Урок русского языка в 3 классе, программа «Перспектива» |
Учитель | Куликова Елена Анатольевна, МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени |
Тема урока | Неопределенная форма глагола |
Тип урока | Открытие новых знаний (ОНЗ) |
Цель | Создание условий для формирования умения определять неопределенную форму глагола по вопросам и отличать от других форм. |
Планируемые результаты | Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося; повышение уровня рефлексии и адекватной самооценки на основе формирующего критериального оценивания учебной деятельности; осознание алгоритма учебного действия; Метапредметные Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение; планировать учебное сотрудничество. Познавательные: освоение умения распознавать глаголы в неопределенной (начальной) форме и находить их в предложении; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; учиться извлекать информацию из текстов; освоить способы решения проблем поискового характера; освоить основы познавательной рефлексии; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий. Предметные: Сформулировать понятие неопределенной (начальной) формы глагола; сформировать умение определять по вопросам неопределенную форму глагола; сформировать умение различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (без обозначения категории вида); правильно ставить глаголы в начальную форму, учитывая категорию вида, но не называя ее, ориентируясь на вопросы что делать? и что сделать? подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; непроизносимыми согласными, расширить словарный запас учащихся. |
Основные понятия | Глагол, начальная форма, неопределенная форма |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Неопределенная форма глагола». Карточки со словами для работы в группе и фронтально, карточки с терминами и вопросами для составления Кластера, конверты. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. |
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Начинаем урок русского языка. Я рада всех приветствовать. Поприветствуйте и вы друг друга. АМО «Приветствие пальчиками». (Слайд 2) Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и познавательным. Успехов нам и удачи! Откройте тетради, запишите число, классная работа. Для урока я приготовила пословицу, прочитайте её и объясните смысл: Книги ч_тать – не дурака в_лять, а ум и сер_це разв_вать. (Слайд 3) - Назовите орфограммы, проверьте. Запишите пословицу в тетрадь, соблюдая законы орфографии и каллиграфии. Оцените свою работу, используя «Волшебные линеечки». По каким критериям будете оценивать? Проверьте свою работу. (Слайд 4) Пусть эта пословица станет девизом нашего урока и каждый раз, когда будете брать в руки учебник, книгу, вы будете её вспоминать. А мы продолжаем наше путешествие по области «Глагол», страны «Части речи». - В некоторых городах этой области мы уже побывали, но есть ещё и неизведанные земли, которых гораздо больше. Так, что впереди нас ждёт много открытий. (Слайд 5) Готовы? | Обучающиеся приветствуют друг друга пальчиками. Читают пословицу, объясняют смысл, называют орфограмму, подбирают проверочные слова. Называют критерии и оценивают свою работу. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | - Но вначале вспомним, что вы знаете про глагол? АМО «Кластер» (на карточках слова: самостоятельная часть речи, действие предмета, вопросы, что делает? что делал? что сделает? и т.д., настоящее время, прошедшее время, будущее время, единственное число, множественное число, в предложении является сказуемым). АМО «Соседушка, послушай» - Ещё раз проговорите определение глагола в парах тихим шепотом по очереди. - Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием: определите число и время глаголов. Вспомним алгоритм действий (составляется из частей «Кластера»): Задаю вопрос; Определяю значение числа; Определяю значение времени; Если это форма прошедшего времени, то должен присутствовать суффикс -Л- - Работать будете в группах. Посмотрите на схему. Встаньте командиры, которые будут представлять результат работы группы. На ваших карточках 4 слова - по слову на каждого участника группы. Определите число и время глагола. Работаем по часовой стрелке, начиная с командира. По звонку работу начинаем и заканчиваем. Группа, закончившая первой, сигнализирует другим. Группы покажите готовность. Начали! Укажите число и время глаголов: поговорила – говорит – говорить – поговорят - | | Обучающие рассказывают про глагол, на доске составляют кластер. Дети работают в группах: определяют число и время глаголов. |
3. Выявление места и причины затруднения | Представление работы групп. (Слайд 6) - Почему у нас получились разные ответы? Может, сделали что-то не так, например, нарушили алгоритм? Давайте проверим ещё раз. Всё так! - А может, это просто слово такое особенное – исключение? Найдите в пословице глаголы и укажите грамматические значения. читать –? валять –? развивать -? – В чём затруднение? | Командиры представляют работу групп. Оценивание работы групп. Обучающиеся не смогли не смогли правильно определить число и время глаголов, т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать? а во временных вопросах такого нет. Вывод: это неизвестная форма глаголы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Подумайте, как может называться форма глагола, у которой НЕ ОПРЕДЕЛИТЬ грамматические признаки. | Предположения обучающихся. |
5. Реализация проекта выхода из затруднения | В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. Назовите тему нашего урока? Определите цель урока? (цель урока формулируют обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя). (Слайд 7) Работа с учебником. Откройте учебники на с. 76, прочитайте монолог профессора Самоварова и ответьте на вопрос: какую новую информацию почерпнули из статьи? Сделаем вывод. (Слайд 8) (Можно включить в этот эта урока грамматическую сказку, которую легко найти на страницах книги В.В. Волиной «Занимательная грамматика» *) Глаголы гордятся своими значениями. Самые гордые глаголы движения. Они всегда подчёркивают, что движение- это жизнь. Без движения невозможен прогресс – нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни. -Как же двигаться, не думая? - возражают им глаголы мысли. – Надо думать, понимать, размышлять, сомневаться, тогда и можно говорить о смысле жизни. -Вот именно, говорить, - радуются глаголы речи. О смысле жизни можно спорить, доказывать, убеждать, твердить, шептать. А если не работать, то хоть что говори, а жизнь лучше не станет. Действительно, глаголы всегда спрашивают: что делать? что сделать? Всегда готовы трудиться, учиться, работать, тренироваться, заниматься.* | «Неопределённая форма глагола». Научиться отличать неопределенную форму глагола от других форм. Обучающие читают статью и отвечают, на поставленный вопрос. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Физминутка. На доске 4 конверта: Прошедшее время Настоящее время Будущее время Неопределённая форма глагола. Ваша задача найти глазками отправить глаголы в нужный конверт. Цепляем глагол глазками слово и, словно мышкой, ведём его и опускаем в конверт. Ваша задача за 1 минуту положить как можно больше слов и запомнить, какие слова вы положили в тот или иной конверт. Строить, рисовал, сообщать, читает, пожелтеет, лежать, рассказать, научил, кричу, петь, помыть. - Какие глаголы вы отправили, и в какой конверт. Что вам для этого нужно было сделать. Дополните каждую группу своими примерами. (Первый конец урока. Делается вывод по тому материалу, с которым познакомились) | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | - Потренируемся в распределении глаголов неопределённой формы в группы по вопросам. Выполним упражнение № 132, на с. 76. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Рядом с каждым правильным словом поставьте знак «+». (образец выполнения на слайде 9) Сами оцените свою работу, используя линеечки. Назовите критерии оценивания. В чем испытали затруднение? Какова причина? Когда глагол обозначает действие законченное, когда – действие незаконченное? (Второй конец урока. Делается вывод по тому материалу, с которым познакомились) | Обучающиеся выполняют задание. Взаимопроверка. Оценивание по образцу. Самооценка. |
8. Включение в систему знаний | Давайте еще раз вспомним, какова тема урока? - Где нам могут пригодиться эти знания? Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а также расшифровать фразеологизмы. Один из них есть в пословице. Назовите его. (не) дурака валять. Объясните фразеологизм глаголами, употребив их в неопределенной форме. - Какие трудности возникли при выполнении этого задания? Проверим. (Слайд 10) Оцените свою работу, используя волшебные линеечки. Назовите критерии оценивания? | Обучающиеся отвечают на вопрос. 1. Паясничать 2. Бездельничать 3. Дурачиться 4. Трудиться 5. Учиться. |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Назовите тему урока, цель урока? - Достигли цели урока? - Какие отличительные черты неопределенной формы глагола вы узнали? - Дополним Карту Понятий новыми сведениями по этой части речи. - Какие были трудности? - Все справились мы с затруднением? (Слайд 11) Посмотрите на задания, которые вы выполняли и оценивали на уроке. -Дайте оценку своей работе в целом. АМО «Светофор» (Слайд 12) 3елёный – я научился и смогу научить других; желтый – в целом материал понятен, но затруднения остались, красный – я не понял, требуется помощь. - Наш урок окончен, но не путешествие по стране «Части речи» и одной из её областей «Глаголы». Тем более что трудности ещё остались. (Слайд 13) | |
10. Домашнее задание. | - Мы начали наш урок с мудрости русского народа. Дома я вам предлагаю пополнить список пословиц и поговорок о пользе чтения, используя как учебник, так и другие источники. С. 77, упр. № 133. | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник |