СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя краеведения по изучению Кузбасса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неделя краеведения

                     Цели:

  1. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой.
  2. Вызвать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории и стремление сделать свою Родину богаче и краше.
  3. Знакомить детей с культурными центрами и ценностями родного края.
  4. Приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку.
  5. Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
  6. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Неделя краеведения по изучению Кузбасса»



Неделя краеведения

Цели:

  1. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой.

  2. Вызвать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории и стремление сделать свою Родину богаче и краше.

  3. Знакомить детей с культурными центрами и ценностями родного края.

  4. Приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку.

  5. Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

  6. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.




Интегрированное занятие

«Достопримечательности родного края»


. Занятие – игра «Легенды и сказки»

(Чтение народных сказок шорцев «Как птицы огонь добывали» и «Догадливая выдра» и телеутов «Актандас»)


Рисование по мотивам сказок


Познавательное занятие «Народы Кузбасса»


. Рисование «Народный костюм».






Воспитатель: Мальцева Н.С.

Тематическая экскурсия «Коренные народы Кузбасса»

У всех народов мира во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлую и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей родины. Школьный музей призван проводить разностороннюю работу по изучению своего края, прививать горячую любовь к своему народу, к его истории и культуре и в то же время глубокое уважение ко всем другим народам. Коренными жителями Кемеровской области были шорцы и телеуты. Изучить их историю и культуру поможет тематическая экскурсия «Коренные народы Кузбасса».

ЦЕЛЬ: углубление знаний учащихся о Кузбассе и малых народах, населяющих регион; формирование общего понятия о культуре телеутов; воспитание у учащихся чувства гордости за свой родной край.

1 ЭКСКУРСОВОД (показывает на карту, расположенную на стене музея): Издавна населяют территорию Кемеровской области шорцы, телеуты, калмыки и сибирские татары. Шорцы наиболее многочисленные среди коренных народов области и проживают, в основном, на юге по берегам рек Томи, Мрассу, Кондомы. До ХVII века шорцы были известны своим умением добывать и плавить руду, кузнечным ремеслом. В русских исторических документах их называют кузнецкими татарами. Традиционными занятиями шорцев являются охота, земледелие, заготовка дикорастущих съедобных растений, рыболовство и пчеловодство. Были распространены изготовление глиняной посуды, обработка дерева и кожи, ткачество.

Во время рассказа идет показ экспонатов музея.

2 ЭКСКУРСОВОД: Телеуты являются древнейшими жителями Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюрко-язычных племен «теле», входивших в тюркский каганат VI-VIII вв. Название «теле», как утверждают китайские и древнетюркские летописи, принадлежит большому числу древних племен, кочевавших на огромной территории Монголии, Русского и Монгольского Алтая.

3 ЭКСКУРСОВОД: Старинное телеутское предание говорит о том, что телеуты кочевали когда-то с телесами в Алтайских горах по берегам Телецкого озера, от которого, по их утверждению, получили и свое название. Доказательством этого предания является то, что язык, вера и многие обряды телеутов и телесов имеют большое сходство.

1 ЭКСКУРСОВОД (показывает альбом о телеутах): В VII веке телеуты добровольно принимают русское подданство. Переселившись на кузнецкую землю, телеуты по-прежнему занимались скотоводством и охотой. Охотились с помощью лука, а позднее ружей. Летом охотились на лосей, оленей, косуль и сусликов, зимой на белок, куниц, соболей. В середине VIII века шкурка белки стоила до 12 копеек, куницы – 80 копеек, соболя до 13 копеек. В среднем за зиму один охотник убивал до 100 белок, 7-10 куниц, 3-5 соболей. Часть шкурок отдавали в уплату ясака.

2 ЭКСКУРСОВОД (демонстрирует одежду женщин): Женщины носили длинные полотняные рубахи с поясом праздничная одежда у телеутов очень красивая. Шелковое нижнее платье, с короткими рукавами и обшитыми золотой тесьмой нагрудником и воротом. Нагрудник обшит вокруг пуговицами. Поверх надевается кофта до колен из того же шелка. Воротник кофты довольно широкий, украшен вышитым геометрическим орнаментом – обычно кубиками из золотых нитей.

3 ЭКСКУРСОВОД (показывает рисунок): Мужчины одеваются почти так же, как и русские – высокие сапоги, синие или белые, льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны из домотканого же сукна русского покроя. Обычно волосы свисали впереди без пробора до самых глаз. Шапки носили островерхие с наушниками – малахаи.

1 ЭКСКУРСОВОД: Конские бега (ярыш), карты, шахматы, мяч, стрельба из лука – только небольшая часть развлечений бачатских телеутов. Весенние игры молодежи знакомы нам: «горелки» (озогы ойын), «пятнашки» (стенекей). Давайте поиграем в одну из таких игр.

Орын талашт ат – занимать место – разбейтесь на пять пар, четыре по углам комнаты, а одна – в центре, пары, стоящие в углах, перебегают из угла в угол, а центральная – старается занять пустой угол.



Шорские сказки


Догадливая выдра

Поглядишь, так зверям и птицам вроде совсем вольно и беззаботно живётся: нет среди них ни родовитых князьков, владеющих самыми обильными и добычливыми угодьями, ни богачей, жадных и хитрых, закабаляющих вечно своих бедных родичей долгами и обманом. А всё-таки и им приходится ежегодно и выкуп за себя выплачивать, и дань в срок приносить: птицам — своими перьями, а зверям — шерстью. Ведь каждую весну все звери-птицы линяют — скидывают с себя тёплые пушистые шубы и своё зимнее оперение. Вот этой одёжкой или украшениями своими они платят албан-дань и повинность духам — хозяевам земли и воды. Живущие на суше звери и птицы хозяевам гор и тайги албан выплачивают, обитающие в воде — хозяевам рек и озёр дань несут…

Из зверей только одна выдра ни горному, ни водяному хозяину албан платить не желает, хитро от него увёртывается. Она ведь попеременно то на берегу, то в воде живет. И когда хозяин горы её спросит:

— Где ты, зверюга, проживаешь? — выдра лукаво отвечает: — В воде живу!

А когда хозяин реки допрашивает:

— Где ты, красавица, обитаешь? — она в ответ:

— В тайге, на горе жилище моё!..Когда хозяин горы сердито её к ответу требует:

— Кому ты, непокорная, албан платишь?

Выдра, посмеиваясь в усы, говорит:

— Хозяину реки должна платить! — А спрашивающему о том же хозяину воды дерзко отвечает: — Хозяину горы я должна дань приносить!..

Так ни тому, ни другому албана и не платит. Поэтому выдра весной и не линяет — красивой и пышной своей шёрстки не меняет…

Запись Н. Дыренковой, литературная обработка А. Смердова.

Как птицы огонь добывали

Было это, когда добрый Ульгень горы и реки, деревья и травы сотворил, людьми, зверями, птицами, рыбами землю и воду населил. Птицам в их гнёздах тепло и уютно жилось, перьями и пухом они были одеты. Зверям в берлогах и норах тоже вольготно было, их шерсть густая от холода укрывала. О рыбах и говорить нечего. У всех еды было вдоволь, добывать её было легко, словом, всем хорошо жилось.

Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было, чтобы согреться возле него в зимние холода, мясо или коренья на нем сварить или зажарить. Холодно и голодно людям было. И стали они птиц просить-умолять:

— Вы, птицы, вокруг всей земли летаете, в небо — к солнцу и звездам поднимаетесь, горы огнедышащие переваливаете, — только вы и можете добыть и принести нам огонь…

Птицы во все концы земли разлетелись, в небо взвились.

Журавль, в небесное жилище Ульгеня поднявшись, сказал:

— Тобою созданные люди на земле от мороза коченеют, от голода погибают, дай огонь им!

Ульгень разгневался и на людей, и на журавля, даже искорку огня из своего очага отказался дать, как журавль ни упрашивал, выгнал его из жилища, а сам спать улёгся.

Подождал журавль, пока Ульгень хорошенько заснёт, потихоньку к очагу подобрался, длинной своей ногой из очага пылающий уголёк выхватил, в длинном клюве своём уголёк зажав, стремглав на землю опустился, огонь людям принёс…

Другая птица — орлица, над высокими горами пролетая, на скалу подоблачную отдохнуть присела. Лишь коснулась своими когтями скалы, камень от неё отломился, вниз покатился и, ударившись о другой камень, искры высек, от которых сухие деревья загорелись. Орлица, осколок скалы в своих когтях зажав, в долину к людям вернулась, сказала:

— Если два камня друг о дружку ударить — искры посыплются, огонь можно разжечь…

С тех пор и научились люди из камня огонь высекать.

Запись Н. Дыренковой, литературная обработка А. Смердова.

Послушайте, как звучит телеутская сказка чочок «Актандас» (отрывок).

Тегрек, тегрек, теп-тегрек,

Ол немези, Актеандас?

Аан ичинде алтын тепши,

Ол немези Актандеас?

Тегрек, тегрек, теп-тегрек,

Кан - тенере эмес па?!

Аан ичинде алтын тепши,

Тистин кунубис эмес па?!

А это перевод.

Круглое, круглое, кругленькое,

Это что Актандас?

Золотое блюдо на нем,

Это что, Актандас?

 

Круглое, круглое, кругленькое,

Не Небо ли это великое?!

Золотое блюдо на нем,

Не солнце ли наше это?!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!