СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навыки, которые развивают шахматы у детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна постоянно перемещается буквой Г, вторая ходит как ей вздумается, третья и вовсе идет только вперед, а еще умеет перевоплощаться. Это описание не фантастического сюжета, а… шахматных фигур. Рассказываем, зачем шахматы нужны детям и что они развивают

Просмотр содержимого документа
«Навыки, которые развивают шахматы у детей»

Навыки, которые развивают шахматы у детей

Одна постоянно перемещается буквой Г, вторая ходит как ей вздумается, третья и вовсе идет только вперед, а еще умеет перевоплощаться. Это описание не фантастического сюжета, а… шахматных фигур. Рассказываем, зачем шахматы нужны детям и что они развивают.

Логическое мышление

Во время игры перед ребенком только шахматная доска с фигурами и противник. Необходимо оценить обстановку, продумать разные варианты ходов, постараться их просчитать и выбрать оптимальный. Да, сперва это кажется почти непосильной задачей, но чем больше ребенок будет проводить партий, тем быстрее и проще ему будет даваться этот поиск.

Со временем мозг научится играючи обрабатывать большой массив информации и выдавать лучшее решение. Особенно это пригодится в освоении точных наук, где требуется провести анализ, вспомнить, например, свойства веществ (если это химия), аксиомы (если геометрия) и применить знания на практике.

В повседневной жизни навык выручит не меньше, чем в учебе. Людям, играющим в шахматы, проще взять себя в руки в сложной ситуации. Они привыкли не ударяться в панику, а искать логичное решение.

Самая длинная партия в истории шахмат (по количеству ходов) состоялась в Белграде в 1989 году. Игроки сражались 20 часов 15 минут, было совершено 269 ходов. В итоге – ничья. После этого случая Международная шахматная федерация (ФИДЕ) внесла ограничения в игру.


Нестандартное мышление

Юный шахматист вроде все просчитал, придумал блестящую, как ему кажется, стратегию, но противник пошел совсем не так, как хотелось бы. Приходится на ходу перестраиваться и искать неочевидные пути, чтобы выиграть.

Этот навык работает и в обратном направлении: когда нужно усыпить бдительность соперника, скрывая свои планы, подготовить хитрые ловушки, а затем нанести решающий удар нестандартным ходом.

Мозг, как бы это странно не звучало, довольно ленивый орган. Перетруждать себя не любит. Поэтому всегда заботливо подкладывает нам простейший выход из положения, чтобы не напрягаться. Для игроков в шахматы такой подход станет провальным. Шахматисты не мыслят шаблонами. Они оценивают ситуацию и ищут неординарное решение даже вне игры.

Умение держать себя в руках

«Ответственность, целеустремленность, стрессоустойчивость…». Наверняка вы встречали такие требования в некоторых вакансиях. И действительно, это очень ценное качество – справиться с эмоциями в сложный момент. Такую закалку развивают шахматы, и, кажется, игроки в этом дадут фору любому самому стрессоустойчивому менеджеру.

Шахматисты основательно готовятся к турнирам, на это уходят месяцы. А во время игры иногда случается патовая ситуация, когда вообще нет выхода из положения. Но ни один мускул не дрогнет на лице проигрывающего. К этому шахматисты долго и упорно идут – игра за игрой. После такой закалки им в любых ситуациях значительно проще сконцентрироваться и взять себя в руки.

Самым молодым гроссмейстером, получившим это звание от ФИДЕ, в 2002 году стал Сергей Карякин. На тот момент ему было 12 лет и 7 месяцев.

Умение достойно принимать поражение

До последнего держать марку там, где хочется волком выть, – еще одно отличное качество, которое развивают шахматы. Достойно проигрывать способен не каждый. Некоторые впадают в истерику, обвиняют в случившемся всех вокруг. Но такого не встретишь среди шахматистов. Они все проходят через неудачи, которые дают им новую точку для роста и мотивируют двигаться дальше. Отточив свое мастерство, игроки возвращаются уже за победой.

Из шахматистов вырастают сильные, целеустремленные личности.

Способность ценить время

Люди, привыкшие все делать с чувством, с толком, с расстано-о-овкой, долго в шахматах не задержатся. Дело в том, что в классических шахматах на игру отводят два часа (затем еще добавляют время), в быстрых – порядка получаса, в игре блиц – от 5 до 15 минут. Не успел – значит проиграл. Шахматы развивают навык правильного распределения времени. Это пригодится ребенку в школе, в повседневной, а затем и во взрослой жизни.

К этому стоит добавить и привычку шахматистов просчитывать все на несколько шагов вперед. Такой подход помогает быть эффективнее и везде успевать.

Шахматы также увеличивают скорость принятия решения. В партии все может измениться за один ход. Поэтому важно быстро оценить ситуацию, найти новые варианты и также быстро принять решение.

Самое долгое обдумывание хода составило 2 часа 20 минут. Ровно столько размышлял над седьмым ходом бразильский мастер Франсиско Троис. После этого он сделал еще 21 ход и сдался.

Память, усидчивость и внимательность

В шахматной игре множество комбинаций и приемов, которые необходимо запомнить и в нужный момент удачно применить. Если без конца ерзать, отвлекаться и не следить за ходом партии, недолго и продуть ее. Шахматы учат детей собираться с мыслями, следить за игрой, выстраивать собственную стратегию и пытаться вычислить планы соперника.

Такая тренировка памяти, внимательности и усидчивости с годами не проходит бесследно. Мозг привыкает к постоянному включению в работу. Навыки, развитые шахматами, сперва помогают человеку во время учебы, а затем и в работе.

Самостоятельность

Игра предполагает, что ребенок должен самостоятельно принимать решение. Есть только он, противник и шахматная доска. На помощь не придут мама с бабушкой и никто не подскажет, как в школе на контрольной. Победа зависит только от самого ребенка. Приходится тщательно взвешивать ходы и искать способы выпутаться из ситуации.

Проигранная партия лишь подстегивает игрока. Он анализирует собственные ошибки, делает выводы и старается больше не допускать этих промахов. В будущем из таких детей вырастают уверенные в себе и самодостаточные люди.

Умение чувствовать состояние людей

В шахматах важно следить не только за фигурами на доске и ходом игры, но и за соперником. Выражение лица, проступившая испарина, движение губ, глаз, резкие действия – все это выдаст нервное напряжение противника. Вероятно, он близок к проигрышу и уже не в состоянии контролировать свои эмоции.

Но, кстати, с тем же успехом соперник может блефовать, пытаясь сбить с толку. Со временем придет опыт и умение распознавать эмоциональное состояние людей. Во взрослой жизни такой навык придется очень кстати.

Адаптация к обществу

Для игры в шахматы нужен хотя бы один напарник. А если участвовать в командных турнирах, игроков будет значительно больше. Важно уметь контактировать, находить общий язык, поддерживать команду и чувствовать ее плечо.

Шахматный клуб помогает ребенку пройти социальную адаптацию и найти друзей. Детей из клуба уже связывает один общий интерес – шахматы. А при знакомстве выясняется, что общего у них значительно больше.

Шахматы не заменяют детям другие школьные предметы и увлечения, но они позволяют получить отличную базу навыков и качеств, с которыми во взрослой жизни будет значительно легче и интереснее.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!