Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Усть-Кутского муниципального образования
Занятие: «Необыкновенный концерт»
Автор: Лазаренко Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категорий
Усть-Кут, 2021
Содержание разделов методической разработки занятия
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………………….3
План занятия ………………………………………………………………………………………………………………………..5
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………9
Пояснительная записка
Данное занятие разработано в соответствии с адаптированной дополнительной общеразвивающей программой «Нотки» (1 год обучения). Занятие ориентировано на обучающихся начальных классов специального коррекционного обучения (обучающихся с интеллектуальной недостаточностью), возраст детей 7-15 лет.
Цель: достижение качественного исполнения игры на ударно-шумовых инструментах у детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством применения технологии игрового обучения.
Задачи:
Образовательные:
- учить применять навыки игры на ударно - шумовых инструментах;
- закрепить название, звук и форму ударно-шумовых инструментов;
- отработать положение рук, спины, ног при игре на ударно-шумовых инструментах.
Развивающие:
Развивать:
- музыкальные способности детей с ОВЗ в процессе слушания музыки, пения и коллективного музицирования;
- чувства ритма, посредством отработки ритмических рисунков в произведениях «Озорная полька», «Веселые поварята»;
- внимание и наблюдательность;
- умение отвечать на вопросы, активно пополнять словарный запас детей с ОВЗ.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения;
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять;
- создать художественный образ в исполняемых музыкальных произведениях.
Вид: занятие – концерт
Тип: контрольное занятие
Технология: игровая
Форма: концерт
Методы:
по способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические;
по способам управления занятием: работа под руководством педагога;
по способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный;
по логике построения учебного материала: дедукция (от общего к частному: все этапы занятия направлены на решение основной цели – достижение качественного исполнения игры на ударно-шумовых инструментах);
по стимулированию музыкально-творческой деятельности: создание ситуации успеха.
Приемы музыкальной деятельности обучающихся: практические задания, активное слушание и исполнение музыки в оркестре по партиям.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Адресат: дети с ОВЗ, дети-инвалиды.
Продолжительность: 1 занятие, 30 минут
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой развития
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.
Оборудование и дидактические материалы: мешок и коробка «Музыкальные инструменты», кастрюля, ободки «Жуки», фартуки и колпаки повара, афиша, раздаточные карточки «Ударно – шумовые инструменты», доска.
Музыкальный репертуар:
- «Озорная полька» музыка А. Филиппенко
- «Варим кашу» музыка Е. Шашина, слова Н. Кузьминых
План занятия
Блоки | Этапы | Этап учебного занятия/задачи этапов | Содержание педагогического взаимодействия | Результат |
Деятельность педагога/задача | Деятельность обучающихся |
Подготовительный | 1 | Организационный Задача: Подготовка обучающихся к работе. | На доске находится афиша «Необыкновенный концерт». Звучит настройка инструментов оркестра. | | Восприятие |
Основной | 2 | Подготовительный Подготовка к основному этапу занятия. Задача 2.1.: настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой. Задача 2.2.: Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. | - Здравствуйте! Ребята, вы пришли на занятие. На что вы обратили внимание, что слышите? - Правильно, вы слышите настройку инструментов перед концертом. На доске висит афиша. - Как вы думаете, с какой целью люди придумали афишу? О чем она может рассказать? Афиши приглашают посетить концерты, сообщают о названии, кто выступает, времени и месте, рассказывают о содержании концерта, которое мы можем увидеть или услышать. Давайте посмотрим на афишу, куда она приглашает, о чем рассказывает? - Мы узнали, что состоится концерт, познакомились с репертуаром. Ребята, а кто играет на инструментах? Правильно, музыканты. | Обучающиеся отвечают Смотрят на афишу, ориентируются в просмотре содержания афиши. Обучающиеся читают названия концерта и репертуар, отвечают на вопросы. | Осмысление начала работы |
3 | Обобщение и систематизация знаний Задача 3.1.: Формирование целостной системы представления знаний по теме. | - Музыкальных инструментов много, и мы повторим те, что изучили Задание «Музыкальный мешочек» Цель: закрепить различать ударно-шумовые инструменты по форме, знать названия инструментов. Ход: Обучающиеся руками на ощупь определяют из предложенных инструментов колокольчики и достают их из мешка. - Молодцы. А теперь посмотрим на афишу. Прочитаем, какое произведение должно звучать? Давайте, его исполним нашим зрителям. Сначала репетируем под счет. Постарайтесь быть ритмичными, чтобы я слышала не 10 музыкантов, а как будто 1музыкант играет на колокольчиках. У вас должен быть ансамбль. И если у вас все получится, то я приглашу вас на сцену. Молодцы. Я приглашаю вас на лесную полянку, находящуюся на сцену. Мы представим себя веселыми жуками и сыграем «Озорную польку». Задание «Музыкальный ящик» Цель: научить определять инструменты на слух, знать их названия. Ход: Уважаемые музыканты! Обратите внимание. У меня в руках музыкальный ящик. Я буду играть вам на инструментах, а вы определять их на слух и называть. - Хорошо. А теперь, прочитаем, какой номер мы должны исполнить. - Прежде чем исполним танец «Веселые поварята». Давайте распределим инструменты по партиям и оденем сценический образ. - Возьмите правильно ложки. Давайте покажем зрителям, как нужно правильно держать ложки. Сыграем приемы «Ладошки» и «Солнышко». Не забываем, что когда играют ложки, все остальные музыканты танцуют «Пружинку». Затем вступают бубны, а теперь звучит весь оркестр. Прием « Авансирование успешного результата». Цель: настраивание на твердую убежденность, что обучающиеся справятся с заданием. Ход: Уважаемые музыканты, у вас обязательно всё получится. Прием: «Мобилизация активности» Цель: побуждение обучающихся к выполнению конкретным действиям. Ход: Вы готовы? Будьте внимательны. Выступают «Веселые поварята». | Обучающиеся выполняют задания, определяют ударно-шумовые инструменты на слух. Обучающиеся читают. Репетируют и исполняют танец «Озорная полька» Одеваются фартуки и колпаки. Раздаются бубны, ложки и маракасы. Повторяют свои партии под счет. Обучающиеся играют и танцуют танец «Веселые поварята». | Осознанное усвоение учебного материала. Осмысление выполненной работы |
4 | Контроль и самопроверка знаний Задача 4.1.: Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. | - Как хорошо у нас получилось. Скажите, на каких инструментах вы играли «Озорную польку»? Давайте найдем на картинках колокольчики и приклеим на афишу. - Скажите, какие инструменты помогали нам варить кашу? Хорошо. Находим на картинках инструменты и приклеиваем их на афишу. - Какая красивая у нас получилась афиша. Только кого – то здесь не хватает. А вы думаете кого? Конечно фотографии исполнителей, музыкантов - вас. Ребята, посмотрите еще раз на афишу, название, программу концерта, исполнителей. Еще раз ответьте на вопрос, с которого мы начали сегодня занятие «о чем рассказывает афиша»? | Обучающиеся отвечают и приклеивают картинки на афишу. Обучающиеся находят свои фотографий и приклеивают на афишу. Обучающиеся отвечают . | Получение информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов деятельности |
Итоговый | 5 | Подведение итогов занятия Рефлексия Задача 5.1.: Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях. Задача 5.2.: Анализ и оценка успешности достижения цели. | - Молодцы. Наш концерт подошел к концу. За хорошее выступление музыканты получают подарки и аплодисменты. На следующем занятии мы с вами продолжим играть на шумовых инструментах и научимся танцевать новые танцы. Всех зрителей приглашаем на «Необыкновенный концерт – 2» | | Создание ситуации успеха |
Список литературы
Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983.
Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, текстовый контроль. М.:Глобус, 2010.
Е.А. Смолина Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2007.
7