СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость вакцинации в современном мире

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Необходимость вакцинации в современном мире»

ТЕМА: «НЕОБХОДИМОСТЬ ВАКЦИНАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»






СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

I История появления и развитии вакцинации… 4-5

  1. Классификация вакцин 6

  2. Болезни, которые стали историей благодаря прививкам 7-8

IV Опрос 9-13

  1. Побочные эффекты при вакцинации 14

  2. Последствия отказа от вакцинации… 15

Заключение 16

Использованная литература и другие информационные ресурсы 17

Приложение 18

ВВЕДЕНИЕ


Проблема: «Актуальность вакцинации».




Причина: почему вакцинирование в современном мире необходимо.




Цель: сделать акцент на увеличении тенденций и отказа от вакцинации, и рассмотреть возможные способы распространения сведений и положительных моментов вакцинации.



Актуальность: в наше время тема вакцинации вызывает массу споров и разногласий.

Польза вакцины в том, что она способна выработать правильную реакцию иммунной

системы организма на болезнетворную бактерию, способствующую развитию определенного вида инфекции. Однако, прежде чем пройти вакцинацию, необходимо учитывать тот факт, что влияние ослабленных, живых и умерщвленных вирусов, которыми заражают прививочный состав, все равно является непредсказуемым.

  1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАКЦИНАЦИИ


Для начала следует начать с определения вакцинации: вакцинация (прививка) – это введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Эдвард Дженнер является создателем вакцины.

До XIX века врачи в Европе были бессильны против широко распространённых и повторяющихся крупных эпидемий. Одним из таких инфекционных заболеваний была натуральная оспа: она ежегодно поражала миллионы людей во всём мире, умирали от неё от 20 до 30 % инфицированных, выздоровевшие часто становились инвалидами. Оспа становилась причиной 8- 20 % всех смертей в европейских странах в XVIII веке. Потому именно для этого заболевания требовались методы профилактики.

Первая вакцина получила своё название от слова vaccinia (коровья оспа) – вирусная болезнь крупного рогатого скота. Английский врач Эдвард Дженнерв 1796 г. впервые применил на мальчике Джеймсе Фиппсе вакцину против натуральной оспы, полученную от больного коровьей оспой. Этот вирус был из пустул на руках доярки, которая заразилась оспой случайно. Оспа развилась только на привитых местах и протекла без осложнений. Спустя два месяца Дженнер привил мальчику натуральную человеческую оспу, которая не принялась.

Cпустя почти 100 лет (в 1876-1881) Луи Пастер сформулировал главный принцип вакцинации – применение ослабленных препаратов микроорганизмов для формирования иммунитета против вирулентных штаммов.

В начале XIX века вакцинация стала обязательной в Англии и других европейских странах. В России в 1815 году был учреждён оспопрививательный комитет, который составлял списки ещё не привитых детей. В Америке, Азии и Африке оспа продолжала распространяться, пока в1967 году, после того как от

оспы умерли два миллиона человек, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не приняла решение о начале массовой вакцинации для полного искоренения натуральной оспы.

С древних времён было замечено, что люди, переболевшие оспой, больше ею не заболевают, поэтому делались попытки вызвать лёгкое заболевание оспой, чтобы впоследствии предотвратить тяжёлое.

В Индии и Китае практиковалась инокуляция – прививание здоровых людей жидкостью из пузырьков больных лёгкой формой натуральной оспы.

Недостатком инокуляции являлось то, что, несмотря на меньшую патогенность вируса, он всё же иногда вызывал смертельные случаи. Крометого, случалось, что по ошибке инокулировался высоко патогенный вирус.

Традиция вакцинации возникла в Индии в 1000 г. н. э. Упоминание о вариоляции в аюрведическом тексте Sact’eya Grantham было отмечено французским учёным Анри Мари Гуссоном в одном журнале. Однако идея отом, что инокуляция возникла в Индии, была поставлена под сомнение, поскольку лишь немногие из древних санскритских медицинских текстов описывали процесс инокуляции.

Некоторые из живых вакцин были созданы советскими учёными, например, П.Ф. Здродовский создал вакцину против сыпного тифа в 1957-1959 годах.

Вакцину против гриппа создала группа учёных: А.А. Смородинцев, В.Д. Соловьев, В.М. Жданов в 1960 году. П.А. Вершилова в 1947-1951 годах создала живую вакцину от бруцеллёза.


  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВАКЦИН



По типу антигенного материала вакцины делятся на следующие категории:

  • живые, но ослабленные штаммы микробов или вирусов (от ветряной оспы, гриппа, жёлтой лихорадки, кори, краснухи, полиомиелита, ротавирусной инфекции, эпидемического паротита);

  • убитые (инактивированные) микробы или вирусы (от бешенства, брюшного тифа, гепатита А, гриппа, клещевого энцефалита, коклюша, полиомиелита);

  • анатоксины (ослабленные или изменённые токсины) микроорганизмов (от дифтерии, столбняка);

  • субъединичные, в том числе синтетические вакцины, генно- инженерные и молекулярные (от гемофильной инфекции, гриппа, вируса папилломы человека, гепатита B, коклюша, пневмококковой именингококковой инфекции).

  1. БОЛЕЗНИ, КОТОРЫЕ СТАЛИ ИСТОРИЕЙ БЛАГОДАРЯ ПРИВИВКАМ


    1. Оспа: первые попытки привить оспу в Англии были предприняты еще в XVIII веке, когда врач Эдвард Дженнер в 1796 году сделал экспериментальную прививку против «коровьей оспы». Последний случай заражения оспой на земле зафиксирован в 1977 году.

    2. Холера: побеждена в 1870 году, когда французский микробиолог Луи Пастер на основе куриного вируса холеры создал первую в мире живую бактериальную вакцину.

    3. Туберкулез: туберкулез перестал считаться смертельно опасным заболеванием, когда микробиолог Альбер Кальметт и ветеринар Камиль Герен разработали во Франции в 1908-1921 годах первую живую бактериальную вакцину для человека на основе штамма ослабленной живой коровьей туберкулезной бациллы Mycobacterium bovis, которая утратила вирулентность для человека, будучи специально выращенной в искусственной среде.

    4. Дифтерия: методы вакцинации дифтерии впервые разработал в России в 1902 году врач С.К. Дзержиковский, проведший опыт на себе. С 1923 году проводятся регулярные вакцинации, после чего дифтерия вышла из разряда эпидемических заболеваний.

    5. Коклюш: коклюшная цельноклеточная вакцина впервые создана и лицензирована в США в 1914 году. С ее помощью удалось резко снизить заболеваемость и тяжесть коклюша. Вакцинацию против коклюша проводят все страны, в том числе и Россия, начиная с 1959 года.

    6. Столбняк: возбудитель столбняка был открыт в 1883 году русским хирургом Н.Д. Монастырским, а в 1890 году японский микробиолог Китадзато выделил противостолбнячную сыворотку, которая сегодня является единственным средством профилактики столбняка.

    7. Полиомиелит: острое инфекционное заболевание, представлявшее

некогда серьезную угрозу для детей. После того как в 1955 году американец Йонас Солк запатентовал первую вакцину против полиомиелита, эта болезнь в ряде стран полностью исчезла.

    1. Менингококковая инфекция: заболевание с высокой смертностью, несмотря даже на своевременное и современное лечение. Погибает до 30% заболевших. Единственное средство профилактики – прививка, созданная в 1960 году американскими врачами.

    2. Корь: считается побежденной с 1963 года, когда в США стали производить живую (из ослабленного вируса) вакцину. С 1970 года стала проводиться вакцинация и против «германской кори» (краснухи), после чего частота заболеваемости в Европе упала до 0%.

Гепатит В: в 1981 году была придумана первая вакцина против гепатита В, в 1986 году против этого заболевания была создана первая в мире генно-инженерная вакцина, а с 1998 года вакцинация против гепатита В вошла в календарь прививок России.


IV ОПРОС


В сентябре 2023 года в ходе индивидуального проекта был проведен опрос среди студентов НХУ в целях выявления представления о знаниях населения в области прививок.

Объект исследования были люди от 16 лет и старше. В опросе приняло участие 54 респондента.

Результаты анкетирования приведены в диаграммах 1-6.


Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли вы, каким образом происходит заражение инфекционными заболеваниями?»

В целом, представление респондентов о пути заражения инфекционными заболеваниями находится на высоком уровне: 96% респондентов отметили свою осведомленность в этом вопросе, и всего 4% оказались не проинформированы о возможных шансах заразиться инфекционным заболеванием. (Диаграмма 1).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Где Вы получаете информацию о вакцинации?»

Наиболее популярным и удобным источником получения информации для большинства респондентов является Интернет (77,8%), на втором месте учеба/работа (63%), на третьем-медработники (31,5%) и телепередачи (31,5%),

реже газеты (3,7%) и радиопередачи (3,7%). (Диаграмма 2).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, частота осложнений выше после»


Большинство респондентов – 68% утвердительно верно ответили «от перенесенных инфекционных заболеваний». (Диаграмма 3).





Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Я вакцинирован(а) против»

Большинство респондентов не знают против каких инфекций они делали когда-то прививки (57,4%). Больше трети (35,2%) респондентов осведомлены о том, что имеют прививку от вирусного гепатита B, часть респондентов (31,5%) помнят, что делали вакцину от сезонного гриппа и других инфекций, от дифтерии вакцинированы (29,6%), всех меньше голосов получила прививка от пандемического гриппа (22,2%). (Диаграмма 4).




Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что необходимо более активное и позитивное освещение вопросов по

вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний в средствах массовой информации?»

Абсолютное большинство респондентов (85,6%) проявляют интерес к освещению вопросов о вакцинопрофилактике в средствах массовой информации (Диаграмма 5).

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Ваше отношение к

вакцинации»

Подавляющее большинство анкетируемых – 82,4% регулярно делают прививки и лишь 1/6 часть отказываются от вакцинации (Диаграмма 6).

Подводя итоги в целом, уровень осведомленности об иммунизации населения достаточно высок. Респонденты осознают пользу и важность профилактических прививок в поддержании здоровья населения.

      1. ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ВАКЦИНАЦИИ



К общим реакциям относятся:

  • повышение температуры тела,

  • распространенную сыпь,

  • нарушение аппетита и самочувствия,

  • головную боль,

  • головокружение,

  • кратковременную потерю сознания,

  • цианоз,

  • похолодание конечностей.

При использовании вакцин, содержащих живой ослабленный штамм вируса, возможно развитие стертой картины инфекции, от которой производилась вакцинация. Например, после прививки против кори на 5 - 10 сутки возможно развитие специфической реакции, характеризующуюся повышением температуры, сыпью, катаральными явлениями, что классифицируется как постпрививочная корь.

      1. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКАЗА ОТ ВАКЦИНАЦИИ



Более 82 тыс. детей и взрослых в Европе, по данным ВОЗ, были заражены корью в течение 2018 года, это является рекордным показателем за последнее десятилетие. В 2016 году, впервые за десятилетие, число инфицированных корью достигло минимума – 5273 зарегистрированныхслучаев. Но уже с декабря 2017-го по январь 2018 года в Европе было зарегистрировано рекордное количество в 13 тыс. заболевших.

В Новой Зеландии и Австралии с 2016 года регулярно регистрируют заболевших менингококковой инфекцией в возрасте до 18 лет.

Правительства стран связывают это с повальным отказом от вакцинации. В связи заболеваний, которые можно предупредить вакцинацией, власти Австралии в 2017 году стали лишать детского пособия родителей, не желающих делать прививки своим детям. Количество привитых всего за 12месяцев после поправки выросло на 200 тыс. человек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В заключение хочу сказать, что несмотря на то, что человечество научилось побеждать многие болезни, на смену им приходят новые, мутировавшие, искусственно созданные вирусы. И вакцинация, как и сотни лет назад, порой является единственным способом побороть их. Недавно вновь представился случай (COVID-19), когда все люди должны были проявить ответственность и вакцинироваться. Поэтому можно смело заявить, что тема вакцинации и ее значительной важности будет актуальна еще очень долгое время, как в сезонный период гриппа, так и в глобальном масштабе эпидемий мировых вирусов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ


  1. Зверев В.В., Вакцины и вакцинация: Национальное руководство. Краткое издание/ под ред. В.В. Зверева, Р.М. Хаитова-Москва.

  2. Медуницын, Н.В. Вакцинология / Н.В. Медуницын, А.В. Катлинский, Л.О. Ворслов. – Москва: Практическая медицина 2022 г.

  3. Справочник по вакцинам Delta-V Антонина Обласова / 2023.

Приложение 1


АНКЕТА «ВАКЦИНАЦИЯ»

    1. Знаете ли Вы каким образом происходит заражение инфекционными заболеваниями?

Да Нет

    1. Где Вы получаете информацию о вакцинации?

из телепередач

из радиопередач из газет

в Интернете

на работе (учебе (Вузе, техникуме и т.п.)

от медработников

    1. Как Вы считаете, частота осложнений выше после: перенесенного инфекционного заболевания проведенной прививки

    2. Я вакцинирован (а) против:

Дифтерии

Вирусного гепатита В Сезонного гриппа

Пандемического гриппа От других инфекций

Не знаю против каких инфекций

    1. Считаете ли Вы, что необходимо более активное и позитивное освещение вопросов по вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний в средствах массовой информации?

Да Нет

    1. Ваше отношение к вакцинации

Я регулярно делаю прививки Я отказываюсь от вакцинации

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!