СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поисково-исследовательский проект:"Неизвестный Лангемак"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы исследования обусловлено неоднозначным, противоречивым отношением общества к отдельным страницам истории нашей Родины и нашего края на протяжении двадцатого столетия. Наш народ может гордиться своей историей, но при всем этом в современном обществе существуют различные оценки целесообразности тяжелых испытаний, лишений, невероятных усилий предыдущих поколений, переживших страшные годы войны, репрессий и тому подобное. Никакие невзгоды не сломали в наших земляках любовь к жизни, веры в людей, уверенность в необходимости жить именно такой жизнью ради будущего, пользы для своего государства.

Просмотр содержимого документа
«Поисково-исследовательский проект:"Неизвестный Лангемак"»





Георгий Лангемак -

изобретатель ракетной техники и

покоритель неба
















Исполнитель: Ковалёва Вероника, ученица 11 класса ГОУ ЛНР «Старобельская гимназия», член клуба «Подвиг»

Наставник: Белоцерковец Юлия Владимировна, учитель истории ГОУ ЛНР «Старобельская гимназия»









Содержание


Вступление………………………………………………………………………3

1. Детство, юность, годы учебы ………………………………………… …… 5

2. Первая мировая война. Революция. Кронштадтское восстание………………6

3. Семья и служебная карьера ……………………………………………… ……7

4. Ракеты, их конструкция и применение ……………………...………… ……9

5. «Дело» Лангемака ……………………………………………………………10

6. Реабилитация. Память… ……………………………………………………...12

Вывод …………………………………………………………………………...13

Список использованных источников……………………………………………14

Приложения………………………………………………………………...…… 16




















ВСТУПЛЕНИЕ


Актуальность темы исследования обусловлено неоднозначным, противоречивым отношением общества к отдельным страницам истории нашей Родины и нашего края на протяжении двадцатого столетия. Наш народ может гордиться своей историей, но при всем этом в современном обществе существуют различные оценки целесообразности тяжелых испытаний, лишений, невероятных усилий предыдущих поколений, переживших страшные годы войны, репрессий и тому подобное. Никакие невзгоды не сломали в наших земляках любовь к жизни, веры в людей, уверенность в необходимости жить именно такой жизнью ради будущего, пользы для своего государства.

Цель работы -исследовать на примере жизни нашего земляка, ученого, военного инженера, изобретателя реактивных снарядов для установок Великой Отечественной войны «Катюша», обычного человека, Героя Социалистического Труда (посмертно), человека чьим именем был назван кратер на Луне - Лангемака Георгия Эриховича. Донести современному поколению больше информации о временах репрессий в предвоенные годы, о его сломанной судьбе и разорванной жизни его семьи, проанализировать путь становления его личности, используя архивные материалы, протоколы допросов, нарративные исследования и сделать соответствующие выводы о героизме, стойкости и мужестве людей которые прошли трудный путь испытания тоталитарной машиной для сохранения исторической памяти..

Суть работы - попытка раскрыть особенности взглядов, оценок жизненных ценностей и событий людьми, которые творили историю своей жизнью.

Хронологические границы работы охватывают период с 1898 по 1938 год - становление личности и репрессии , годы испытаний ракетной техники 1939, 1955 гг. и годы реабилитации и чествования памяти.

Историческая новизна работы заключается в том, что используются исторические источники, архивные материалы, воспоминания – свидетели трагических событий прошлого. Исследуются, благодаря рассекречиванию, ряд документов Центрального архива ФСБ, связанных с репрессиями ученых и изобретателей в 30-х годах ХХ в.

Практическое значение работы заключается в том, что этот материал может быть использован на музейных уроках, экскурсиях, уроках памяти, часах духовного единения, воспитательных часах, уроках истории, посвященных изучению истории нашего края и его выдающихся деятелей.




















1. Детство, юность, годы учебы

Георгий Эрихович Лангемак, военный инженер, изобретатель реактивных снарядов для известных установок Великой Отечественной войны "Катюша", родился 21 июля 1898 г. в г. Старобельске Луганской области в интеллигентной семье преподавателей иностранных языков Александровской мужской гимназии (приложение 1). Отец, немец по происхождению, Эрих Францевич Лангемак, окончил Берлинский университет, вместе с женой швейцаркой Марфой - Марией Константиновной принял русское гражданство и начал службу в Министерстве образования. [13], (приложение 1).

Исследуя биографические публикации краеведов, посвященных Г. Э. Лангемаку проследим хронологию его жизнеописания. Георгий в 1907-1916 годах учился в мужской гимназии. Как и все родители, Эрих Францович и Марфа-Мария (приложение 1) хотели, чтобы их дети (их было 4) тоже стали учителями, но Георгий, который с детства имел собственное мнение по любому поводу, заявил о том, что выберет себе другой путь [5].

Это заявление вызвало недовольство отца, привыкшего к беспрекословному подчинению. На этой почве у них возникала не одна ссора. С другой стороны, непоколебимость во взглядах сына, сочетавшаяся с упорством, с которым он пытался постичь то, что его интересовало, преимущественно радовала родителей. Эти черты характера должны были помочь парню достичь больших высот.

Семья рано потеряла отца, который ушел из жизни в 1905 году. Забота о семье легла на плечи матери и старшей сестры Марии, которая вместе с матерью давала частные уроки русского и французского языков [6].

Георгий тоже подрабатывал, готовя будущих гимназистов к поступлению в разные заведения города. Горожане говорили, что если к поступлению готовят братья Лангемаки, то вступление гарантировано.

Окончив гимназию с серебряной медалью, (приложение 2) Георгий Лангемак в 1916 г. поступает на филологический факультет Петроградского университета, намерен изучать японскую филологию.

   В Киеве парень навещает семью Елены Петерс (Каменевой) (приложение 2). Еще в Елисаветграде между Еленой и Георгием вспыхнула искра первой любви. С отцом, Михаилом Николаевичем, начальником Елисавеградского кавалерийского училища в 1910-1914 годах, парень был знаком еще в школьные годы, учился вместе с Алексеем Петерсом. Именно Михаил Николаевич, не последний человек в Императорском Генштабе, поддерживал мечту парня о военной карьере, но Первая мировая война внесла свои коррективы в его жизнь [5].


2. Первая мировая война. Революция и Кронштадское восстание

В октябре 1916 года Георгий Лангемак был мобилизован в армию. 29 октября 1916 г. он пишет прошение на имя начальника школы прапорщиков по Адмиралтейству с просьбой о приеме. 9 ноября 1916 г. его причисляют

до 4-ого взвода береговой охраны Финского залива. Затем он был направлен в Кронштадтскую крепость на должность командира батареи, чуть позже стал командиром форта «Тотлебен». В 1918 p., после развала флота, демобилизовался [5] (приложение 3).

Библиографы Лангемака считают, что Георгий послужил прообразом поручика Леонида Юрьевича Шервинского, героя романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Г. Е. Лангемака же от Л. Ю. Шервинского отличали только две детали: честность и то, что Георгий Эрихович носил не черкеску поручика кавалерии, а форму мичмана флота. Однако это пока только легенда ...

По настоянию матери Георгий в 1918 году поступает в Новороссийский университет в Одессе на историко-филологический факультет. Исследователь жизни Г. Лангемака А. Глушко говорит о боевом участии Георгия в войске Симона Петлюры до мая 1818 года (приложение 3).

  Согласно официальным документам, Георгий-кандидат в члены ВКП(б) с февраля 1919 года, член Кронштадтской организации с июня 1920-го. В течение полутора лет в 1919-1921 гг. был преподавателем грамоты по линии ликбеза на фортах «Риф» и «Тотлебен», чем очень радовал мать, считавшую, что преподавание – его призвание.

Во время Кронштадтского восстания Георгий Лангемак был арестован матросами-мятежниками и приговорен ими к расстрелу. Находился под стражей со 2 марта по 18 апреля 1921 г. и был освобожден только после подавления мятежа верными правительству большевиков войсками. С 15 июня 1921 г. назначен командиром 2-го дивизиона артиллерии, начальником строевой части, с 13 января 1922 г. - помощник начальника артиллерии крепости Кронштадта [5] (приложение 3).

3. Семья и служебная карьера


  В 1922 году Георгий Лангемак был исключен из ВКП(б) и снят с партийного учета из-за венчания в церкви с гражданкой Еленой Владимировной Каменевой (приложение 4). Как гласит протокол допроса :«исключен за церковный обряд».

В 1923 году Георгий Лангемак поступил в военно-техническую академию РККА (тогда – артиллерийский институт им. Дзержинского, а ныне Ракетно-артиллерийская академия имени императора Петра Великого) и в 1928-м окончил ее. Во время учебы вместе с другими слушателями академии под руководством преподавателя академии С. Серикова выполнял заказы лаборатории Н. И. Тихомирова (с 1928 года – Газодинамическая лаборатория) [5].

После окончания академии Георгий Лангемак был назначен на должность начальника артиллерии Черноморского флота, но по просьбе Н. И. Тихомирова был оставлен для работы в Газодинамической лаборатории. Вскоре в 1931 г. появились первые работающие прототипы моделей пороховых ускорителей для самолетов, позволявшие значительно уменьшить длину взлетного поля. Апробация вновь созданных изобретений проходила на Комендантском аэродроме, который находился на берегу Черной реки, а исследовательское оборудование находилось в Петропавловской крепости, где и проводились основные работы и расчеты. Как руководитель сектора Г. Э. Лангемак разрабатывал и дорабатывал реактивные снаряды РС-82 и РС-132, которые уже в летний период 1932 г. прошли довольно успешные испытания на самолетах Р-5.

        В 1933 году был создан первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), также известный как НИИ-3.

И уже в 1933 г. с помощью самолетов, кораблей и наземных установок на полигонах Ленинграда и Евпатории, были удачно испытаны снаряды девятерых типов, различавшиеся не только калибром, но и принципами применения. И именно эти достаточно удачные опыты привели к созданию 21 сентября 1933 г. на базе Ленинградской Газодинамической лаборатории и Московской группы реактивно движения Реактивного научного-исследовательского института Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РНДИ), директором которого стал и. т. Клейманов. В 1934 году Г. Э. Лангемак назначен главным инженером этого института [5] (приложение 5)

В сентябре 1935 г. ему присвоено персональное воинское звание " военинженер 1-го ранга».




4. Ракеты, их конструкция и применение

В 1935 г. в соавторстве с В. П. Глушко вышла из печати научная работа «ракеты, их конструкция и применение» [5] (приложение 6), которая сразу стала пособием для изучения новых отраслей науки и техники. В этой работе с легкой руки Георгия Лангемака широкое использование получил научный термин "космонавтика", а также описывались главные принципы ракетостроения, и были сформированы идеи оснащения автомобилей пусковыми установками для реактивных снарядов. Анализируя эту публикацию, надо отметить, что Георгий Эрихович был не только автором раздела о пороховых ракетах, но и редактором всей книги. Большое значение имели две публикации Г. Лангемака во втором выпуске трудов института «ракетная техника». В статье «к вопросу о повышении скорости и дальности реактивных снарядов» он представляет эти рекомендации по оптимизации параметров снаряда, позволяющих значительно увеличить дальность стрельбы. Во второй статье - «ракетные авиационные бомбы» Георгий Эрихович высказал идею об использовании реактивной техники.

С 1936 года начались массовые волны арестов, и одна из них задела не только рядовых ученых, но и выдающегося ученого-конструктора , нашего соотечественника С. П. Королёва.

На место С. П. Королёва в 1937 p. главным инженером РНДИ был назначен Г. Э. Лангемак. В этом же году реактивные снаряды РС-82 были приняты на вооружение и крепились на нижней плоскости крыла истребителей и-15.

Он занимал эту должность до ноября 1937 года [3] (приложение 6). В первом сборнике научных трудов этого института опубликована статья «О единой терминологии в системе обозначений по ракетной технике». Практически все рекомендованные в ней формулировки закрепились в отечественной ракетной технике. Эффективно совмещая труд главного инженера института с творческой работой, г. Лангемак руководил работами по созданию наземной, воздушной и морской артиллерии.

5. «Дело» Лангемака


       Исследуя архивные материалы надо определить, что в 1937 г.» детище «Тухачевского - Реактивный научно-исследовательский институт подвергся» чистке " [3, 14] (приложение 6), руководство института было арестовано. 3 ноября 1937 года Г. Э. Лангемак был арестован (ордер № А810) органами НКВД г. Москвы как немецкий шпион. Донос в НКВД был написан заведующим одним из отделов института А. Г. Костиковым [3,14] (приложение 7), и отослан в апреле 1937 года в ЦК ВКП (б). Георгий Эрихович Лангемак был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего личного имущества. Через 10 дней приговор был исполнен [8,9] (приложение 8).

13 октября 1938 года Особым Совещанием при наркоме внутренних дел СССР жена Георгия Лангемака, Елена Владимировна Лангемак, как социально опасный элемент (она происходила из дворян) сослана в Казахстан, в поселок Ермак Павлодарской области. Две дочери, Анна и Майя (приложение 4), отправлены в спецраспределитель. Через два месяца их бабушке, маме Елены Владимировны, удастся забрать девочек к себе, в Ленинград...


Анализ архивных документов и научных публикаций позволили прийти к выводу, что начало репрессиям в реактивном научно-исследовательском институте положило «заявление» А. Г. Костикова [3, 14] (приложение 7), написанное им в 1937 году, в котором он «раскрывает контрреволюционную троцкистскую диверсионно-вредительскую шайку в которую входили Клейманов (директор института) и Лангемак» (приложение 7). Поэтому в мае 1937 года в институте начались поиски «врагов» среди сотрудников. За подписью секретаря парткома Н.Белова заготавливаются письма-запросы на беспартийных, наиболее талантливых сотрудников института (всего на 14 человек), с целью собрать на них компромат. На Лангемака было сделано 4 таких запроса. Целью их якобы был сбор информации о приеме этих ученых в ряды ВКП (б). На самом деле никто из них заявление о вступлении в партию не подавал. После этих запросов 2 ноября 1937 г. арестовали И. Т. Клейманов оказался под арестом, на следующий день – 3 ноября - Лангемака.

Литература

1.Афанасьевский С. Старобельчанин на Луне // Рассказы об истории Старобельска. — Луганск: Янтарь, 2011. — С. 239. (рос.)

2.Глушко, Александр Валентинович. Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш» / Александр Глушко. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012. – 508 с.: портр., фото, ил. – (Сер. «Война и мы. Авиаконструкторы»).

3.Штейнберг, М. Красивое имя, наводящее страх: создателей реактивного миномета отправили в лагеря, а их славу отдали другому / М. Штейнберг // Украина-центр. – 2005. – 8 июля. – С. 10.

4.http://www.space.hobby.ru/firsts/langemak.html  Лангемак Георгий Эрихович Автор Александр Глушко. На основании документов из архивов ЦГАВМФ, ФСБ, Самарского филиала РГАНТД и личного архива А. В. Глушко.

5.https://aftershock.news/?q=node/475677&full Дело РНИИ. Королев, Глушко, Клейменов, Лангемак










Приложение1


Лангемак Г.Э.


Родители Лангемака 1900г., Елисаветград

Приложение 2

Александровская мужская гимназия 1900 г. г.Старобельск.

Аттестат зрелости 1916 г.

Приложение 3




Приложение 4



Лангемак с супругой Дочери

Лангемак Г.Э 1935 г.

Приложение 5


Семья Г.Лангемака , лето 1934г.(Архив Глушко А.)

Лангемак Г. 1933г.





Лангемак ( кратер)



Лангемак Г.Э. .



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!