начальная форма)
что сделать?
что делать?
-чь-
-ти-,
-ть-,
(увлечь)
время, число
Итог урока
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Какие цели мы ставили перед собой?
- Удалось ли нам их достигнуть?
- Чему научились на уроке?
Я
Домашнее задание
Стр. 72 правило, упр. 151
Оцените свою работу!
Затруднений нет!
Есть затруднения, удалось разобраться!
Буду разбираться ещё, попрошу помощи у учителя!
Молодцы!
https://www.maam.ru/detskijsad/avtorskaja-skazka-o-glagolah-neopredelyonoi-formy-k-uroku-ruskogo-jazyka.html Елена Родионова
https://infourok.ru/material-po-russkomu-yazyku-skazka-ob-infinitive-5101975.html