Неделя русского языка в начальной школе
Цель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка
Задачи:
повысить образовательный уровень учащихся;
развить самостоятельность учащихся;
развить творческие способности учащихся;
План проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка в начальной школе
Дата проведения | Мероприятие | Класс | Ответственный |
1 день | Торжественная линейка, посвященная открытию Недели Русского Языка в начальной школе(в классе учитель) | 1-4 | Кл руководители 1-4 кл |
Конкурс «Лучший каллиграф» | 1-4 |
2 день | Блиц-опрос для учащихся 2-4-х классов | |
«Весёлый наборщик» | 1-4 кл |
3 день | Олимпиада по русскому языку | 1-4 кл |
4 день | Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-4 классов | 2-4 кл |
5 день | Конкурс коллажей | 2-4 кл |
Конкурс рисунков «На что похожа буква | 1 кл |
6 день | Закрытие Недели русского языка. Награждение победителей | 1-4 кл |
Конкурс «Лучший каллиграф» (Грамоты -3 чел.)
3 класс
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь
Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-4-х классов.
(Занимательно в классе)
Участие принимают сборные команды от 2-4-х классов.
Ход работы:
Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета.
Команды готовы?
Задание 1 «Скороговорки»
Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух.
Скороговорки для команд:
Жук жужжит над абажуром.
Уже и ужи в луже.
Не доела Нина дыню.
Задание 2 «Загадки»
Ведущий: Уважаемые знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах-отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.
Загадки для команд:
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется… (арбуз).
Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется… (крапива)
Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
– Вставать пора! (Будильник)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышат там. (Телефон)
Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
Задание 3 «Искусство общения»
Ведущий: Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.
(Двое учащихся 1 класса разыгрывают сценку для команд).
Ученик 1: Ты сегодня собирался в кино?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: А билеты ещё не купил?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Будешь покупать, купи мне.
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Зайти за тобой?
Ученик 2: Ага!
Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.
Задание 4 «Поспевай – не зевай»
Ведущий: А сейчас небольшой блиц-опрос. Каждой команде необходимо дать ответ на вопрос.
– Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
– Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (Зелёная)
– Как написать МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (Кошка)
Задание 5 «Комплимент»
Ведущий: Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.
Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его –лови! – тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.
Задание 6 «Составляем меню»
Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо составить из всех букв, входящих в слова, названия блюд:
Слова для команд:
Задание 6 «Разгадаем кроссворд»
Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо решить кроссворд:
По горизонтали:
2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся,
Вдаль бежит издалека –
Это синяя… (река)
5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
6) Привезли на кухню ящик –
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. (Холодильник)
7) Его на палец надевают,
И оно руку украшает. (Кольцо)
8) Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Ветер)
9) Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет. (Сова)
По вертикали:
1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит –
Крепко станет. (Молоток)
4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (Скакалка)
Конкурс «Весёлый наборщик»(Грамоты)
Примечания:
из букв, составляющих слов колесо, наборщик, метрополитен, составить как можно больше новых слов.
Проверка:
Когда заканчивается время, участник с наименьшим количеством слов говорит первое слово, если слово повторилось у других участников, они его вычёркивают. Так по возрастающему количеству слов прочитываются все слова.
3 класс
Транспорт (торт, трос, торс, спорт, тропа, рот, нос, сон, сорт, сота, рапорт)
3 класс.(Занимательно в классе).
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Я | С | О | С | Ь | М | И | Н | О | Г |
Д | Р | О | Н | К | Е | Т | Ь | Щ | У |
Е | З | Г | М | А | Х | Л | У | Р | С |
Л | О | Ш | Е | Р | С | К | Р | А | Б |
Ь | П | И | Д | П | А | Р | С | К | А |
Ф | О | К | У | Н | Ь | К | Ю | Й | Н |
И | Л | А | З | В | И | Е | У | Т | В |
Н | Ж | Д | А | Т | Ь | М | О | Л | Ь |
Ю | Ь | К | А | Р | А | С | Ь | Ы | А |
Ч | Е | П | Я | С | Е | Л | Ь | Д | Ь |
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:
Дельфин
Щука
Карп
Окунь
Карась
Сом
Краб
Акула
Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
Школьная олимпиада по русскому языку (Грамоты)
Олимпиада по русскому языку (3 класс) _____________________________________________
1. Подчеркни строку, в слова которой нужно вставить букву «е»
Б…дняжка, кр…кун, ст…мнело, б…лить
Встр…чать, л…сник, м…довая, пр…мая
Зв…риный, вр…дитель, св…тлячок, сп…шить.
2. В каких словах пишется Ь. Вставь Ь.
Лож…, сторож…, молодёж…, удач…ный, пес…ня, рож…, печ…,
реч…ка, гараж…, реч…, печ…ка.
3. Подчеркни слова соответствующие схеме:
Раскрасил, повесили, здоровье, посадка, светлый, ленивый, пробежка, перекрасить, смастерил.
4. В каких словах пишутся удвоенные согласные. Вставь их.
Шос…е, ал…ея, рас…тение, клас…, пас…ажир, ран…о, рас…каз.
5. Подчеркни раздельное написание предлогов.
(на)летел, (на)столе, (за)окном, (за)думался, (в)гляделся, (в)пруду.
6. Соедини стрелками к какой части речи относятся слова.
Боль глаг играть
Болеть прил чистый
Игрушка сущ чистить
Чистюля игрушечный
7. К какому склонению относятся имена существительные? Соедини стрелками.
Деревня 1 скл. Мысль
Огонь книга
Лень 2 скл солдат
Смелость бумага
Камень 3 скл скамейка
Солнце скорбь
8. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно: ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
9. Укажи, в скобках в каком падеже употреблены существительные
С ковром ( ), на стуле ( ), с добротой ( ), в страну ( )
к другу ( ), от сирени ( ), к дому ( ), в поездке ( ), со
сказкой ( ), в портфель ( ), под землёй ( ), сквозь туман
( ), без пальто ( ), в шляпе ( ).
10. Подумай в каких словах нужно вставить буква –Т- . Напиши.
Прекрас…ный, извес…ный, ужас…ный, чудес…ный, мес…ный,
прелес…ный.