СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола" (программа "Перспектива")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола" (программа "Перспектива")»

Технологическая карта урока

Урок русского языка в 3 классе, программа «Перспектива»

Учитель

Куликова Елена Анатольевна, МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени

Тема урока

Неопределенная форма глагола

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель

Создание условий для формирования умения определять неопределенную форму глагола по вопросам и отличать от других форм.

Планируемые

результаты

Личностные:

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

  • повышение уровня рефлексии и адекватной самооценки на основе формирующего критериального оценивания учебной деятельности;

  • осознание алгоритма учебного действия;

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;

  • планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

  • освоение умения распознавать глаголы в неопределенной (начальной) форме и находить их в предложении;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • учиться извлекать информацию из текстов;

  • освоить способы решения проблем поискового характера;

  • освоить основы познавательной рефлексии;

  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью;

  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий.

Предметные:

  • Сформулировать понятие неопределенной (начальной) формы глагола;

  • сформировать умение определять по вопросам неопределенную форму глагола;

  • сформировать умение различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (без обозначения категории вида);

  • правильно ставить глаголы в начальную форму, учитывая категорию вида, но не называя ее, ориентируясь на вопросы что делать? и что сделать?

  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; непроизносимыми согласными, расширить словарный запас учащихся.

Основные понятия

Глагол, начальная форма, неопределенная форма

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Неопределенная форма глагола».

Карточки со словами для работы в группе и фронтально, карточки с терминами и вопросами для составления Кластера, конверты.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.




Этап

урока

Содержание педагогического

взаимодействия

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности


- Начинаем урок русского языка. Я рада всех приветствовать. Поприветствуйте и вы друг друга.

АМО «Приветствие пальчиками». (Слайд 2)

Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и познавательным. Успехов нам и удачи! Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Для урока я приготовила пословицу, прочитайте её и объясните смысл:

Книги ч_тать – не дурака в_лять, а ум и сер_це разв_вать. (Слайд 3)

- Назовите орфограммы, проверьте.

Запишите пословицу в тетрадь, соблюдая законы орфографии и каллиграфии.

Оцените свою работу, используя «Волшебные линеечки».

По каким критериям будете оценивать?

Проверьте свою работу. (Слайд 4)

Пусть эта пословица станет девизом нашего урока и каждый раз, когда будете брать в руки учебник, книгу, вы будете её вспоминать.

А мы продолжаем наше путешествие по области «Глагол», страны «Части речи».

- В некоторых городах этой области мы уже побывали, но есть ещё и неизведанные земли, которых гораздо больше. Так, что впереди нас ждёт много открытий. (Слайд 5)

Готовы?

Обучающиеся приветствуют друг друга пальчиками.




Читают пословицу, объясняют смысл, называют орфограмму, подбирают проверочные слова.



Называют критерии и оценивают свою работу.






2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

- Но вначале вспомним, что вы знаете про глагол?

АМО «Кластер»

(на карточках слова: самостоятельная часть речи, действие предмета, вопросы, что делает? что делал? что сделает? и т.д., настоящее время, прошедшее время, будущее время, единственное число, множественное число, в предложении является сказуемым).

АМО «Соседушка, послушай»

- Ещё раз проговорите определение глагола в парах тихим шепотом по очереди.

- Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием: определите число и время глаголов. Вспомним алгоритм действий (составляется из частей «Кластера»):

  1. Задаю вопрос;

  2. Определяю значение числа;

  3. Определяю значение времени;

  4. Если это форма прошедшего времени, то должен присутствовать суффикс -Л-

- Работать будете в группах.

Посмотрите на схему. Встаньте командиры, которые будут представлять результат работы группы. На ваших карточках 4 слова - по слову на каждого участника группы. Определите число и время глагола. Работаем по часовой стрелке, начиная с командира. По звонку работу начинаем и заканчиваем. Группа, закончившая первой, сигнализирует другим. Группы покажите готовность. Начали!

Укажите число и время глаголов:

поговорила –

говорит –

говорить –

поговорят -


Обучающие рассказывают про глагол, на доске составляют кластер.












Дети работают в группах: определяют число и время глаголов.

3. Выявление места и причины затруднения

Представление работы групп. (Слайд 6)

- Почему у нас получились разные ответы?

Может, сделали что-то не так, например, нарушили алгоритм? Давайте проверим ещё раз.

Всё так!

- А может, это просто слово такое особенное – исключение? Найдите в пословице глаголы и укажите грамматические значения.

читать –? валять –? развивать -?

– В чём затруднение?


Командиры представляют работу групп.

Оценивание работы групп.




Обучающиеся не смогли не смогли правильно определить число и время глаголов, т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать? а во временных вопросах такого нет.

Вывод: это неизвестная форма глаголы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Подумайте, как может называться форма глагола, у которой НЕ ОПРЕДЕЛИТЬ грамматические признаки.

Предположения обучающихся.

5. Реализация проекта выхода из затруднения


В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная.

Назовите тему нашего урока?

Определите цель урока? (цель урока формулируют обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя). (Слайд 7)

Работа с учебником.

Откройте учебники на с. 76, прочитайте монолог профессора Самоварова и ответьте на вопрос: какую новую информацию почерпнули из статьи?

Сделаем вывод. (Слайд 8)

(Можно включить в этот эта урока грамматическую сказку, которую легко найти на страницах книги В.В. Волиной «Занимательная грамматика» *)

Глаголы гордятся своими значениями. Самые гордые глаголы движения. Они всегда подчёркивают, что движение- это жизнь. Без движения невозможен прогресс – нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни.

-Как же двигаться, не думая? - возражают им глаголы мысли. – Надо думать, понимать, размышлять, сомневаться, тогда и можно говорить о смысле жизни.

-Вот именно, говорить, - радуются глаголы речи.

О смысле жизни можно спорить, доказывать, убеждать, твердить, шептать.

А если не работать, то хоть что говори, а жизнь лучше не станет. Действительно, глаголы всегда спрашивают: что делать? что сделать? Всегда готовы трудиться, учиться, работать, тренироваться, заниматься.*

«Неопределённая форма глагола».

Научиться отличать неопределенную форму глагола от других форм.

Обучающие читают статью и отвечают, на поставленный вопрос.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физминутка.

На доске 4 конверта:

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Неопределённая форма глагола.

Ваша задача найти глазками отправить глаголы в нужный конверт. Цепляем глагол глазками слово и, словно мышкой, ведём его и опускаем в конверт. Ваша задача за 1 минуту положить как можно больше слов и запомнить, какие слова вы положили в тот или иной конверт.

Строить, рисовал, сообщать, читает, пожелтеет, лежать, рассказать, научил, кричу, петь, помыть.

- Какие глаголы вы отправили, и в какой конверт. Что вам для этого нужно было сделать. Дополните каждую группу своими примерами.

(Первый конец урока. Делается вывод по тому материалу, с которым познакомились)











7. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Потренируемся в распределении глаголов неопределённой формы в группы по вопросам.

Выполним упражнение № 132, на с. 76.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Рядом с каждым правильным словом поставьте знак «+».

(образец выполнения на слайде 9)

Сами оцените свою работу, используя линеечки. Назовите критерии оценивания.

В чем испытали затруднение? Какова причина?

Когда глагол обозначает действие законченное, когда – действие незаконченное?

(Второй конец урока. Делается вывод по тому материалу, с которым познакомились)

Обучающиеся выполняют задание.

Взаимопроверка.

Оценивание по образцу.



Самооценка.

8. Включение в систему знаний

Давайте еще раз вспомним, какова тема урока?

- Где нам могут пригодиться эти знания?

Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а также расшифровать фразеологизмы. Один из них есть в пословице. Назовите его. (не) дурака валять.

Объясните фразеологизм глаголами, употребив их в неопределенной форме.

- Какие трудности возникли при выполнении этого задания?

Проверим. (Слайд 10)

Оцените свою работу, используя волшебные линеечки. Назовите критерии оценивания?

Обучающиеся отвечают на вопрос.



1. Паясничать

2. Бездельничать

3. Дурачиться

4. Трудиться

5. Учиться.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Назовите тему урока, цель урока?

- Достигли цели урока?

- Какие отличительные черты неопределенной формы глагола вы узнали?

- Дополним Карту Понятий новыми сведениями по этой части речи.

- Какие были трудности?

- Все справились мы с затруднением?

(Слайд 11)

Посмотрите на задания, которые вы выполняли и оценивали на уроке.

-Дайте оценку своей работе в целом.

АМО «Светофор» (Слайд 12)

3елёный – я научился и смогу научить других; желтый – в целом материал понятен, но затруднения остались, красный – я не понял, требуется помощь.

- Наш урок окончен, но не путешествие по стране «Части речи» и одной из её областей «Глаголы». Тем более что трудности ещё остались.

(Слайд 13)


10. Домашнее задание.

- Мы начали наш урок с мудрости русского народа. Дома я вам предлагаю пополнить список пословиц и поговорок о пользе чтения, используя как учебник, так и другие источники.

С. 77, упр. № 133.

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!