СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неформальное общественное движение молодежи в современной отечественной социокультурной ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассказываетс история зарождения неформального движения

Просмотр содержимого документа
«Неформальное общественное движение молодежи в современной отечественной социокультурной ситуации»

Практическая работа № 6

Неформальное общественное движение молодежи в современной отечественной социокультурной ситуации

  1. Условия зарождения неформальных молодежных организаций и их роль в развитии отечественного молодежного движения.

Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

В период социально-экономических преобразований в России конца XX - начала XXI века повсеместно наблюдается рост насилия, жестокости, резко обострились проблемы воспитания подрастающего поколения. Происходящие в молодежной среде процессы не могут не вызывать острых дискуссий среди ученых: историков, философов, политологов, социологов и др. Среди многочисленных проблем молодежи, особый интерес представляет проблема неформальных молодежных объединений как объекта социально-политического анализа.

Участие молодежи в общественной и политической жизни представляет интерес не только с точки зрения ее собственного развития, но и с точки зрения совершенствования структуры всего общества, развития политической системы. От того, насколько активна молодежь, на что направлена ее преобразовательная деятельность, зависит характер общественного развития страны. Поэтому исследование неформальных молодежных объединений имеет большое значение, как для понимания процессов, происходящих внутри самой рассматриваемой социальной группы, так и для объяснения тенденций развития общества в целом. История нашей страны свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение, общество и государство заметно продвигались вперед в решении социально-экономических, политических, геополитических и других проблем.

Толчком к возникновению многочисленных неформальных молодежных движений в России послужили события 90-х гг. XX века: на молодежь по сути дела не обращали внимания, считая, что она сама может сделать правильный выбор. В результате этого российская молодежь, по примеру западных сверстников, давно включившихся в подобные процессы, пыталась самореализоваться путем создания различного рода неформальных групп и движений.


Возникновение неформальных молодежных организаций является во многом стихийным процессом, обусловленным социальной ситуации. Ситуация быстрого и радикального перелома, изменения основ экономической, политической и духовной жизни общества послужила стимулом к широкому зарождению и развитию субкультурных и контркультурных процессов в молодежной среде. В рамках неформальных молодежных движений и раньше существовали различные структуры и явления, представляющие собой альтернативные формы общественных и культурных процессов. Нередко они были своеобразным вызовом обществу, стихийным протестом против определенных общественных явлений.

В качестве основных причин возникновения и развития молодежного экстремизма в России можно назвать издержки социально-экономических реформ , безработицу, наркоманию, криминализацию, трансформацию духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов.

  1. Образ неформалов в общественном мнении.

Отношение к неформальным молодежным движениям в нашей стране открыто негативное. Население, правительство, политические партии считают, что неформалы разлагают общество, служат криминализации, пропагандируют насилие и т.д. Неформалов обвиняют в различных правонарушениях и преступлениях, не зная сути движения, не понимая его идеологии.

Вместо того чтобы безосновательно обвинять молодежь и ее объединении я и движения необходимо выявить причины, по которым молодые люди уходят в различного рода неформальные организации. Сегодня требуются целенаправленные воздействия на подрастающее поколение в рамках государственной молодежной политики, а для этого необходимо знать и понимать причины появления этих движений и участия в них молодежи.


К неформалам власть должна повернуться лицом: сегодня они достаточно реальная и мощная сила, которая может, как способствовать, так и препятствовать развитию государства и общества. Запрещением таких групп ничего нельзя решить. Вместо запрещенных объединений появляются новые, часто еще более радикальные. Необходимо искать другие способы решения проблемы.

Неформальные молодежные движения в принципе невозможно искоренить, так как они представляют собой для молодежи способ самовыражения и самореализации. При этом, необходимо регулировать их деятельность, чтобы они не становились явно антигосударственными, способными подорвать современные устои общества. И ни в коем случае нельзя забывать об их существовании.

Современные исследования неформальных молодежных объединений должен быть, в первую очередь, способом избавления от негативист-ских предубеждений и основой выработки дифференцированного подхода к оценке мировоззрения, отклоняющегося от общепринятого, и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений, не вписывающейся в стандартные рамки.

Любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно, подобно эффекту бумеранга, создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. Возрастает опасность распространения в России молодежного экстремизма.

Обратим внимание на то, что среди представителей старшего поколения негативное отношение к молодежным субкультурам преобладает над позитивным: Вредными, разлагающими молодежь субкультурные молодежные объединения считают 39% респондентов старше 40 лет. Не видят в них ничего плохого 14% взрослых и лишь 4% находят субкультурные объединения полезными для молодежи, позволяющими ей самовыражаться.

Безразличное отношение выразили 25%, а ничего не знают о молодежных течения 15% представителей старшего поколения.

Возвращаясь к молодежи, отметим, что симпатию к тем или иным субкультурным движениям выразили около трети респондентов (30%).

Молодым мужчинам субкультуры явно интереснее, чем девушкам (39% против 24%), которые заметно чаще проявляют безразличие (52% против 38%).

.Естественно, самые молодые чаще отмечают близость их взглядам тех или иных субкультурных течений. С возрастом интерес снижается и нарастает безразличие.



  1. Динамика отношений общества к молодежным субкультурам.

Новое восприятие молодежных субкультур в условиях современного российского общества связано с переоценкой их сущности. Происходит переход от отождествления молодежных субкультур с контркультурой в советское время к пониманию молодежной субкультуры как структурного элемента культуры современного российского общества, в котором формируются новые жизненные стили и стереотипы мышления молодого поколения россиян. Однако такое понимание сущности молодежных субкультур не снимает проблему значительного роста контркультурных объединений молодежи, часть из которых носит откровенно экстремистский характер.


Такое состояние рождает потребность в глубоком анализе процессов развития культуры в целом и ее молодежного сегмента, направленности и динамики ее изменений, истоков и факторов появления новых культурных форм. Между тем, с точки зрения социально-философской предметности, феномен молодежных субкультур, за редким исключением, не стал еще предметом специального, целостного исследования и осуществляется достаточно эклектично.


Суть позиций данного исследования заключается в том, что теоретическая рефлексия проблемы трансформации молодежных субкультур, столь необходимая для оптимизации социокультурной политики, не только обеспечивающей интеграцию молодежи в пространство культуры, но и созидающей необходимый культурный потенциал динамичного преобразования российского общества, может быть охарактеризована как насущная потребность развития социально-гуманитарного знания.


Это, в свою очередь, позволит более точно сформировать молодежную политику как сферу приоритетных интересов российского государства.


  1. Современные субкультуры молодежных объединений.

Хиппи

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей. Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи.

Хиппи — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США. Расцвет движения пришелся на конец 1960 — начало 1970 годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь.

1. Хиппи верит:

2. что человек должен быть свободным;

3. что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;

4. что поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;

5. что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;

6. что все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;

7. что духовная община — идеальная форма общежития;

8. что все, думающие иначе, заблуждаются.

9. Символика хиппи

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «шибори»).

Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить, тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения.

Растаманы.
Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).


Панки.
Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой.


Готы.

Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов с бледными лицами и темными кругами под глазами весьма показателен в этом отношении. Большинство готов воспринимают смерть как фетиш. Это выражается в прогулках по кладбищам, пристрастию к произведениям, описывающим смерть. Для настоящего гота характерно быть замкнутым, испытывать частые депрессии, меланхолию, мизантропию. Вместе с тем - это эстет, мистик, избегающий стереотипов в поведении и облике, стремящийся к артистичности и творческому самовыражению.

Основные элементы готического имиджа -- преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он, как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз. Прически в готической моде достаточно разнообразны. Для готов характерно красить волосы в чёрный или реже в рыжий цвет.


Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII--XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Встречается мода металлистов -- использование кожаной одежды, цепей и металлических аксессуаров. Иногда используются садо-мазохистские атрибуты, такие как ошейники и браслеты с шипами. Готическая субкультура постоянно критикуется консервативной общественностью. Одно из обвинений -- пропаганда суицида. В текстах готик-групп тема депрессии, смерти, загробной жизни встречается достаточно часто, и некоторые из текстов можно трактовать как одобрительно отзывающиеся о самоубийстве. Также, среди готов популярна инсценировка самоубийства. Но по мнению психологов, готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, изначально склонных к депрессии. При этом субкультура дает людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию и таким образом, может даже предотвращать суицид.

Обвинения в связи готики и сатанизма звучат в основном со стороны религиозных организаций. Однако эта ошибка вызвана чаще всего атрибутикой готов, которую некоторые принимают за сатанинскую. По мнению социологов, сама по себе готическая субкультура неагрессивна, хотя отдельные ее представители могут составлять исключение.

Мажоры – советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле, владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями.

В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей – покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще – равнодушное.

Будущее мажора безоблачно и не вызывает никаких тревог.


Яппи – молодёжная субкультура, представители которой ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» – успешность. Уважающий себя яппи носит строгий костюм (предпочтительно тройку), шерстяной и очень дорогой, не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук булавкой с рубином – это дурной вкус. Максимум, что он может себе позволить, – это запонки с бриллиантовой пылью или антикварный хронометр «с репетицией». Но даже это не рекомендуется.

О жизни яппи лучше всего узнавать из журналов, которые яппи сами для себя издают. Тиражи этих изданий крошечные, и распространяются они, в основном, среди своих.


Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 г. мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса.

Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие.

Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Эмо (от emotional-- эмоциональный)--
молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды или, в зависимости от пола: эмо-бой, эмо-гёрл.

Выражение эмоций -- главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид -- ранимый и депрессивный человек.

Несмотря на то, что эмо-кор появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски -- два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» -- «сердечки» по бокам, бантики.

Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице).

И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком.

Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми.

Для эмо характерны следующие атрибуты:

- Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками.

- Значки, прицеплённые к одежде и, иногда, к обуви.

- Очки в широкой яркой или чёрной оправе.

- Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами).

- Крупные бусы ярких цветов на шее.

- Мягкие игрушки-талисманы в виде мишек.

Эмо-субкультура, под влиянием западной поп-культуры, появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию и виктимность, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида.


Аниме - японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Отличительные признаки:

- интересы и ценности, такие как аниме, манга, культура и история Японии. Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги (японских комиксов), фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинение фанатских рассказов.

- свой сленг. Аниме, «Манга», «Отаку» (человек, увлеченный аниме) и многие другие слова, а также их производные - неотъемлемая часть этого сленга. Многие используют в своем лексиконе японские слова и фразы.

- одежда и внешний вид. Иногда по самым незначительным деталям (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно определить анимешника. Сумки и футболки с соответствующей символикой - это уже более значительные элементы. Многие делают себе прически как у любимого персонажа.

- наличие неформальных групп и сообществ. Разумеется, это клубы и другие объединения.

- косплей (с английского - костюмированная игра) -- форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги. Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми.


  1. Ресурсы и риски молодежных субкультур в социализации человека.

Подростки часто не умеют обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их, находить безопасные способы их выражения. Они не знают, что агрессия в той или иной мере присутствует в душе большинства людей, порождаемая многими причинами: ущемлением важнейших потребностей личности, невозможностью осуществить свои интересы, длительным унижением и угнетением, нерешенными моральными проблемами при общераспространенном запрете взрослых на проявление агрессивных чувств. Часто подростки сами пугаются собственной агрессии, отрицают и подавляют ее, не осознают, с чем связано ее возникновение. Способы избавиться от накопившейся агрессии также существуют во многих субкультурах. Это и буйство футбольных фанатов на стадионах, и поведение на концертах панков и металлистов. Подобное поведение помогает и снять напряжение от слишком сильного давления социальных норм и правил, которые часто слишком активно навязываются подросткам родителями и школой. Полное подчинение им обычно рождает противоречие между реальной жизнью подростка и его потребностями, интересами, желаниями, то есть возникает внутриличностный конфликт. А когда человек не может разобраться ни с внешними, ни с внутренними психологическими трудностями и противоречиями, выпустить чувства наружу в социально приемлемой форме, агрессия и напряжение копятся внутри и возникает опасность взрыва – вспышек неконтролируемой злости или нервного срыва.


Таким образом, в ряде субкультур можно заметить элементы психотерапии, недаром они так привлекательны для подростков. Некоторые субкультуры помогают реализовать и один из самых важных механизмов профилактики аутодеструктивного поведения – умение признавать, «быть в контакте», свободно обращаться с собственной злостью и агрессией, а также с другими «социально неодобряемыми» чувствами – завистью, отвращением, ненавистью, страхом. Часто наблюдается и «реакция группирования» – вместе подросткам легче решать свои проблемы и «отстаивать свои права» на собственные ценности, отличные от родительских, самостоятельно искать смысл собственной жизни. Осорина Н.В. отмечает, что эта реакция уже наблюдается у детей гораздо более раннего возраста – они чувствуют поддержку друг друга и решаются на то, что хотят, но боятся делать в одиночку, сообща решают сложные вопросы. Любая субкультура помогает подростку решить проблемы в общении – он находит ровесников с общими интересами и увлечениями. С одной стороны, компания, где подростка понимают и разделяют его интересы, может стать для него очень ценным ресурсом, так как одна из главных ценностей возраста – система отношений со сверстниками, взрослыми, принадлежность подростка к группе сверстников позволяет ему пробовать новые модели поведения в безопасной и доброжелательной обстановке, не испытывая давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.), но с другой стороны группа сверстников может навязать определенную роль и воспитать конформизм, подчинение групповым нормам. Подросток часто подражает поведению сверстников без его критического осмысления, меняя зависимость от семьи на зависимость от группы.


Субкультура – это частично вымышленный и достаточно безопасный мир, благодаря которому подростки постепенно учатся взаимодействовать с социальной реальностью. Проблема в том, что в ряде субкультур пропагандируется аутодеструктивное поведение, и подростки не в состоянии отделить и ассимилировать только полезные для себя поведенческие формы. Это происходит из-за недостаточной развитости критического мышления в этом возрасте, нежелания чем-либо выделяться из группы сверстников, неопытности, отсутствия страха смерти и самоповреждения, желания показать свою смелость, завоевать авторитет. Змановская Е.В., современный психолог, исследующая отклоняющееся поведение, подчеркивает, что в подростковом возрасте спецификой аутодеструктивного поведения является его опосредованность групповыми ценностями, в том числе ценностями субкультуры. Кроме того, как подчеркивает И.В. Берно-Беллекур, групповая деструкция протекает быстрее и прогностически неблагоприятнее, чем индивидуальная.


В ряде субкультур – растафарианстве, отдельных направлениях панк- и рейв-культур, поддерживается желание уйти от неприятных переживаний путем приема психоактивных веществ – алкоголя или наркотиков. Р. Ассаджиоли рассматривает злоупотребление наркотиками и как поведение, направленное на изоляцию от общества, где личность не признана. Таким образом, прием психоактивных веществ «помогает» человеку «достигать» определенных целей – ограничивает неприятные переживания. Но нельзя утверждать, что на наркотизацию и алкоголизацию может влиять исключительно субкультурная принадлежность подростка. Важны и личностные предпосылки.


«Тяга к опасному» или склонность к экстремальному поведению также реализуется в различных формах молодежных и подростковых сообществ и не обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях. Примеры таких субкультур – диггеры, скейтеры, хакеры.


Как отмечает Дж. Райкус, многие младшие подростки тяготеют к занятиям, позволяющим им испытывать острые ощущения. Они редко умеют контролировать или сдерживать свои интенсивные эмоции, что вместе с отсутствием опыта, неспособностью трезво оценивать ситуацию и собственные силы и склонность к риску могут иметь тяжелые и даже опасные для жизни последствия.


Другим негативным фактором для подростков – носителей субкультур может стать эскапизм – склонность к уходу в романтизированный мир компьютерных или ролевых игр, «бегство» в воображаемые миры вместо налаживанья продуктивных и комфортных отношений с реальностью.


Еще одна опасность – фанатическое поведение – вовлеченность в деструктивный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением. Если увлеченность спортом или музыкальным направлением скорее является индикатором, указывающим на проблемы в общении и внутриличностные конфликты и даже может способствовать их разрешению, то деструктивные культы и религиозные секты угрожают личностной целостности, душевному и физическому здоровью человека, его свободе воли. Вызывать беспокойство родителей должно и вовлечение подростка в криминальные субкультуры и экстремистские организации.


М.В. Вершинин приводит признаки потенциально опасной группы: авторитаризм лидеров без их ответственности перед группой, нетерпимость к вопросам, сомнениям, попыткам критического изучения деятельности группы, отсутствие финансовых публичных отчетов о бюджете и расходах, необоснованные страхи по отношению к внешнему миру, санкции по отношению к покинувшим ими стремящимся покинуть группу, истории злоупотреблений лидера группы своей властью. Таких групп следует опасаться и отделять их от относительно безопасных субкультур.


  1. Возможности педагогического влияния на молодежные субкультуры.

Изучая различные молодежные субкультуры, организатору работы с молодежью надо работать с реальными молодыми людьми, такими, какие они есть, не вырывая их из контекста их взаимоотношений со сверстниками. Нам надо хорошо знать наших детей, научиться понимать их увлечения, и только тогда сократится то расстояние, которое порой так часто отделяет ребенка от взрослого. Изменить человека, его взгляды, привычки, интересы, заставить его делать то, что хотите Вы, очень сложно, вероятно, и безрезультатно, если сам человек не захочет изменить себя, свои привычки и взгляды. Профилактическая работа только тогда будет эффективной, когда в основе ее лежит формирование рефлексивной позиции и субъектное включение ребенка в процесс профилактики.

Организаторы работы с молодежью должны хорошо представлять структуру неформальных групп. При этом очень важно стимулировать деятельность групп социальной направленности и нейтрализовать негативные антисоциальные проявления в других группах.

Основной алгоритм действий организатора работы с молодежью может включать в себя три этапа.

Этап подготовительный, на котором организатор должен изучить особенности молодежной группы, на которую он хочет оказать социально-педагогическое влияние: ее традиции, обычаи, нормы отношений. Важно изучить опыт позитивного влияния на подобные группы.

Этап внедрения предполагает установление контакта с лидерами группы, участие в отдельных ее действиях. Задача этого этапа обрести доверие участников группы.

Этап влияния определяется задачей позитивного влияния на группу, просоциальное изменение направленности ее действий. Прежде всего, такое влияние, оказывается через лидеров группы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!