Тема : «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».(По стихотворению Маяковского «Летом на даче»)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.
- развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся.
- воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: беседа
Оборудование: учебник литературы Г.С.Меркин, 7 класс,магнитофон (прослушивание записи)
План урока:
1.Организационный момент
2.Мотивация к учебной деятельности
3.Актуализация знаний
4.Объяснение нового материала
5.Рефлексия
6.Подведение итогов урока
7. Домашнее задание
Ход урока:
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.В.Маяковского и постараемся увидеть, в чем поэт видит предназначение своего поэтического дара, а также какими средствами выразительности языка он пользуется, чтобы дать нам это понять. Кроме того, я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете забывать такие качества личности, как вежливость, трудолюбие, терпимость, потому что они очень нам пригодятся.
– Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?
(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)
Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?
(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)
Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.
Работа с текстом. Послушайте внимательно стихотворение, как его читал сам Маяковский. Запись с пластинки, поэтому появляются шумы, помехи. Поэтому просьба – внимательней вслушиваться в слова.
– Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
– О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?
(Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)
– Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?
(В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.) Значение слова плыла - надвигалась
– Как в этой части представлено солнце? Его работа?
(Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)
(Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)
– Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?
(Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)
– Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?
(Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)
– Нет ли другого чувства у героя?
(Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.)
– Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?
(Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)
(На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.)
– Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:
«...чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»?
Объясним значения этих слов.
Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.
Обратимся к толковому словарю за подтверждением.
Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.
– Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?
(В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.)
– Как передан испуг поэта? Чем он вызван?
(Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.
Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)
– Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:
Черт дернул дерзости мои
Орать ему...?
(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)
– В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?
Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.
(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)
– Как меняются взаимоотношения героев?
(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)
– В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?
(Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)
– Как звучат последние строки:
Стена теней, ночей тюрьма...?
– Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?
(Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего:двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)
– Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?
(Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
Трезвонится – звонит во все колокола.
Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)
– Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?
(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)
- Прочитайте строки, в которых заключен главный смысл стихотворения. Какая запись, на ваш взгляд, больше соответствует замыслу поэта?
На доске:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить- и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца!
(лесенка подсказывает выделение слов «всегда», «везде», «светить»).
Ребята,что вам сегодня особенно запомнилось? Что показалось сложным?
Представителем какого направления является Маяковский?
Заглавие стихотворения (уже в заглавие вкладывается основной смысл)
Форма: Строчки делит на подстрочия («лесенки»), отсюда каждое слово выделяется паузой, на него обращается внимание.
Интонация: Интонация в стихотворениях самая разнообразная: от доверительной до волевой, часто командной.
Система стихосложения: Стихи Маяковского основаны на одинаковом количестве ударных слогов в строке, такой стих называется тоническим (или ударным)
Рифма: Рифма не всегда точная, слова рифмуются по звучанию, а не по написанию, поэтому читать его стихи лучше вслух.
Язык: Много авторских неологизмов, много эпитетов, гипербол, метафор.
Домашнее задание: (по карточкам)
Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.
В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся слова _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, слово залить имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) комическое. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы во всем мире _______.