МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕФЕРАТ
Необычные способы запоминания табличного умножения в начальной школе
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
очное обучение
Автор работы:
студентка 2 курса 203 группы
Бочкарева Ксения Александровна
Руководитель работы:
преподаватель ОГБПОУ УПК
Поселеннова Наталья Владимировна
Ульяновск
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Необычные способы запоминания табличного умножения в начальной школе 5
1.1. Пальцевой счет 5
1.2. Художественный способ 6
1.3. Литературный способ. 6
1.4. Использование мнемонических приемов при заучивании 8
1.5. Игры-тренажёры 8
1.6. Таблица Пифагора 8
1.7. Визуальное запоминание 9
1.8. Кинестетическое запоминание 9
1.9. Запоминание случая в качестве опорного 9
1.10. Запоминания таблицы «с конца» 9
1.11. Взаимосвязанные пары (перестановка множителей) 10
1.12. Запоминание по числовым этапам 10
1.13. Запоминание таблицы умножения за 7 дней 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 15
ВВЕДЕНИЕ
Каждый сталкивался в детстве с необходимостью учить таблицу умножения. У многих при этом возникали сложности, так как приходилось в буквальном смысле зубрить, запоминать набор непонятных цифр.
Сейчас выучить таблицу умножения ещё более сложно, так как у каждого ученика есть телефон, а в нем есть калькулятор, с помощью которого можно умножить любое однозначное или даже многозначное число.
В школе учить таблицу умножения начинают со второго класса. Если ученик не сможет усвоить таблицу умножения сразу, то в будущем он может столкнуться с определенными сложностями, так как от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных предметов [6].
Актуальность данной темы очевидна, как быстро выучить таблицу умножения, если от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных дисциплин. В современном мире дети начинают изучать таблицу умножения и деления в начальной школе.
Проблема исследования - возможно ли использование необычных способов в качестве эффективного запоминания табличного умножения в начальной школе.
Цель исследования - выявить наиболее эффективные способы запоминания таблицы умножения.
Объект исследования - процесс обучения математики.
Предмет исследования – способы запоминания таблицы умножения.
Задачи:
1. Изучить способы запоминания таблицы умножения из специальной литературы и ресурсов сети Интернет;
2. Выбрать для себя самые интересные или более легкие;
3. Научиться применять способы запоминания таблицы умножения.
Методы исследования - изучение литературы, анализ.
Структура работы состоит из введения, одного параграфа, 13 подпунктов, заключения, списка литературы и приложения.
Необычные способы запоминания табличного умножения в начальной школе
Способы вычислений, которыми мы пользуемся сейчас, не всегда были так просты и удобны. В старину пользовались более громоздкими и медленными приемами. Особенно трудны в старину были действия умножения и деления. Тогда не существовало одного выработанного практикой приема для каждого действия. Напротив, в ходу была одновременно чуть не дюжина различных способов умножения и деления - приемы один другого запутаннее, запомнить которые не в силах был человек средних способностей. Каждый учитель счетного дела держался своего излюбленного приема, каждый «магистр деления» (были такие специалисты) восхвалял собственный способ выполнения этого действия [12].
В книге В. Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» изложено 27 способов умножения, причем автор замечает: «весьма возможно, что есть и еще способы, скрытые в тайниках книгохранилищ, разбросанные в многочисленных, главным образом, рукописных сборниках» [13].
И все эти приемы умножения - «шахматный или органчиком», «загибанием», «крестиком», «решеткой», «задом наперед», «алмазом» и прочие соперничали друг с другом и усваивались с большим трудом.
Давайте рассмотрим наиболее интересные и простые способы умножения [7].
Пальцевой счет
Для того чтобы его эффективно использовать, следует знать результаты табличного умножения в пределах таблицы умножения числа 4.
Например, нужно умножить 6 на 7. Зажимаем пальцы на обеих руках в кулак, а затем на каждой руке отгибаем столько пальцев, насколько каждый множитель больше, чем пять [1].
На двух руках отогнуто три пальца - это число десятков в искомом числе. На одной руке остались прижатыми к ладони три пальца, на другой - четыре пальца эти числа перемножаем 3 * 4 = 12 и прибавляем к числу имеющихся десятков. 30 + 12 = 42. Ответ: 6 * 7 = 42..
Художественный способ
Предложить детям пофантазировать и представить, с чем у них ассоциируются цифры от 1 до 9.
Попросить детей нарисовать ассоциации. Главное, чтобы эти образы были придуманы детьми. К примеру, 0 может напоминать колесо, 1 – Буратино, 2 – лебедя, 3 – сердечко.
Далее нужно закрепить эти ассоциации, для этого вразброс показывайте вашему ученику нарисованные им картинки. Потом вместе сочините историю на каждый пример умножения.
В частности, 2*3=6. Одна девочка придумала рассказ: «Гулял как-то лебедь (2), встретил сердечко (3) и влюбился в него. Стал он ухаживать за сердечком. Увидел это клоун (6) и стал дразнить их: «Тили-тили-тесто, жених и невеста» [11].
Литературный способ.
Этот способ подойдет детям, склонным к запоминанию стихов Андрея Усачёва «Таблица умножения в стихах».
1х1=1
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один - один.
1х2=2
Один в поле не воин.
Одиножды два - двое.
2х2=4
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два - четыре.
2х3=6
Сел петух до зари
На высокий шест:
- Кукареку!... Дважды три,
дважды три - шесть!
2х4=8
В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре - восемь дырок..
3х5=15
Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет "трижды пять"?...
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять- пятнадцать пятен!
4х4=16
Четыре милых свинки
плясали без сапог:
Четырежды четыре -
шестнадцать голых ног.
4х6=24
Шла на парад Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть - двадцать четыре!
4х7=28
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь - двадцать восемь!
4х10=40
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять – сорок [8].
(И так далее)
Использование мнемонических приемов при заучивании
Это могут быть карточки с записями табличных случаев, которые ребёнок носит в кармане и просматривает при любом удобном случае. В самом центре - первый множитель (число изучаемое в таблице умножения), вокруг него написаны возможные вторые множители (от 1 до 10). В наружном кольце необходимо обозначить соответствующий результат умножения (Приложение 1) [10].
Игры-тренажёры
После изучения таблицы умножения можно проверить свои знания с помощью «Игры в снежки». На экране появляется табличный пример, для которого необходимо подобрать ответ из предложенных. Если ответ выбран верно, то снежок попадает в цель [9].
Таблица Пифагора
По таблице Пифагора интересно и легко заниматься и все понятно. Здесь нет лишней информации. Просто положите табличку в дневник или книгу по математике, и ребенок постоянно будет видеть перед собой эти цифры (Приложение 1).
Со временем он выучит их и, главное, не назовет неправильный ответ: например, 4х4 = 16 и ребенок не скажет 17, потому что такого числа в таблице вообще нет.
Запоминать нужно здесь намного меньше, да и закономерности малыш быстро научится находить. Это не только его заинтересует, но и вдохновит и дальше изучать материал. А педагогу и родителям стоит поддерживать, поощрять и хвалить маленького исследователя. Ведь даже не научившись умножать, ребенок уже начал понимать связь между числами [9].
Визуальное запоминание
Дети — визуалы намного быстрее освоят технику умножения, если будут видеть яркие образы, поможет раскрашивание цифр и фигурок, большие таблицы не только с цифрами, но и рисунками. У этих детей очень хорошо развито образное мышление [15].
Подойдут также мультики, в которых в качестве учителя будут выступать любимые герои ребенка (Приложение 1).
Кинестетическое запоминание
Ребенок — кинестетик получает и усваивает информацию через ощущения и чувства, поэтому для него подойдут карточки с цифрами, которые можно перекладывать и самостоятельно составлять примеры ( рис.4)
Запоминание случая в качестве опорного
Например, 5 * 6 = 30, значит 5 * 7 = 30 + 5 = 35.
Приём является производным от приёма 3. Используются легко запоминающиеся случаи: 6 * 5, 6 * 8, 5 * 4, 5 * 9, 7 * 7, 6 * 6, 5 * 5 и т.п. Применяя затем приём прибавления или вычитания первого множителя, ребёнок получает нужные результаты [1].
1.10. Запоминания таблицы «с конца»
Приём активно реализован в учебнике Н. Б. Истоминой. Он рекомендуется для использования при работе с детьми, плохо запоминающими большие объёмы информации. В этом случае установка на запоминание ребёнку даётся порциями, начиная с самых сложных случаев:
9 * 9, 9 * 8, 9 * 7.
Таким образом, ребёнок с ограниченным объёмом запоминания запомнит сначала самые сложные случаи, а более лёгкие случаи таблицы чисел 2, 3 и 4 он может получить приёмом сложения одинаковых слагаемых или любым другим приёмом [9].
Взаимосвязанные пары (перестановка множителей)
При хорошем понимании правила перестановки множителей ребенок заучивает в два раза меньше случаев табличного умножения, чем содержит полная таблица. Используя перестановку множителей, все остальные случаи можно получить из имеющихся [7].
Запоминание по числовым этапам
«Числа - близнецы» (2х2, 3х3,4х4,5х5,:6х6,7х7,8х8,9х9).
Заключается в запоминании результатов умножения одинаковых множителей
« Волшебные числа» (12,16,18,24,36).
По произведению и одному из множителей учимся находить другой. Существует пять произведений (12,16,18,24,36) у которых по четыре множителя.
«Числа - перевёртыши» (12 -21, 24-42, 36-63, 27-72, 45-54)
К третьей группе относятся числа – перевёртыши ( дети путают десятки и единицы).
«Числа - братики» (64-63, 28- 27, 54-56, 48- 49,35-36,20-21,14-15)
Используется сравнение множителей и произведений.
«Числа - одиночки» (4,6,8,30,32,40,45).
Чтобы запомнить множители этих чисел, использую те же упражнения [3].
Запоминание таблицы умножения за 7 дней
В помощь родителям предлагается новая авторская методика по изучению учащимися начальной школы таблицы умножения [5]. Всего 7 занятий продолжительностью по 7-10 минут, помогут ребенку запомнить таблицу и развить память, внимание, интерес к занятиям математикой (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любую трудность нужно встречать во всеоружии. В том, что заучивание таблицы умножения – это довольно серьезная задача, никто не сомневается. В прошлом ученики просто механически заучивали таблицу. Сегодня в арсенале педагогов и родителей множество разработок и специальных методик, способных значительно облегчить и ускорить процесс запоминания таблицы. Изучая таблицу умножения в школе и применяя ее в повседневной жизни, мы многого не знали о ней. Значительное место таблица занимает в образовании и развитии [13].
Существует несколько способов, как легко ребенку выучить таблицу умножения. Прежде чем выбрать подходящий, подумайте, а заинтересует ли он вашего маленького ученика.
Используйте не только учебный материал, но и различные карточки, видео, наглядные пособия. Это поможет скучный для детей процесс обучения превратить в интересный и увлекательный процесс.
Для каждого человека найдется свой способ запоминания таблицы умножения, а моет быть даже и несколько, которые позволят в непринужденной форме, весело и интересно, без зубрежки запомнить результаты [11].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова, Э.И. Математика. 2 класс. /Э.И. Александровна.- М.:, Просвещение, 2012. - 56 с.
Балк, М. Б. Математика после уроков/М. Б. Балк. – М.: Просвещение, 1971 – 273 с.
Кордемский, Б. А. Математическая смекалка/Б. А. Кордемский. – 9-е изд., стер. – М.: Наука, 1991 – 304 с.
Нагибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка/Ф.Ф. Нагибин.- М. : Рос. пед. агентство, 2002.- 94 с.
Нестеров, А.И. Учимся умножать вместе /А.И. Нестеров.- М. : Просвещение, 2006.- 94 с.
Остапенко, М.А. Таблица умножения за 7 дней/М.А. Остапенко.- М.: Литера ИД, 2007.- 67 с.
Понтрягин, Л. С. Математический анализ для школьников/Л. С. Понтрягин. – М.: Дробь, 1980 – 302 с.
Усачев, А.П. Таблица умножения в стихах/А.С.П. Усачев.- М.: АСТ, 2015. – 64 с.
Мирмильштейн, Т. А., Математика /Т. А. Мирмильштейн. – М.: Просвещение, 1967 – 207 с.
Инфоурок [Электронный ресурс]/ Способы изучения таблицы умножения: ред. Арабова И.В.; Web-мастер Воробей А.С.- Электрон. дан. – М.: Инф.урок, 2013. - Режим доступа: https://studbooks.net, свободный.
Старт в науке [Электронный ресурс]/Как выучить таблицу умножения : ред. Абрамова И.В.; Web-мастер Куливаев А.И.- Электрон. дан. – М.: Ст.в.науке, 2016. - Режим доступа: https:// school-science.ru, свободный.
Студенческая библиотека [Электронный ресурс]/Познавательный интерес как средство обучения: ред. Арабова И.В.; Web-мастер Баранов О.Г.- Электрон. дан. – М.: Студ. б-ка, 2013. - Режим доступа: https://studbooks.net, свободный.
Учебные материалы [Электронный ресурс]/ Способы запоминания таблицы умножения: ред. Ибрагимова Н.А.; Web-мастер Савельева Е.В., Коробкина Л.И..- Электрон. дан. – М.: Уч. матер., 2014. - Режим доступа: https:// nsportal.ru, свободный.
Российская государственная библиотека [Как быстро и легко выучить таблицу умножения наизусть] / Центр информ. Технологий РГБ; ред. Купин В.В.; Web-мастер Омаров А.П. — Электрон. дан. — М.: Рос. гос. б-ка, 2011 — Режим доступа: https://refdb.ru/, свободный.
Алгебра жизни [Электронный ресурс]/ Как легко ребенку выучить таблицу умножения: ред. Зеленогоров Ф.К.; Web-мастер Власов А.Я.- Электрон. дан. – М.: Мегобуч., 2015. - Режим доступа: https://algebrazhizni.ru, свободный.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(рис.1- Мнемонические приёмы при заучивании таблицы умножения).
(рис. 2 - Таблица Пифагора).
(рис.3 – Визуальное запоминание).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(рис. 4 - Кинестетическое запоминание).
(рис. 5 - Запоминание таблицы умножения за 7 дней по книге М.А. Остапенко).