Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников»
Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 11
Капридова Елена Александровна
ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Заметное увеличение количества детей, испытывающих трудности в усвоении и освоении школьных программ ( 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга ).
Неуспешность в учебе влияет на трудности адаптации к школе, отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими.
Следящая диагностика Наблюдение за ребенком на уроке и переменах, анализ выполненных заданий.
Параметры:
- Работоспособность, утомляемость
- Темп работы
- Двигательная и речевая расторможенность
- Организованность и следование инструкциям учителя
- Внимательность
- Быстрота включения в работу
- Инертность
- Импульсивность
- Навык самостоятельной работы
- И другие
Показания для нейропсихологического обследования и коррекции
- выражена эмоциональная лабильность, быстрая истощаемость, низкая работоспособность
- неустойчивое внимание, нестабильная успеваемость
- недостаточность пространственных представлений, мозаичность восприятия
- расторможенность, гиперактивность, несформированность произвольного внимания, повышенная отвлекаемость, замедленный процесс усвоения информации, трудности автоматизации любого навыка
- трудности в овладении чтением, письмом, математическими навыками, нарушение порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов
Индивидуальная нейропсихологическая диагностика
- Позволяет проследить индивидуальный стиль и особенности ребенка.
- Включает в себя различные пробы и тесты на исследование программирование и контроля, серийной организации движений и речи, анализ переработки информации различной модальности.
Нейропсихологическая коррекция Развитие «слабой» функции или ее компенсация при опоре на сильные функциональные звенья.
Когнитивная коррекция
Сенсомоторная коррекция
Воздействие на базовый уровень развития ВПФ через двигательные методы
Бланковые методики, игры, направленные на развитие произвольной регуляции и функций переработки различной информации.
Когнитивная коррекция
Сенсомоторная коррекция
- Позволяет улучшить функционирование ЦНС
- Повышает продуктивность протекания психических процессов
- Стабилизирует межполушарное взаимодействия
- Активирует подкорковые образования мозга
- Улучшает у ребенка внимание, память речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю
В программе сенсомоторной коррекции используются разработки А.Л.Сиротюк, А.В.Семенович.
Сенсомоторная коррекция
Коррекционная работа с двигательными методами включает в себя :
- растяжки
- дыхательные и глазодвигательные упражнения
- перекрестные телесные упражнения
- упражнения для языка и мышц челюсти
- развития мелкой моторики
- развития коммуникативной и когнитивной сферы
- упражнения с правилами
- когнитивные упражнения
Мероприятия по нейропсихологическому сопровождению детей в начальной школе
- Нейропсихологическая диагностика уровня сформированности системы ВПФ
- На основе полученных результатов диагностики формируются группы сенсомоторной коррекции, а также проводится индивидуальная когнитивная нейрокоррекция с элементами двигательных упражнений.
- Разработаны рекомендации учителям и родителям по обучению детей с проблемами в развитии
- Просвещение родителей и учителей в области психофизиологического развития детей.
Спасибо за внимание!