СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неофициальные символы моей республики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

Просмотр содержимого документа
«Неофициальные символы моей республики»

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Всероссийский конкурс обучающихся на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации






Номинация «_ Исследовательская работа»


Тема работы

«Неофициальные символы моей республики «










Подготовил: Сафонов Арслан Олегович

ученик 9 класса МОУ»Верхне-Иволгинская «СОШ с.Верхняя Иволга ,ул.Молодежная,д.1


Руководитель: Дарханова Валентина Павловна

Учитель истории МОУ «Верхне-Иволгинская» СОШ с.Верхняя Иволга,Иволгинского района.ул. Молодежная, д.1

89503896949, 89834237410 [email protected]








с. Верхняя Иволга 2020 г



Оглавление



Введение ------------------------------------------------------------------------------------------------3 стр

1 Неофициальные символы Бурятии ---------------------------------------------------------------4стр

1.2. Байкал ---------------------------------------------------------------------------------------------8-9стр

1.3. Дацаны, субурганы --------------------------------------------------------------------------10-11стр

1.4. Бурятская юрта -----------------------------------------------------------------------------------12стр

1.5. Традиционная бурятская одежда--------------------------------------------------------------13стр

1.6. Блюда бурятской кухни -------------------------------------------------------------------------14стр

1.7. Лошадь, коновязь --------------------------------------------------------------------------------15стр

1.8. Национальные виды спорта ----------------------------------------------------------------16-20стр

1.9. 5- цветные хадаки ----------------------------------------------------------------------------21-22стр


Заключение -------------------------------------------------------------------------------------------- 23стр

Список использованной литературы --------------------------------------------------------------24стр




































Введение

Тема моей исследовательской работы является «Неофициальные символы Бурятии».

Просматривая красочные журналы и научно-популярные книги, я заинтересовался данной достаточно интересной и познавательной темой символы страны, региона, так как в настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления его духовности. Нам молодым нужно знать и чтить культуру, обычаи и нравы своего народа.

Поэтому актуальность проблемы заключается в необходимости развития национальных культур, формирования национального самосознания, освоения родной культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга, стать по-настоящему носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, а именно бурятского народа.

Цель – ознакомиться с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры

Для достижения поставленной цели я поставил следующие задачи:

  • Приобщение к изучению истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.

  • Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству, Родине.

  • Способствовать развитию навыков познавательной, творческой деятельности.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы.

Формы и методы:

  • Исследовательская

  • Поисковая

  • Работа в библиотеке со справочными материалами, с архивными документами

  • Интервью у старожилов села Доржиева Валентина Дашиевна ,Тогочи ева Елена Баировна




















Неофициальные символы Бурятии


Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы – условные знаки или изображения, имеющие для человека и для меня или целого народа очень важное значение. Поэтому я выбрал эту тему, говоря о Париже мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы или небоскребы. Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические проблемы моего исследования. Символы вызывали и вызывают у меня определенные представления. Так для каждой страны ,региона села имеет огромное значение ее история, культура и быт. Бурятия ! Мой край родной !Родимая Отчизна! Республика Бурятия имеет свои официальные и неофициальные символы, о которых я хочу поведать в своем исследовании.


«Бурятия»

Нарата ундэр дайдатай Люблю тебя, моя земля

Нарhата удхэн тайгатай Твои равнины, реки и поля

Мунгэтэ гун Байгалтай Твои леса, овраги и хребты –

Туухэ домогоороо баян О, Родина! О, как прекрасна ты!

Турэл Буряад оромнай












«Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: синей, которая вдвое шире остальных, белой и жёлтой. В древковой части синей полосы на расстоянии 1/4 длины флага от древка изображено золотое соёмбо (то есть изображение луны, солнца и очага из трёх языков пламени). Отношение длины флага к его ширине равно 2:1».  

Синий цвет-национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность. "Хухэ Мунхэ Тэнгэри" ("Вечно Синее Небо") - олицетворение верховного божества неба и судьбы у бурят. Белый цвет — символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности. Жёлтый (золотой) цвет подчёркивает духовное начало (верующие буряты в Забайкалье исповедуют тибетский буддизм школы гелуг, символический цвет которой — жёлтый, золотой. Жёлтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании.

Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором размещен трехцветный круг (сине-бело-желтый цвета национального флага). В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг).

Гимн Бурятии — музыкально-поэтическое произведение, один из государственных символов Республики Бурятия наряду с флагом и гербом. Основа гимна — «Песня о родной земле», стихи — Дамба Жалсараев (перевод на русский язык — Олег Дмитриев), музыка — Анатолий Андреев.



Площадь Советов»


Площадь Советов – символ центра Республики Бурятия, ее средоточие. Ранее называлась Нагорная. По площади – административные здания, а также здания кинотеатра «Прогресс», Геологоуправления, Главпочтамт, Гостелерадиокомпании, Академического театра оперы и балета, Бурятский государственный университет. В центре площади бронзовый памятник В.И. Ленину. Архитекторы: А.Н. Душкин и П.Г. Зильберман. Местные жители назначают здесь встречи, здесь на главной площади проходят парады, смотры, встречи, концерты. Туристы ,приезжающие к нам в Бурятию первым долгом посещают нашу главную площадь республики. Здесь очень красиво, растут голубые ели, летом бывает очень много посетителей да и потом сами улан-удэнцы очень любят встречаться на площади, влюбленные назначают свидания.





Главная площадь республики - Площадь Советов



Кинотеатр «Прогресс»



Государственный русский драматический театр


Новый корпус Бурятского Государственного Университета имени первого ученого Доржи Банзарова





«Байкал»


Байкал не только бесценная чаша с живой водой, но кроме того, часть души нашей. В радостях и печалях, на пиру и во фронтовой землянке пели мы про Байкал, черпая из него заглазно ,наряду с прочими великими источниками, богатырскую силу нашу.

Байкал – славное море, священный Байкал, мировое наследие. Самое глубокое озеро и самое крупное хранилище пресной воды на планете Возраст Байкала около 25 млн. лет. Максимальная глубина – 1637 м. Длина – 636 км. Количество островов 26. Самый крупный – Ольхон. Флора и фауна – около 2500 видов водных животных и 1000

видов растений, из которых 75 % - эндемики. Впадает рек (по данным И.Д. Черского) –

336, 544 (по данным О.Г.Гусева). Самый крупный приток – Селенга. Вытекает р. Ангара. Символ Байкала – нерпа, пресноводный тюлень.



Озеро Байкал.Шаман - гора на острове Ольхон






«Дацаны», «Субурганы»


Субурганы, дацаны – самые почитаемые и священные места верующих. Буддизм проник в Забайкалье из Монголии и Тибета в середине XVII в. Первый буддийский дацан – Цонгольский был открыт в 1730 г. Ныне в Бурятии действует 16 дацанов, 12 буддийских обществ. Иволгинский дацан – центр Духовного Управления буддистов, это место, где я родился и вырос, где находится Нетленное тело Даши Доржо Этигелова куда, каждый год приезжают тысячи паломников со всего мира и где проводятся хуралы. В январе – феврале празднуют Сагаалган – Новый год по восточному календарю. В дацане хранится саркофаг с нетленным телом пандидо Хамбо – ламы Даши – Доржо Этигелова. Буквально в начале октября для нашего района и для республики Бурятия было грандиозное, важное событие - это возрождение и открытие первого буддийского храма в местности Улзын Добоо – Янгажинского дацана.






Иволгинский дацан-главная резиденция Хамбо-ламы










Субурганы







«


















Бурятская юрта»


Юрта – традиционная форма жилища бурят – скотоводов, вселенная кочевника. Одна из древнейших форм каркасных построек, в которой органически сочетались уникальные архитектурные и функциональные качества. Это - простота сборки и разборки – конструкция могла сжиматься и растягиваться как гармошка; компактность и легкость перевозки, устойчивость при ветрах и неподверженность заносам, сохраняемость заданной температуры, долговечность. По древней традиции человек, входящий в юрту говорил пожелание: «Пусть пребудут в доме пять видов счастья», каковыми считались долголетие, счастье, плодовитость, почет, богатство.




«Традиционная бурятская одежда»


Как рассказывает – жительница нашего села: ”Дэли – традиционная, декоративно украшенная орнаментом, с широким шелковым кушаком, бурятская одежда, в которой танцевали зажигательный ехор, состязались в пении. Покрой дэли халатообразный, без плечевого шва, с запахом на правую сторону. Зимнее дэли шили обычно из овчины или длинношерстной мерлушки, покрывая далембой, сукном, китайским шелком, бархатом. Летние дэли – тэрлиг были матерчатые. Дэли делались длиннополыми, до щиколоток и хорошо защищали ноги, особенно при езде на лошади, от сильных морозов, ветров. Удлиненные рукава дэли выполняли функцию рукавиц. Обшлага рукавов в виде конского копыта оторачивали мехом бобра, мерлушкой или бархатом. Традиционные головные зимние уборы бурят -это шапки (хасабшатай малгай) с простроченной конической тульей и наушниками, подбитые мехом рыси, лисы, бобра или мерлушкой. Летняя шапка имеет высокую тулью с горизонтальными или вертикальными строчками и околыш, покрытый бархатом, украшенные навершием (дэнзэ, жинчи) вставкой из серебра, коралла, лазурита, малахита. К верху шапки прикрепляют шелковую кисть из крученных ниток красного цвета-залаа. Традиционная обувь бурят –обувь из юфти – эрмэг гутал, на толстой войлочной подошве, обшитой материей, с загнутым кверху носом. Летняя обувь имела кожаные голенища, подошву из сыромятной кожи и носок, загнутый кверху.Непременные атрибуты традиционного мужского костюма – нож в ножнах, огниво, заложенные за пояс на правом боку, у женщин украшения из серебра, коралла и т.д.”




«Блюда бурятской кухни»

Бурятский народ, бережно отбирая из своих традиций и обычаев ценное и непреходящее, дорожит своей национальной кухней. Встречая гостя, буряты считают своей честью угостить его именно блюдами национальной кухни. Пища из молока у бурят занимает особое место, считается символом бурятского гостеприимства. Есть древний обычай: на стол гостю прежде всего ставят что-либо молочное, будь то сметана, сливки, молоко.. Недаром говорится: «Чай с молоком - для друга».Особой популярностью, среди молочных блюд, питательные и высококалорийные, считаются: саламат, уураг (молозиво), творог(айрhан), хурууд(сыр), Yрмэн( молочные пенки); хорошо утоляющие жажду, обладающие ценными диетическими и лечебными свойствами напитки: хYрэнгэ или айраг ( кислое квашенное молоко), тараг (простокваша), сэгээ(кумыс) и т.д. Ценные мясные блюда, приготовленные умело и любовно, отвечающие самым изысканным вкусам: бухлеры, буузыYбсYYн, ореомог, хирмаса, кровяная колбаса, тоолэй( отварная баранья голова), дала(лопатка), хушуур(мясные груши), шарбин(пресные беляши) и т. д.




Бурятские угощения к Сагаалгану-встреча Нового года по восточному календарю















«Лошадь», «Коновязь»

Лошадь – символ жизни, самый верный помощник. Конь всегда был рядом с бурятом, служил верой и правдой. Он не только спасал всадника во время перекочевок и вооруженных стычек, но и давал мясо, кумыс. Конский волос шел на изготовление веревок, из кожи шили обувь, из сухожилий – крепкие нити.. Во все времена непременной принадлежностью бурятского двора была «сэргэ»- коновязь, в виде вкопанного в землю столба, верхняя часть которого покрывалась резным орнаментом. Коновязь служила предметом особого почитания. Наличие ее во дворе свидетельствовало о богатстве и достоинстве хозяина, а ее отсутствие – о безлошадности и бедности.



Коновязь


«Национальные виды спорта бурят»


Национальные виды спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки – символ силы, меткости и ловкости. В давние времена мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня –«сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнование по стрельбе – сурхарбан – стало названием национального праздника, завораживающий и привлекающий людей праздник – стремительный, как звон стрелы или полёт скакуна, радостный как песня и танец. И не случайно. Лук и стрелы исстари

висели в юрте на почётном месте, никому нельзя было переступать через них. Стрела играла важную роль в обрядах призывания плодородия, счастья, была талисманом – оберёгом. Для стрельбища выбирали ровное место и рыли канавки, расстояние между ними было в три лука. В канавках расставляют вплотную друг к другу «суры» –комочки шерсти, обшитые кожей. Победителем считался тот, кто выбивал больше мишеней. А сколько сказок и легенд связано с верными помощниками и друзьями людей – скакунами. В сказках, народных преданиях они всегда выручают своих героев. Самый увлекательный и техничный вид состязаний у бурят – скачки. Участники скачек обычно соревнуются на дистанции три – четыре километра. По древней традиции, после скачек произносится хвала коню, пришедшему первым:


Закрывающий тень от высокой горы,

В пылу врага сокрушающий,

Туманящий широкую жёлтую степь,

Раздувающий львиную грудь,

Копытами зло разметающий,

Бег твой подобен полёту Гаруди!

   

Мифической птице Гаруди и орлу уподобляется и победитель в бурятской борьбе, который исполняя танец в её честь, воспарял как бы к Небу. В борьбе проигрывает тот, кто хоть коленом или пальцем касается земли, - отголосок прежних верований о неприкосновенности Матери– Земли. Борьба, по мнению, болельщиков, привлекательна тем, что в национальной борьбе не всегда выигрывает более сильный или тяжёлый атлет. Нужна ещё и ловкость: правила неумолимы – коснулся рукой земли – выбыл из турнира. Схватки бывают острыми и приносят немало сюрпризов. Наградой победителю, как правило, служит живой баран, которого победитель уносит на руках под восторженные крики зрителей.














Стрельба из лука




Шагай наадан очень популярная древняя игра с костяшками



Бухэ барилдаан - национальная борьба



























Танец орла исполняет победитель



Мори уриилдаан - конные скачки












«Девушка с хадаком»


До нынешних времен сохранился обычай – хранить 5 – цветные хадаки. По словам – старожила нашего села: «У человека, который умеет хранить хадаки – деньги держатся и множатся. За месяц до празднования Белого месяца – Сагаалгана, хадаки 5 цветов преподносят на домашний алтарь – для всеобщего благоденствия и счастья. По древней традиции бурят, во время празднования Сагаалгана, гостям дарят хадаки в знак учтивости, дружбы и уважения. Значения цветов: С иний – символ постоянства, спокойствия, равновесия. Зеленый – символ вечной жизни, изобилия. Белый – символ благородства мыслей и чувств, сострадания. Красный – символ радости и победы. Желтый – символ процветания, распространения буддизма»




Бурятские девушки с хадаками приветствуют гостей






Встреча главы Республики Бурятия А.Цыденова в Иволгинском районе




Встреча высокого гостя в аэрапорту г.Улан-Удэ




























Заключение


Работая над этой темой моего исследования , я пришел к выводу о том, что Бурятия – это место, где я родился где мы живем, где жили мои предки. Бурятия – это наша земля , мой родной дом, где все родное, понятное - язык, традиции, обычаи. И где бы мы ни жили, Бурятия останется в нашем сердце навсегда. Мы часть ее истории, моя малая родина - село Верхняя Иволга У нас удивительная Республика! Здесь дружно, как брат с братом проживают более 150 различных народов из разных уголков нашей планеты. Каждый из этих народов бережно хранит свои обычаи, танцы, песни, пословицы и поговорки .Но при этом с уважением и интересом относится к культуре народов-соседей. Потому что дружба и взаимопомощь помогают нам быть сильнее. Мы любим свою Бурятию, уважаем старших и заботимся о тех, кто нам дорог!


Всех людей,чьи сердца и помыслы чисты!

Всей душой, с поклоном ,приглашаю!

В щедрую долину Иволги!



























Список литературы


    1. Батаржаргалай С. «Бурятская национальная одежда» - Улан-Удэ: изд. «Бэлиг», 2006 - 14 с.

    2. «Верхнеудинск.Улан-Удэ». – Улан-Удэ: тип. «НоваПринт», 2006-50 с.

    3. «Вокруг света. Байкал» - Иркутск: изд. «Вокруг света», 2007 – 127 с.

    4. Михайлов В.А. «Войлочная и деревянная юрты бурят» - Улан – Удэ: изд. ОНЦ «Сибирь» - 1993 -75 с.

    5. Наследие народов РФ. «Сокровища культуры Бурятии» - Москва: НИИЦентр, 2002 – 320с.

    6. «Очерки истории культуры Бурятии». - Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во,1972 -490 с.

    7. Сампилов Ц. «Этнографические зарисовки» - Новосибирск: изд. «Наука», 1995 – 12 с.

    8. Цыдынжапов Г.Ц., Бадуева Е.Б. «Бурятская кухня» - Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1991 – 96с.

    9. «Этнографический музей народов Забайкалья». – Улан – Удэ: Бур.кн.изд-во, 1985- 64 с.

























23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!